Украинская женская поэзия в современных ее реалиях и бытие - это один из путей к свободе: свободе личности, свободе народа... Потому что испокон веков украинский народ ищет свою свободу и мечты о ней матери передают детям с колыбельными песнями...
В зачарованім колі - колообізі доль -
проростаєм від волі до волі.
Нам плачі - мов ключі:
відімкнули юдоль,
а вони загубилися в полі.
Наче хвиля по хвилі - часи перемін:
то ховаєм, то шиєм знамена.
Місим землю свою,
у крові до колін.
...А навколо гуде ойкумена.
Вот так, соединяя в слова сопережитое, прочувствованное, проболевшее в душе великое и малое, извечное и сегодняшнее, борющееся и лирическое, в украинскую женскую поэзию вошла Надия Степула. И завоевала в ней призвание и место: в мире литературы уже живут ее сборники «Інше небо» (Киев, 1989), «Місто удвох» (Львов, 1993); «Запасні слова» (Винница, 1994) и «За північ у світі» (Львов, 1995). Недавно во Львове вышла симпатичная книжка Надиных детских стихотворений - «Яся любить полунички»; скоро читатели познакомятся и со следующим поэтическим сборником, в который войдут не опубликованные ранее произведения Н. Степулы. Ее поэзии публиковали в разное время серьезные украинские и зарубежные журналы «Україна», «Київ», «Дніпро», «Дзвін»; «Радар» (Польша); «Дотики» (Словакия); «Даугава» (Латвия).
Какая же она, поэтесса Надия Степула?
В поэзии она - светлая, нежная, но сильная личность. Она ощущает и видит то, что было, что уже прошло, но что осталось где-то в глубинах человеческой души и в потаенных уголках окружающего ее мира:
Усталені в надіях береги,
усталені кістками у пісках,
чекають долі.
Пахне довкруги
холодним тліном, вогкістю в віках.
В цих водах умістилася душа
великого народу - із усіх,
який до щастя так вже поспішав,
що переплутав,
де Дніпро, де Стікс.
(«Дніпровим берегам»)
Надия способна предвидеть и знать то, что будет, и об этом будущем она рассказывает с уверенностью человека, умеющего анализировать сегодняшнее и прогнозировать завтрашнее, которое, очевидно, есть логически непостижимым продолжением вчерашнего и нынешнего:
...Пройдуть часи - прийдуть інакші звичаї.
Забуде хтось, що в світі ми були.
Та ми - були! - від радості до відчаю
любили, ненавиділи, - жили.
Які цвіли у нашім саді квіти!
Яке росло в нім терня суєти!
...А наші зорі ще комусь
посвітять -
хто встигне після нас у світ прийти.
(«Усе, звичайно,
згодом кане в Лету...»)
Н.Степула воспринимает жизнь словно в двух ипостасях - и как то, что дано Всевышним и несет в себе Веру, Надежду и Любовь и плавным потоком дней и годов проходит через Пространство и Время, и как то, что происходит с человеком ежедневно и человеком же ежедневно меняется. Жизнь - это и есть соединение вечного и мимолетного, индивидуального и глобального... И такой взгляд на свой внутренний макрокосмос, существующий во внешней вселенной, позволяет Н.Степуле найти разгадку мира:
Вмирати в собі, оживати і жити.
І друзям прощати образи і кривди.
І ворогу зичити хліба чи жита.
Вмирати в собі, оживати й летіти,
забувши прокльони, надії і відчай.
І вірити в щастя, у сонце,
у квіти -
такий у людини закон, а не звичай.
Якщо ж і впадуть на руїни руїни
і стишиться серце від болю раптово -
поможе в біді нам і спів солов'їний,
і мамина пісня,
і батькове слово...
(«Вмирати в собі...»)
Литературовед Г. Штонь отзывается о поэзии Н. Степулы так: «Надия Степула - поэт мыслящий и говорящий. Причем высказывается она не обо всем, что может казаться и даже что является разумным, а только о том, что является ИСТИННЫМ...» («Літературна Україна», 15.08.1996)
А во львовском журнале «Дзвін» (№ 10-12,1996) появилась рецензия Г. Вознюка на сборник «За північ у світі», где есть следующее высказывание: «...Философичность органически присуща поэзии Надии Степулы. Она остро чувствует человеческую вписанность в контекст истории и Вселенной, диалектическую проходящесть каждого человека, но непреходящесть бытия. Поэтесса не лелеет фаустовских амбиций: мгновение необходимо не останавливать, а - переживать».