Гримасы — в массы? Самые сомнительные культявления года

Поделиться
В жизни всегда есть место подвигам. Еще больше места в жизни занимают сомнительные, скажем так, явления из сферы духовного, высокого, вечного… Которое, к сожалению, вырождается в бездушное, низкое, сиюминутное...

В жизни всегда есть место подвигам. Еще больше места в жизни занимают сомнительные, скажем так, явления из сферы духовного, высокого, вечного… Которое, к сожалению, вырождается в бездушное, низкое, сиюминутное. 2005-й отметился такими гримасами по полной программе. «ЗН» фиксирует лишь некоторые «антикультурные» проявления 2005-го. Хотя список можно было бы продолжать…

Неизрасходованные 50 млн. гривен на нужны украинскому кино. Плач и рыдания: «Отечественное кино губят, его не финансируют!» Этот стон давно песней зовется и никого не утомляет. И вот в 2005-м вроде бы ссудили 50 млн. вечно ноющим творцам… Как оказалось, тратить их или некому, или не на что… Или эти деньги вообще не дошли... Или дошли не туда… Одним словом, воз и ныне там: ни единого полноценного фильма за 2005-й страна так и не выпустила, фест «Молодість», увы, обошелся в своей программе без родного кино, а перспективы на 2006-й и вовсе сумрачные — в бюджете слишком много дыр.

Конфликты на центральных киностудиях. Многим не нравился Виктор Приходько как директор студии Довженко. Его «ушли». На его место команда Билозир «пришла» нового директора Игоря Ставчанского. Но с его явлением народу пока заметных подвижек (не говоря уже о подвигах) на студии не ощущается (да и времени мало, чтобы их ощутить). Режиссеры Одесской киностудии недовольны новыми акционерами. Новые акционеры не очень довольны режиссерами Одесской студии, не многие из которых способны снимать конкурентоспособное кино. Вот так и проходит высокохудожественная жизнь отечественного кинематографа... В спорах, раздорах, киносоюзных дрязгах, жалобах «верхам»… А «низы», в общем, уже давно смирились с тем, что им показывают либо голливудское, либо российское.

Великий уход «великого ученого» с большой сцены. Прощальный концерт народного депутата и почетного ректора во Дворце «Украина» стал социокультурным событием с политическим окрасом. Окрас оказался спектральным... И оранжевое — цветоподношения от «Нашей Украины». И бело-синее — от конкурирующей фирмы. Попытки возвести китч в статус официальной государственной культуры вызывают у «ЗН» и сомнения, и опасения. Но, похоже, у самого героя песенного праздника сомнений нет… Он опять на телеканалах... Во всей красе. Не ушел. Не дождетесь.

Диктат радиоформатов, вытесняющий из эфиров национальную музыку. Воз и ныне там… Трудно сказать, кто апеллирует к законодательству. Проще ответить, что слышно на разных частотах… По-прежнему, это в основном каторжная музыка или российский поп третьего сорта. Украинская музыка (лучшие ее образцы) как была падчерицей в этом радиодурдоме, так и осталась ею.

Владимир Гришко: слияние тенора с «попсой». Советник президента (и оперная знаменитость по совместительству) недавно замечательно выступил в Национальной опере в «Травиате» Верди. Эти его профильные бенефисы метки, да, к сожалению, редки. Если исследовать все текущие светские хроники, создастся непридуманное впечатление, будто достойный конкурент Доминго и Карераса (как считает сам Гришко) числится штатным участником какого-нибудь «Шанса»… Публичные лобызания с представителями культмассовых (низких) жанров и регулярные подпевания оным наводят на печальные размышления: «Если Европа так ценила этот голос, то почему не удержала? Если родная опера так в нем нуждается, то почему не привлекает? Если «попса» так душит его в объятьях, то неужели спелись?»

Спрут по имени «Минкульт». Два безмерно ценных кадра, мудро управлявших отечественной культурой, оперативно осваивали интерьеры здания на улице Ивана Франко. Оксана Билозир — «женщина, которая…»: которая наломала немало дров, вчистую проиграв пиар-войну оппонентам, которая вроде бы хотела все сразу, а не получилось ничего… Игорь Лиховый — «человек-невидимка»: готовый персонаж для романа Уэлса, потому что не видно ни следов деяний, да и голос редко услышишь… «Которые тут временные?» Наверное, эти?

Сериалы, которыми мы победили… Как известно, в 2005-м ведомство господина Ряшина забило рейтингами мощнейших телевизионных конкурентов благодаря бесконечным интеровским «долгоиграйкам» — «Кармелите» и «Исцелению любовью». Последнее «творчество» снимали дома, под Киевом. Даже позиционировали произведение, как предмет национальной гордости. Дескать, смотрите, как мы победили… Кого победили? Что? Разве что здравый смысл… Да элементарные понятия о художественности в телевизионном кино. Если так — то с победой...

Жерар Депардье, который решил стать Бульбой… Слэнговый лексикон предполагает понятие «развод». Не тот, который идет с дополнением… «и девичья фамилия». А тот, который оставляет в дураках как конкретного персонажа, так и общественность. Визит выдающегося французского артиста в Украину был преподнесен как его желание принять участие в международной экранизации «Тараса Бульбы» Гоголя. У нас об этом знали все. Депардье, должно быть, не знает об этом по сей день... Во всяком случае, на наших просторах его больше интересовали территории под виноградники да гонорар за рекламные ролики небезызвестной мобильной компании.

Пролет «Гринджол» над гнездом «Евровидения». Мировая журналистика издавна падка на эмоциональные рубрики наподобие «Кумиры вчерашних дней». Дескать, где они, те, кого еще вчера мы любили? Для кого поют сегодня те, которые недавно пели для нас? Ответствуем… Группа «Гринджолы», опозорившаяся в мае на евроконкурсе, исполняет теперь... свадебный репертуар. Горько...

Дикие танцы на нервах электората. Шоу-бизнес решил реализовать на практике тезисы древней ленинской статьи «Партийная организация и партийная литература» (вместо литературы — шоу-культура). Им уже мало просто «подпевать» в предвыборных турах (совсем не бесплатно), возможно, им, как той кухарке, уже позарез необходимо управлять государством?

Телепрограммы для детей. Трудно прогнозировать эмоциональные и моральные порывы телепродюсеров… Но… Иногда создается впечатление, будто творят они исключительно для, извините, педофилов (один из примеров — «Кумиры и кумирчики», передача, о которой «ЗН» в этом же номере вспоминает в связи с ретрозвездами, посвятившими себя детскому ТВ). Что дальше? Передачи для маньяков? Для садистов?..

Провал киевских гастролей Московского театра на Таганке. Впервые за годы независимости в Киеве этой осенью были презентованы столь масштабные выступления некогда популярнейшего театра Любимова. Почти месяц выступлений. На такой хронометражный размах была способна только советская власть, растягивавшая некоторые гастроли на декады, а то и полуторамесячный срок. Нетрудно было предположить, чем это все закончится... Провалом и позором. Даже не полупустые, а просто пустые залы. Раздражение продюсеров и возмущения артистов. Последние, видимо, сильно растроившись, додумались поерничать, выпятив оранжевые бантики в спектакле «Мастер и Маргарита» — как знак уничижения, видимо? Ума палата, одним словом... Дошло до того, что едва не сорвали спектакль: ведущий актер вышел с жалобами к зрителям, дескать, не платят денег… Жалко и смешно. Жалко непосредственно Любимова (в виду его былых заслуг), а смешно, потому что ответственные гастроли проводить — это не бородатые анекдоты про Брежнева травить. В чем Юрию Петровичу разумеется, равных, нет.

Мышиная возня под раскаленной крышей столичной Русской драмы. «Кто был охотник, кто добыча — все дьявольски наоборот», — мурлыкала Лариса Огудалова в рязановской экранизации «Бесприданницы» Островского. Театр имени Леси Украинки в какой-то момент тоже оказался в «статусе» невесты, которую все «хотят», но не все «могут»... Примадонны — неучтенный вид «термоядерного» оружия, особо опасного, если четко проходит линия «фронта». А информационные войны вокруг этого театра — отдельный учебник для политтехнологов: учитесь, как надо выигрывать. А «судмедэкспертные» коллизии в связи с «неучтенным» имуществом театра — и вовсе дополнительный сюжет для пьесы Ионеско «Стулья». С другой стороны, если в чем виноват конкретный человек (например, худрук) — разберитесь (а не декламируйте хит-парад обвинений с парламентской трибуны), если свят — извинитесь… Чтоб не вводить в заблуждение наивную общественность, иногда доверяющую спичам в Раде. Нынешний призрачный мир, наступивший в Русской драме, ознаменован началом репетиций «Дон Кихота». Но ветряные мельницы вертятся… Как вертятся в театральном пространстве и многие классические вопросы, оставшиеся, увы, без ответа… Один из них все из той же экранизации «Бесприданницы»: «Не довольно ли нам пререкаться, не пора ли предаться любви?»

P.S. Читатели «ЗН» могли бы продолжить и творчески развить чарт культурных подвигов и поражений 2005-го — как на форуме газеты, так и в традиционно эпистолярном формате. Надеемся, продолжение последует…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме