Художественный Вавилон на земле этрусков

Поделиться
Нынешней осенью в небольшом итальянском поселке Фивизано состоялся седьмой Международный фестиваль MUSIK WORLD («Мир музыки»)...
Обладательница «Серебряного дельфина» Ярына Шуст

Нынешней осенью в небольшом итальянском поселке Фивизано состоялся седьмой Международный фестиваль MUSIK WORLD («Мир музыки»). Сюда съехались мастера искусств из 68 стран мира — Украины, Польши, Германии, Франции, Болгарии, Кубы, Греции, Финляндии, Японии, Ирландии, Мальты, Румынии, России и многих других.

Патриотизм — чувство не только высокое, элитное по своей сути, но и творческое. Если в этом сокровище нет примесей других «неблагородных металлов», то оно действительно животворное. Из любви к своей малой родине и искусству родилась и эта идея у сподвижника Акиле Марини — президента фестиваля.

Фивизано — провинциальный, сейчас ничем не примечательный поселок, в 65 километрах от Лигурийского моря. Как и большинство типичных для северной Италии горных городков раскинулся среди Апеннин, роскошной природы. Его называют «жемчужиной, утерянной в горах». Когда-то здесь жили этруски — одно из самых известных племен Древней Италии. Это был выдающийся культурный центр, где процветало искусство, жила просвещенная элита. Единственный соединительный мостик в то величие — карьер неподалеку, из которого брал мрамор Микеланджело, да еще фонтан в центре поселка, подаренный Фивизано Медичи, который и стал символом фестиваля.

В отличие от своих могущественных братьев Рима и Неаполя, тысячелетие стоявших на карте планеты величественно и крепко, эта маленькая жемчужина сошла на маргинес. Элита медленно исчезла. Уцелел только граф Еудженино Бониотти. Но в силу исторических обстоятельств его сиятельство больше любит говорить о себе не как о представителе бывшей аристократии, а как о профессоре, преподавателе филологии Римского университета.

Смельчаки и энтузиасты народ нетипичный. Таким является, очевидно, и А.Марини. Он уже в седьмой раз «наслаивает» свою землю планетарной культурой. На фоне дворцов, замков, слишком часто встречающихся на вершинах пикообразных гор, два скромных огромных шатра, в которых происходили художественные действа, действительно являются свидетельством того, что Италия капиталистическая очень не похожа на Италию, которая руководствуется энтузиазмом и живет милостью меценатов.

Но художественный Вавилон забурлил разноязычием, многочисленными национальностями, улыбками, молодым смехом, творческим напряжением, европейскими, восточными, азиатскими и скандинавскими лицами.

Три комфортабельных автобуса участников прибыли и из Украины. Их под эгидой Министерства культуры и искусств отбирал и сопровождал центр «Универсо» во главе с Аглаей Козловской и ее командой. Уже в седьмой раз «Универсо» знакомит Италию с Украиной и в седьмой раз Украина занимает второе место в ранге победителей. Украинцев и Украину здесь хорошо знают и произносят не «Юкрейн», а все-таки — «Украина». 54 номинации, и почти во всех наши мастера искусств участвовали, а высокое жюри, когда выходили на кон украинцы, превращалось в обычных зрителей и присоединялось к бурным овациям.

Очевидно, лишь такое демократическое мероприятие, как фестиваль, способно объединить континенты, нации, искусство классическое и народное, профессионалов и любителей, разные возрастные категории. Одиннадцатилетняя Ярынка Шуст из Бродов, что на Львовщине, очаровала итальянцев, как когда-то очаровывала их великая землячка Соломия Крушельницкая. У этого маленького украинского соловья уже очень много побед. «Серебряный дельфин» поехал в Броды, а провинциальный поселок Фивизано, когда-то знавший цену аутентических ценностей, до сих пор собирает серебро этого наделенного большим талантом голоса.

Обладательницей «Серебряного дельфина» в номинации «Народное соло» стала профессиональная певица Светлана Мирвода, солистка квартета «Благовість. 2000» Национальной телерадиокомпании. Квартет — уникальная творческая группа, состоящая из интересных творческих личностей.

— Мы разноплановые, — говорит скрипачка Ирина Головач. — В первый день фестиваля мы исполняли авангардную музыку в номинации «Авангардная классика». Третьего дня выступали как вокально-инструментальный ансамбль.

Недавно квартет побывал в Хортице, и потому в их пении как будто вибрировал дух казацкой вольницы. Иноязычные вокалисты оценили и меланхолическую «Гуцулку Ксеню», и театрализованную сценку, когда квартет исполнял «Їхав козак за Дунай», и одаривали артистов искренними аплодисментами.

Ловлю себя на мысли, что хочется отдельно рассказать о каждом исполнителе, ставшим победителем или просто зажегшим свою собственную творческую звездочку на художественном олимпе. Потому что каждый из них трудился не на возрождение этого горного городка, энтузиасты и романтики которого стремятся реанимировать его былые величие и славу, добавив в застоявшуюся и перерожденную кровь веков молодую, живую и талантливую кровь мастеров искусств мира, а на Украину, переживающую время великой смуты. Они снова утверждали ее высокий статус, никогда нашу страну не предававший: дух и силу народного таланта. И не только голосами, но и музицированием — классическим, народным. И снова нас убеждали в этом Слобожанщина и Центральная Украина. И снова — высокие награды. Юля Кабанная из Донецка исполняла классические фортепьянные произведения так экспрессивно и высокопрофессионально, что некоторые подходили посмотреть на скромную девушку, победительницу номинации «Народное соло». А студентка Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского Александра Калишук и своим профессионализмом, и какой-то ангелоподобной украинской красотой излучала просто-таки сияние. На этой стройной голубоглазой «киевской княгине» все останавливали свой взгляд.

Еще не успели жюри и зрители освободиться от очарования классической фортепьянной музыки, как зал заполнили другие звуки — музыки народной. Их извлекал из своей пан-флейты, то бишь, флейты най, или, как говорят гуцулы, «ребра», десятилетний Дмытро Головач, который словно между прочим забежал на сцену и мгновенно из порывистого мальчика превратился в виртуоза, а зал, затаив дыхание, слушал «Мелодию» М.Скорика, «Фантазии на темы буковинских мелодий» и «Бессарабскую польку».

Зато другой победитель (класс баяна) — студент Киевской консерватории Владимир Годловский — создавал впечатление человека, одержимого музыкой и умением выкристаллизовывать свой профессионализм ежеминутно. Сложное произведение А.Пушкаренко «Скифы ХХ века», казалось, поймут только профессионалы. Но итальянский зритель оценил его продолжительными овациями.

«Ребята с неба» — мужской балет Вадима Прокопенко — «прилетели» уже ближе к финишу фестиваля, но сорвали на его небосклоне самую яркую звезду. Именно им вручили наивысшую награду «Золотой дельфин» — как абсолютному победителю. Конечно, это еще не то созвездие, которое зажег наш земляк, всемирно известный Вацлав Нижинский, но «Ребята…», осваивающие силу небесного полета в границах земного тяготения, при помощи языка танца утверждают не только красоту и совершенство человеческого тела, но и силу духа. Танец «Интра» — это философия и борьбы за место под солнцем, и одновременно победа духа, и освобождение его из рабства мирской суеты.

Или же детский ансамбль «Кияночка» под руководством Галины Кайгородовой несколько вечеров подряд дарил свой искрометный талант, снова и снова не оставляя равнодушным зал, который, казалось, уже немного пресытился искусством и вот-вот охладеет ко всему происходящему на сцене. Но когда ведущий объявлял: «Ки — яночка!», с ударением на первом слоге, зал напоминал растревоженный улей.

Или же уникальное явление — Дарина Щербина! Это имя впервые услышала из уст председателя жюри Витторио Ливотти, который, давая интервью нашему телевидению, говорил долго и взволнованно о самом фестивале и той особенной нише, которую занимает в нем Украина. Он поражен тем, что продемонстрировала эта девочка-подросток, такие удивительные возможности человеческого тела. Именно благодаря ей на фестивале появилась еще одна номинация — циркового искусства. Четырнадцатилетняя Дарина из Кременчуга на небольшом столике изгибалась то в эфемерный цветок, то в траекторию молнии, то в круг. «Мое сердце бьется молодо, — сознавался немолодой мастер искусства, — я побывал среди молодежи и почувствовал себя молодым».

В этом художественном Вавилоне, казалось, и не нужны были переводчики. Язык общения разноязычных участников — это язык аутентического искусства. Это тот вечный мостик, который пролегает от сердца к сердцу, объединяет и помогает найти взаимопонимание. Что-то очень близкое в одежде и в лицах было в группе, готовившейся к выходу на сцену и тоже бывшей среди победителей. Это лемкивский фольклорный коллектив из Польши «Кичера» (название горы). Милая улыбающаяся Иоланта Гербут рассказывала, что лемки ездят в Легницы со всего края на репетицию, а руководитель Юрий Старинский путешествует по Польше, где еще живут лемки старшего поколения, и собирает песни. Их пение («Ой сковроночок оре», «Шів соків на грушку») излучал какую-то первозданную тишину, шепот горных ручьев, неразрушенную гармонию человеческой души и природы. Они также праздновали победу — повезли в Польшу два «Серебряных дельфина», но заверили, что свой талант возлагают только на алтарь Украины.

Мажорную точку в этом форуме поставил заместитель министра культуры Василий Романчишин. Украина действительно в чем-то убедила Италию, и свидетельством этого является хотя бы то, что из 68 стран граф пригласил на высокий прием в свое графство только украинских мастеров искусств. Благородный граф пристально всматривался в каждую работу фотовыставки, открытую здесь талантливым фотомастером Александром Лепетуном. Рассматривал наши храмы и радовался как дитя, узнав, что Андреевскую церковь и Мариинский дворец проектировал его великий земляк Растрелли. В небольшом зале, где живет дух средневековья и из каждого уголка дышит древняя история, снова раздавалась музыка наших исполнителей, а изысканное пение Ярославы Побережной звучало гармонично, величественно и вновь волновало теплую землю, художественной энергетикой так напоминающую Украину. А слово мастера искусств и вместе с тем представителя государства Василия Романчишина воспринималось достойно, талантливо, мудро и патриотично. Его в итальянские сердца внесла Аглая Козловская. Она также вздохнула с облегчением. Ведь и у нее было такое чувство, что от Лигурийского до Адриатического моря она преодолевала путь через Апеннинские горы пешком. Работа проведена большая, мастера искусств, отобранные «Универсо» для участия в международных форумах, еще раз развеяли «туманность Андромеды», окутавшую современную Украину. Она постепенно выныривает из азиатского пространства в европейское и составляет свою шкалу ценностей, ставит свою украинскую пробу на золотых вехах вселенской культуры.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме