Харуки Мураками, «1Q84». Издательство «Фоліо»

Поделиться
Новый роман «1Q84» Харуки Мураками только формально можно считать аллюзией на «1984» Джорджа Оруэлла....

Новый роман «1Q84» Джорджа Оруэлла. Да, заменяемая буква «Q» в его цифровом названии означает вопрос (question), которым автор указывает на еще большую, нежели в антиутопии американского классика, неопределенность нашей реальности. Но на этом любые сходства завершаются. И не только потому, что «Большой Брат» который у Оруэлла символизировал тоталитаризм, никак не перекликается с мистическими «карликами» Мураками, которые по сюжету его романа ткут из человеческих страхов «воздушную личинку» будущей общественной «нирваны». Но и потому, что, несмотря на раскупленный в Японии в течение одного дня стартовый тираж «1Q84» и допечатанные еще 960 тыс. копий романа неделю спустя, о литературных преимуществах этого произведения над предыдущим активом Мураками вроде «Кафки на пляже» или «Хроники заводной птицы» говорить пока рановато.

Исходя из более уместных сравнений «1Q84» с ранее написанными произведениями культового японского автора, стоит заметить, что так же, как в до недавних пор последнем по времени «Кафке на пляже», структура его нового романа состоит из двух отдельных историй, которые переплетаются в конце повествования. В свою очередь, в течение продолжительного времени эти не очень-то напряженные истории развиваются в двух параллельных реальностях. Правда, развиваются они чуть заторможено как для европейцев, более мобильных в плане сюжетной моторики.

Впрочем, нельзя забывать, что перед нами произведение автора, относящегося к традиционной японской культуре. И пусть с этой точки зрения романы Харуки Мураками считаются «испорченной» эрзац-продукцией европейского рынка вроде джаза (в «Погоне за овцой» и «Танцуй, танцуй, танцуй») или рок-н-ролла (в «Кафке на пляже»), их модный автор все равно исповедует медитативный стиль повествования, получив в свое время престижную премию Акутагавы. Поэтому в одной из историй романа «1Q84» его герои, проживая в Токио в 1984 году, меланхолично не удивляются мистической обыденщине, продолжающейся на их глазах в религиозных ячейках, а персонажи второй, прозябая в том же Токио, но «непонятно в каком» (1Q84) году, мирно греются под сразу двумя Лунами в небе своих «параллельных» фантазий. Понятно, что когда-то обе версии одной фабулы сойдутся, а их «реальные» герои вроде учителя математики и литературного любителя Тенуо совпадут с «потусторонними» персонажами вроде инструкторши фитнес-клуба и заодно киллерши Аомамэ.

В общем, сюжет нового произведения Мураками хоть и не слишком оригинален, но по крайней мере актуален. Вне всякого сомнения, основная тема «1Q84» крайне болезненна для современного японского общества, в котором появление культа «новых религий» по-прежнему остается на повестке дня. Поэтому не удивительно, что даже криминальная драма, мастерски завернутая в обертку психологического романа, может походить на обычную художественную публицистику.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме