«Химка, огня!» Актриса Таисия Литвиненко: «Режиссер предлагал мне в «Зайцах» сразу две роли — на выбор»

09 ноября, 2007, 13:59 Распечатать Выпуск № 42, 10 ноября-18 ноября 2007г.
Отправить
Отправить

Кто не помнит Химку? Как вообще ее можно забыть? Наверное, в самом популярном украинском фильме «За...

Кто не помнит Химку? Как вообще ее можно забыть? Наверное, в самом популярном украинском фильме «За двумя зайцами» (режиссер Виктор Иванов) среди блестящего актерского созвездия Химка, сыгранная актрисой Таисией Литвиненко, «своя среди своих». Более того: лента и сегодня выигрывает рейтинги в прайм-таймах, когда ее демонстрирует ТВ.

Конечно, со времени съемок фильма Иванова прошло много времени — картина вышла на экраны еще в 1961-м. А не так давно в СМИ появилась информация: «Никого из актеров, игравших в этом фильме, уже нет на свете!» Это ошеломило Таисию Литвиненко — ту самую Химку: «Ну как же так?»

В самом деле многие актеры из «Зайцев» ушли из жизни — Олег Борисов, Николай Яковченко, Нонна Копержинская, Наталия Наум... Недавно не стало и Маргариты Криницыной. Но Химка — давно не служанка — продолжает с успехом играть на родной сцене Львовского театра имени Марии Заньковецкой. У нее десятки разноплановых образов. Она народная артистка Украины, супруга известного актера Федора Стрыгуна. Иногда она вспоминает «как все началось...» Тогда молодая актриса работала еще в Запорожье. Однажды приехала в Киев. Гуляла по бульвару Шевченко. Навстречу шел режиссер Виктор Иванов. Уже возле кинотеатра «Киев» он догнал ее, схватил за руку и едва не крикнул: «Тасичка, золотко мое, а где же это вы пропали?» Так фактически и решилась судьба Химки.

«Идут съемки. А героини нет!»

— Режиссер тогда сразу узнал меня, — рассказывает актриса «ЗН». — Очевидно, искал для фильма украинские типажи. И тогда же сказал: «Я вам предлагаю роль в фильме «За двумя зайцами»! Что хотите? Галю или Химку?» Я покрутила глазками туда-сюда и ответила: «Химку!» Вот и получилось, что Наталья Наум играла Галю, а я — Химку. Кстати, аналогичная история произошла в 1953 году и с фильмом «Назар Стодоля». Я тогда еще только поступала в театральный институт им. Карпенко-Карого — сдавала экзамены. К нам, абитуриентам, пришел Григорий Чухрай (он тогда был вторым режиссером фильма по отбору актеров, отвечал за массовку). Я удачно прошла кинопробы. И меня должны были задействовать в эпизоде. Уже идут съемки, а героини нет — ищут! Причем в театрах. А там героиням более 35 лет — красивые, талантливые, со званиями, но старшие. И режиссер Виктор Ивченко всех их отвергает. А потом показывает на меня: «А давайте попробуем вот эту пчелку». Вытянули меня из массовки. Надели тулупчик. Вот так я и начала играть в «Назаре Стодоле» Галю. Кстати, вы заметили, что в фильме «За двумя зайцами» две Химки. Я же Химка и в пансионе. Кстати, Виктор Иванов был очень недоволен Криницыной на съемках фильма...

— Почему?

— Он говорил: «Она старовата для этой роли!». Присмотритесь повнимательнее: что Проня Прокоповна, что «директриса» пансиона — женщины почти одного возраста и одной «фактуры».

— Если Маргарита Криницына не удовлетворяла Иванова, почему же он не отстранил ее от роли?

— Муж Маргариты (Евгений Оноприенко) был руководителем репертуарно-сценарного отдела киностудии им. Александра Довженко. Может, это сыграло какую-то роль. Иванов был ужасно недоволен, как репетировала и как делала первые шаги на съемочной площадке Криницына.

— И в чем это проявлялось?

— Он ужасно нервировал, кричал. У них были постоянные конфликты. Впрочем, режиссер был требователен ко всем актерам — многих доводил до слез.

— И даже Олега Борисова, который блестяще сыграл Голохвастова?

— Там тоже были проблемы. Борисов работал в театре Леси Украинки. Тогда подавали документы на звание. В частности, и на Олега Борисова, но ему, молодой звезде, отказали. Олег тогда ужасно переживал.

— Как?

— Как мужчины переживают? Выпивал, конечно.

— А как Иванов к этому относился?

— Очень терпимо. Пережидал. Потому что актера лучше Борисова для этой роли не было.

— А как он относился к вам на съемочной площадке?

— Превосходно. Когда начала сниматься, Виктор Михайлович сказал: «Вы единственная меня удовлетворяете, потому что работаете в стиле мольеровского театра».

«Иванов был человеком непредсказуемым»

— Вы вошли в процесс, когда съемки уже шли, то есть коллектив был сформирован. Как у вас лично сложились отношения с актерами, задействованными в фильме?

— А ко мне всегда, где бы я ни снималась, очень хорошо относились — я купалась в любви. А особенно, когда играла Параску в фильме Ивана Кавалеридзе «Григорий Сковорода». А что касается «Зайцев»... Я тогда не прекращала работы в театре. Более того, была поглощена заботами о ребенке. Каждый раз мне нужно было пройти пешком шесть километров, чтобы добраться до родителей, где тогда жил мой сын. Кроме того, снимаясь в комедии, плакала дома — Юрчика искусала собака, и моей маме пришлось лечь с ним в больницу! Поэтому мне, несмотря на то что шутила в фильме, на самом деле было не до шуток. Поэтому и не очень вникала в проблемы на съемках. Хотя казалось, по большому счету, что их, этих проблем, и не было.

— Не интересовались у режиссера, что именно побудило его к экранизации комедии Михаила Старицкого?

— Я была не вправе углубляться в творческие планы режиссера. И только сейчас, когда прошло столько лет, меня в самом деле изумляет, что Виктор Михайлович Иванов, не этнический украинец, так глубоко понял украинскую классику. Монтаж, режиссерские переходы, вплетание музыки, характерные городские пейзажи, прекрасные типажи — для меня все это как сказочное кружево! Вспомните начало фильма — тот длиннющий проезд камерой про улицам Киева? И это в те годы, когда еще столь несовершенной была съемочная аппаратура. Раньше считалось, что в Киеве вообще ничего толкового снять не могут! Кроме того, режиссер стопроцентно угадал с типажами. Причем старался найти таких актеров, чтобы минимально их гримировать. Кроме, конечно, Криницыной — Прони Прокоповны.

Иванов, по-моему, был человеком непредсказуемым. А учитывая возраст (ему тогда было более 50 лет), видимо, долго вынашивал задумку снять картину именно такого плана. Тем более что более поздние его работы не могли сравняться с «Зайцами».

— Какие эпизоды съемок запомнились особенно?

/img/st_img/2007/671/671-24f2-.jpg
/img/st_img/2007/671/671-24f2-.jpg
Актриса Таисия Литвиненко
— Конечно, я не присутствовала на всех съемках. Знаю только, что знаменитая сцена в магазине Прокопа Свиридовича Сирка, где «ваша папіроска шкварчить», снималась дня три — из-за Борисова. На него постоянно нападала икота, он падал и рассыпались мешки с орехами. Мы смеялись, смеялся режиссер. Все раз за разом собирали в кучу и снова начинали работу, снимая множество дублей. Потом — скандал. И съемку переносили.

— Вы не согласились с предложением Иванова сыграть роль Гали. Никогда не жалели?

— Я — театральная актриса. Поэтому для меня важен не крупный план, а вся сцена в общем. Уже намного позже, когда снималась в «Вавилоне ХХ» Ивана Миколайчука, главный оператор Юрий Гармаш объяснил мне: «Три крупных плана по нескольку секунд — это уже успех!». Вы правильно заметили: в «Зайцах» у меня ни одного крупного плана. И, несмотря на это, Галя, которую сыграла Наталья Наум, не выиграла столько, сколько выиграла моя героиня. Это мое личное мнение. Быть может, я ошибаюсь. Галя — лирическая героиня. А я в театре столько этих лирических героинь переиграла!.. В театре очень долго использовали мою внешность: тоненькая, длинные косы, черные брови, зеленые глаза, приятного тембра голос, красивая дикция — что еще нужно для того, чтобы играть лирическую героиню? А Химка — характерная роль.

«Обо мне никогда не вспоминали в связи с «Зайцами»

— Приходилось ли встречаться с актерами, снимавшимися в «За двумя зайцами», на других съемочных площадках?

— С Николаем Федоровичем Яковченко в «Максиме Перепелице» вместе играли. Я даже дружила с его дочерью.

— А сохранились отношения после выхода фильма с другими актерами?

— Только с Наташей Наум. С Маргаритой Криницыной дружеских отношений не было. Она вообще во время съемочного процесса была очень напряженная, потому что Виктор Михайлович постоянно ее «дергал». Хотя ее игрой в финальной сцене — на паперти — он был очень доволен. Это сейчас, когда уже прошло столько лет, об этих конфликтах Иванова и Криницыной мало кто вспоминает... Знаете, как говаривала когда-то Руфина Нифонтова? Главное, не как ты сыграешь роль, — главное, чтобы ты ее получила! Ведь никто потом не спрашивает о механизмах, благодаря которым получена роль.

— Вас приглашали на празднование очередной годовщины этого популярнейшего украинского фильма?

— Мне больно об этом говорить... Когда открывали в 1999 году на Андреевском спуске памятник Проне Прокоповне и Голохвастову, когда праздновали 45-летие фильма, обо мне даже не вспомнили... Более того, по телевидению однажды озвучили информацию, якобы никого из актеров, причастных к созданию фильма, не осталось в живых.

— Это же просто как в фильме «Зимний вечер в Гаграх» с Евгением Евстигнеевым...

— И раньше не приглашали на творческие встречи по поводу «Зайцев». Никогда! Почему? Ведь здесь, в родном Львове, я существую как театральная, а не как киноактриса. А что уж говорить о столице?.. Когда обо мне вспомнил Миколайчук и пригласил к участию в «Вавилоне ХХ», я тогда вообще 18 лет не снималась. А это были самые лучшие годы. Вспоминаю, как присутствующий на премьере режиссер Юрий Ильенко, увидев меня, сказал: «Вы в замечательной форме. Я приглашу вас играть в «Лісовій пісні».

— И пригласил?

— Нет.

— А в чем проблема?

— В нашей бедности! Чтобы пригласить актрису, нужно оплачивать ей дорогу, проживание. Хотя... Нас выгодно приглашать, ведь если у московских или киевских актеров огромные гонорары, то мы иногда готовы сниматься даже за копейки! После «Вавилона» прошло лет пятнадцать, и Леонид Осыка пригласил меня в «Гетманские клейноды». И это последний мой фильм, где я играла жену старого казака (его роль исполнял Кость Степанков). И тогда снималась только для того, чтобы сняться, и только потому, что это Осыка. Быть может, к кому-то другому я бы вообще не пошла...

Личное дело

Таисия Литвиненко — актриса Львовского национального академического драматического театра им. Марии Заньковецкой. Народная артистка Украины. Закончила актерский факультет КГИТИ им. И.Карпенко-Карого, курс профессора И.Чабаненко. Снялась в фильмах «Назар Стодоля», «Штепсель женит Тарапуньку», «Максим Перепелиця», «Григорий Сковорода», «За двумя зайцами», «Вавилон ХХ».

Два года работала в Киевском театре имени Ивана Франко, шесть сезонов — в Запорожском театре. С 1965 года — ведущая актриса театра им. Марии Заньковецкой.

Последние годы Таисия Литвиненко — руководитель курса актерского отделения филологического факультета Львовского национального университета им. Ивана Франко.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК