Ренессанс и «деграданс» в нашем новом кино
Возросшее финансирование отечественной киноотрасли автоматически возлагает на эту отрасль определенные ожидания. Прежде всего - количественного скачка кинопроизводства, который должен привести к «омріяному» годами качеству.
Количество не заставило себя ждать. Благодарные кинематографисты тут же принялись диагностировать проблемы любимого государства - исключительно от желания помочь ему с этими проблемами разобраться.
Всем тем, кто обеспокоен вопросом возрождения украинского кинематографа, уникальную возможность предоставил недавний Одесский кинофестиваль. Оцените: нон-стопом сразу 18 новых отечественных фильмов! Они были отобраны в Украинский национальный конкурс из 90 (!) картин, снятых за 2011-2012 годы. Большинство конкурсных лент создано молодыми кинематографистами, которые не озадачиваются поэтически-риторическими думами «чому я не сокіл, чому не літаю?», а ставят вопросы ребром.
…Член жюри национального конкурса, француз Любомир Госейко (его родители родом из Украины) на чистом украинском посетовал: «Ни один из отмеченных жюри фильмов не снят на украинском языке!»
Отечественные фильмы, «не снятые на украинском», свидетельствуют о … качественных сдвигах в украинском кино?
Возможно, украинский кинематограф просто вышел из студийных декораций, в которых много лет муссировались мазохистские исторические рефлексии? Он вышел на улицы - и заговорил языком улицы…
Украинский кинематограф начал апробировать антропоцентричную модель. В центре режиссерского внимания оказался «простой человек». С традиционными проблемами его внутреннего мира и с актуальными «гадостями» его социальной жизни.
Случилась «эволюция». Украинцы, лишенные в СССР права «писати і малювати» свою историю откровенно правдоподобными красками, после 1991-го дорвались до свободы самовыражения и активно занялись киноисследованиями своего исторического прошлого.
За подобные исследования нация должна браться с одной целью: выяснить, что же в прошлом ею, нацией, было сделано не так, коль пришла она к такому неутешительному настоящему?
Но тут украинцы как-то сбились с курса. Потому как в результате «исследований» все больше приходили к выводу, что история у них такая тяжкая получилась оттого, что им в каждом веке постоянно кто-то гадил, а они вроде как бы и ни при чем.
На том и порешили.
После тягостных разборок с прошлым обязательно должен произойти переход к раздумьям о настоящем. И вот свершилось.
Фильм «Обычное дело» Валентина Васяновича отмечен специальным упоминанием международного жюри Одесского фестиваля именно «За шаг к возрождению украинского кино».
«Обычное дело» - обычная история обычного человека. В сорок лет он решил «обнулиться» и начать все с начала. Но ничего у него не получилось. Потому что не хватило сил для того, что Лина Костенко называет «найвищим умінням почати з початку - життя, розуміння, дорогу, себе». И лестной формулировки международного жюри Васянович удостоился именно за то, что снял историю универсальную.
Для окончательной победы над «темными силами», тормозящими возрождение украинского кино, фильму Васяновича не хватило самой малости. Буквально пустяка. Того самого, которого не хватает практически всем украинским фильмам, включая исторические полотна: достойной актерской игры. То ли актеры у нас с мастерством не в ладах, то ли режиссеры не умеют с ними работать?..
И даже бесспорно одаренный и пластичный Виталий Линецкий в «Обычном деле» не явил чуда перевоплощения студента, старательно произносящего текст в дипломном спектакле, в полнокровного героя (равно как и в другом конкурсном фильме - короткометражке Алана Бадоева «Ревность», где Линецкий играл героя-любовника).
Украинские актеры не научились на экране жить. Они пока старательно играют. Наверное, поэтому в фаворитах конкурсных состязаний и оказались картины, в которых задействованы артисты-аматоры. (Хотя лучшим конкурсным украинским фильмом в Одессе признали все-таки произведение, сыгранное профессионалами - «Чемпионов из подворотни» Ахтема Сейтаблаева с Алексеем Горбуновым в главной роли.)
Фильм «Гамер» Олега Сенцова - история провинциального тинейджера, «забившего» на учебу и конфликтующего с матерью, упрямо идущего к своей цели - стать лучшим гамером мира, - блестяще разыграна актерами непрофессиональными. Абсолютно органично подростки изображают в кадре самих себя и так же естественно (а главное, как-то легко, без попыток доказать свое актерское мастерство) исполнитель главной роли Владислав Жук являет зрителю внутренние муки своего героя. Гамер, одним словом.
Органичны и персонажи короткометражки Антонины Ноябревой «День независимости», беспощадного вердикта, который молодое поколение выносит своей стране. Парадный фасад праздника - очередной годовщины долгожданной независимости - салют и все прочее, предписанное для празднования такой радости правительственными распоряжениями. За фасадом - крутолобые киевские парни из спальных районов, которые честно хотят отметить главный праздник Родины походом в музей, а потом в ботсад, но поскольку в мирное от салютных залпов время они планомерно спиваются, то и в праздник стиль жизни будней нарушить не удалось.
В Украине, конечно, не все мужчины пьющие. Встречаются и трезвые. И даже трезвомыслящие. Но они почему-то встречаются далеко не всем женщинам. А многим так и вовсе никто не встречается.
Это как с украинскими актерами: то ли профессиональных мужчин мало, то ли женщины неправильно с ними работают?
Так или иначе, но проблему катастрофичного женского одиночества сегодня никто не отрицает. И совсем молоденькая режиссер Алена Алымова оригинально зафиксировала ее в короткометражке «Красивая женщина». Ее героиня - симпатичная девушка, работающая в маленькой библиотеке на окраине города. Что само по себе уже приговор. Уж не знаем, испробовала ли героиня все актуальные способы знакомств (соцсети и все такое) - это за кадром. В кадре - одинокая женщина, не сумевшая обнаружить его, единственного. Многие дамы переносят подобное стоически. Но у этой сдали нервы. Причем крепко. Она влюбилась в изображение президента Украины… на бигборде. А что делать?
Кстати, о нервах. Не все отечественные зрители оказались готовыми героически глянуть в зеркало кинематографа, отражающего нынешнюю жизнь Родины. После просмотра короткометражки Владимира Тихого «Ангел смерти» одна одесситка гневно поинтересовалась у режиссера, зачем же он такую чернуху снимает-то?
Это фильм о мужчине, живущем в жутком районе среди деградирующих людей. Дети выехали за границу, жена от безысходности повесилась. По ходу сюжета мужчина убивает маленькую девочку - под комментарий соседки-бабульки: «И правильно, Коля! Выросла бы - или б…ю бы стала, или на базаре бы торговала».
Ну да, чернуха. А реальная судьба Оксаны Макар - не чернуха?
«Ангел смерти» - одна из короткометражек альманаха «Украина, гудбай!», производство которого полностью еще не завершено (продюсеры - Владимир Тихий, Игорь Савиченко, Денис Иванов). Главная идея альманаха - ответить на вопрос, почему молодежь так стремительно покидает Украину? Показать жизнь, которая выталкивает наше будущее из родной страны. Докричаться до тех, от кого это зависит: в Украине не только страшно жить, но и страшно умирать, потому что коль человек и при жизни в этой стране не представляет ценности, то после смерти с ним и подавно церемониться незачем («Без ГМО» Ларисы Артюгиной).
Круг замкнулся. Выводы, сделанные в результате исторических кинорефлексий - признак инфантилизма. Старшему кинопоколению так и не удалось его преодолеть. Молодые - частично - смогли. Они сделали правильные выводы: больше, чем мы сами гадим себе, на своей земле, нам не гадил никто и никогда. Оголенная боль, пронизывающая практически все новые украинские фильмы молодых кинематографистов, говорит о том, что кому-то наша страна еще искренне «болит».
На вопрос, какой следующий фильм молодые режиссеры хотели бы снять, Алена Алымова ответила: «Хотелось бы снять короткометражку для альманаха «Украина, хэлло!».
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку