Homo Ludens: Гран-при у "Солодкої Дарусі"

18 октября, 17:01 Распечатать Выпуск №39, 19 октября-25 октября

В Николаеве завершился открытый фестиваль театров Homo Ludens, на котором были представлены спектакли 24 театров из разных стран.

© Сергей Кононенко

Экспертный совет форума этого года решил наградить Гран-при легендарный спектакль Ивано-Франковского театра им. Ивана Франко "Солодка Даруся" (режиссер Ростислав Держипильский).

Этот фестиваль в Николаеве возобновил работу после некоторого перерыва — прежде всего благодаря энтузиазму художественного руководителя Николаевского художественного русского драматического театра Артема Свистуна и местной власти — областного управления культуры Николаевской ОГА.

В этом году николаевцам удалось сверстать весьма привлекательную фестивальную афишу, пригласив мастеров театра из разных стран мира. Уже под занавес фестиваля я пообщался через Skype с его куратором и креатором Артемом Свистуном. Беседовали не только о Homo Ludens, но и о дальнейшей судьбе репертуарного театра в Украине, о николаевском зрителе, конкуренции с "Мельпоменой Таврии".

Homo Ludens_8
Сергей Кононенко

Артем, напомни, пожалуйста, как родился фестиваль с таким образным названием, кто стоял у его истоков?

—Родился он в 2006 г. как фестиваль стран Черноморского региона. Проводился на базе Николаевского художественного российского драматического театра и имел неконкурсный характер. В первом фестивале приняли участие всего три страны и шесть городов.

В чем особенность концепции Homo Ludens? Ведь театральных фестивалей в Украине десятки, и каждый старается чем-то выделиться.

—Это фестиваль "человека, который играет". Так что главный акцент — на актере, его мастерстве, таланте, на способности донести идею того или иного спектакля до зрителя.

Homo Ludens_1
Сергей Кононенко

В чем особенность феста именно этого года — после некоторого перерыва? Как реагируют горожане на ваш форум? Можешь ли назвать Николаев театральным городом, учитывая опыт своей работы на этих территориях?

—На фестивале в этом году было представлено 24 театральных коллектива из разных регионов Украины, Беларуси, Молдовы, Болгарии. Работали большая, малая и камерная сцены. Было показано много интересных работ, запомнившихся и зрителям, и экспертам — театроведам, журналистам, театральным критикам. Гран-при получил спектакль Ивано-Франковского национального академического украинского драматического театра "Солодка Даруся" по произведению М.Матиос. Что касается зрителя, то у нас всегда аншлаг, и это приятно отметить.

Homo Ludens_2
Сергей Кононенко

Артем, не знаю, как тебе, а мне уже неоднократно говорили: дескать, новым руководителям Минкультуры (или как он там теперь называется?) активно предлагают разогнать репертуарные театры и все превратить в так называемые свободные открытые площадки. Кто-нибудь в восторге от такой идеи? Кого-то она смущает? Каковы твои ощущения?

—Подлинное искусство, которое не для массового потребителя и имеет высокий художественный уровень, требует серьезной поддержки государства. Так заведено во многих европейских странах. Поэтому нынешние театральные лидеры в мире — Германия, Польша, Нидерланды. Я уж не говорю о Великобритании, которая трепетно оберегает свои значительные театральные традиции, поднимает консерватизм до статуса престижа, образца, а не мишени для битья.

Homo Ludens_3
Сергей Кононенко

Нетрудно прогнозировать, что если начнем что-то разрушать, то на многих театральных площадках воцарятся развлекательные антрепризные проекты низкого качества. То есть все ради дешевых развлечений и дорогих билетов. Ведь, к сожалению, кассовыми чаще всего становятся спектакли легкомысленной тематики. А театр должен воспитывать общество, его вкус, а не только развлекать.

Homo Ludens_6
Сергей Кононенко

Сокращенно ваш театр называют МХТ…

—Название нашего театра — "Миколаївський академічний художній російський драматичний театр", то есть — "МАХРДТ". Если же говорить об определении "художественный", то его в 20-е годы ХХ в. за спектакли высокого художественного качества получила еще "Шахтерка Донбасса" (театр, из которого родился наш коллектив).

Homo Ludens_4
Сергей Кононенко

Охотно ли едут столичные режиссеры ставить свои спектакли в провинцию?

—За большие деньги — безусловно, охотно. Но у провинциальных театров больших денег нет...

Homo Ludens_5
Сергей Кононенко

— Рядом с Николаевом — город Херсон, где проходит громкий театральный фестиваль "Мельпомена Таврии". Насколько остра конкуренция этого форума с вашим Homo Ludens?

—Нет вообще никакой конкуренции. Фестивали проходят в разное время, и у каждого — свои гости, свой зритель. Более того, есть опыт объединения творческих усилий: в 2018 г. мы совместно проводили "Мельпомену на Николаевщине" как часть "Мельпомены Таврии".

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42, 9 ноября-15 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно