«ГОРОВИЦ-ДЕБЮТ»: ГОРДЕЛИВАЯ ПОСТУПЬ НОВОРОЖДЕННОГО

Поделиться
IV Международный конкурс памяти Владимира Горовица подтверждает, что его организаторы и дирекция,...

IV Международный конкурс памяти Владимира Горовица подтверждает, что его организаторы и дирекция, во главе с «генератором идей» Юрием Зильберманом, — творческие энтузиасты, и тенденция к усовершенствованию не ослабевает. Так, впервые была создана группа «Горовиц-дебют», в которой с 1 по 4 ноября выступали юные пианисты до 14 лет. В отличие от состязаний младшей группы (5—10 ноября), в которой участвовали дети 9—14 лет, «Горовиц-дебют» не предполагал конкурсных туров и денежных премий. В любой из трех номинаций «А», «В» и «С» участвовали те, кто желали попробовать впервые свои силы на серьезном международном конкурсе. Хотя, и среди них было большое количество лауреатов. Участие в «Горовиц-дебюте» предполагало более короткую программу в основном по выбору участника (за исключением обязательного виртуозного произведения в номинации «В» и прибавленного к нему вариационного цикла или отдельных частей сонат — в «С»).

Об участии в конкурсе («Горовиц-дебют» и младшая группа) дирекция получила 91 заявку из 10 стран (Великобритания, Германия, Канада, Южная Корея, Россия, Беларусь, США, Япония, Финляндия, Украина). Большинство — 73 — участники «Горовиц-дебюта». Небольшие по времени выступления всегда трудны, потому что требуют большой концентрации, наверстать упущенное не будет времени. Так, максимально отдал всю свою энергию на подобное выступление десятилетний Константин Товстуха, став обладателем диплома I степени в «Горовиц-дебюте» (наравне с Антонием Барышевским). В младшей группе Костя, хотя и подавал заявку, выступать отказался, очевидно, из-за эмоционального переутомления. А вот Артем Ясинский — участник двух номинаций в «Горовиц- дебюте» (дипломы 6 и 4 степеней) в младшей группе стал обладателем бронзовой медали. Донецкому виртуозу (класс Альбины Орищук), верно, не хватало размаха в рамках небольших выступлений. Артем, воистину боец, обладающий необходимой для исполнителей выносливостью — физической и эмоциональной. Председатель жюри младшей группы, народный артист, композитор Иван Карабиц отметил, что волевые качества этого двенадцатилетнего ребенка позволяют играть ему одинаково «хватко» при любой погоде и в любое время суток.

В «Горовиц-дебюте» поощрительные призы заменили детям денежные премии. Победителей было много. Кроме лауреатских дипломов, жюри (на удивление единогласно) присуждало специальные призы: за собственную музыкальную композицию (Танака Шун, Япония), за артистизм — эти призы совпадали с лауреатскими званиями (Гавюк Елена, Рогачева Вероника, Константин Товстуха), за лучшее исполнение произведений украинского автора и произведения композитора страны-участника. Специальный приз как самому младшему участнику был вручен Марии Петровой — семилетней ученице школы искусств имени Стефана Турчака.

«Горовиц-дебют» — это первый шаг к расширению самого конкурса. О новой группе метко сказал член жюри Владимир Нехаенко, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Новорожденный пошел сразу и горделивой поступью». Важно, что в «Горовиц-дебюте» смогли принимать участие дети не только из специализированных школ, но и из детских музыкальных школ. И, как показал результат, в номинации «В» и «С» именно ДМШ обошли музыкальные десятилетки. Если в «А» обладательницей диплома I степени стала Елена Гавюк — ученица львовской десятилетки, то в «В» победила Рогачева Вероника (1 класс ДМШ в Фастове (!), а в «С» — Константин Товстуха (5 класс Киевской ДМШ №5) и Антоний Барышевский (5 кл. Киевской ДМШ №14). Директор киевской десятилетки Владимир Шерстюк после «Горовиц-дебюта» твердо решил: «Костьми лягу, но эти дети-лауреаты будут учиться у нас!»

Благодаря конкурсу Горовица Украина становится известна всему миру. Паскаль Галле — член жюри конкурса, представляющий Францию, говорил, что для него и его страны — честь быть причастным к этому конкурсу. А пребывая в Украине, Паскаль даже пытался кое-что учить по- украински. Приятно удивило и обилие украинского репертуара. Украинской национальной музыкальной школе полторы сотни лет (со времен Лысенко), но мы до сих пор (как ни горько в этом признаваться) плохо знаем свою музыку, свою историю. Мы знаем Шопена и совсем не имеем представления о неком О.Лизогубе. А ведь в его творчестве во многом опережаются достижения шопеновских ноктюрнов. Или, к примеру, только к концу ХХ столетия Лина Костенко в своих публицистических статьях напоминает о том, что Марию Заньковецкую Суворин ставил выше Сары Бернар и сравнивал разве что с Элеонорой Дузе. И только теперь, когда французы хотят говорить по- украински, а зарубежные дети играют украинский репертуар, мы отражаемся в иностранцах, как в зеркале, и начинаем уважать себя и свою культуру. И в этом тоже заслуга конкурса Горовица. В конце концов результаты самого конкурса дают повод для гордости. За пять лет — около 80 лауреатов. Половина из них — украинцы.

Члены жюри IV конкурса Горовица — известные в мире педагоги и пианисты — пришли к выводу, что за последнее время украинская пианистическая школа несравненно выросла. Приведу несколько отзывов:

Сергей Усанов, заслуженный деятель искусств России, президент Российского общества управления правами исполнителей, художественный директор Международного конкурса им.Чайковского: «В Украине и ранее были отдельные очень яркие личности. Но теперь можно говорить об истинно высоком уровне молодых исполнителей, которые, надеюсь, вскоре дадут возможность говорить о выдающихся достижениях в целом».

Валерий Козлов, председатель жюри «Горовиц-дебюта», профессор Национальной музыкальной академии Украины, концертирующий пианист: «Как никогда поразила детская виртуозность. Все отобранные дети достойны выступать на любом международном конкурсе».

Иреней Жук, известный пианист украинского происхождения: «Это подвиг — подготовить детей на таком высоком уровне».

Паскаль Галле, концертирующий французский пианист: «Я был на концертах Горовица в Париже. Сегодня я здесь и сражен пианистическим уровнем детей. Воистину украинская школа может готовить таких пианистов, как Горовиц».

Надя Штернберг, руководитель организации музыкантов и педагогов Израиля, преподает в Гиватайме: «У нас в стране такого не было и не будет, чтобы ребенок встал в 6 утра и сел заниматься. Для меня эти дети — чудо».

Конкурс Горовица открывает миру молодые таланты, а талантам — мир. Ведь между непосредственным его проведением раз в два года он беспрерывно продолжает существовать. Это и работа Школы исполнительского мастерства, мастер-классы которой проводят педагоги с мировыми именами; и проведение Международного ежегодного фестиваля «Летние музыкальные вечера», где уже традиционно один из концертов дают лауреаты и дипломанты конкурса; это и записи на компакт-диски, и гастрольные поездки.

По окончании конкурса состоялся концерт лауреатов в Колонном зале им. Лысенко Национальной филармонии Украины. Бурно приветствовал переполненный зал обладателя серебряной медали Кирилла Кедука (Беларусь). Он учится в седьмом классе школы-лицея города Гродно у педагога Наталии Латяшевой. Кирилл блестяще исполнил «Сонату» Ковача и особенно «Из карнавала» Грига.

Золотую медаль вручили ученице третьего класса ДМШ №1 города Керчи девятилетней Валерии Мирош (педагог Валентина Никишина). Валерия исполнила фа-минорный концерт И.С.Баха для фортепиано с оркестром (оркестр Национальной филармонии под управлением лауреата международных конкурсов Кирилла Карабица), а на «бис» сыграла Вальс Шопена. В концерте Баха (особенно во второй части) — объективная отстраненность пианистки сочеталась со стремлением создать бесконечность мелодии. В Шопене же все наполнялось живым чувством — и едва заметные агогические отклонения внутри такта, и пикантные люфты. Зал приветствовал детей стоя.

Вторую бронзовую медаль — вместе с Артемом Ясинским — получил киевлянин Александр Чугай, ученик 7 класса киевской десятилетки, педагог — Татьяна Абаева. Саша участвовал в прошлом конкурсе Горовица, но не стал лауреатом. Это «поражение» послужило для него стимулом, что свидетельствует о целенаправленности и глубоких убеждениях. В этом году, кроме бронзовой медали, А.Чугай стал обладателем приза мэра Киева Александра Омельченко, а также призером в номинации «За лучшее исполнение произведений Баха и Бетховена». Мальчику в подарок была вручена рукопись неизвестной сонаты одного из знаменитых сыновей И.С.Баха — Филиппа Эммануила — с эксклюзивным правом на первое исполнение и запись на радио или компакт-диск. Рукопись эта хранилась в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусств Украины.

...Лауреаты конкурса Горовица показали не только мастерство и артистизм, но прежде всего — умение владеть собой, без чего невозможно стать настоящим артистом. Всем пианистам хорошо знакомо жуткое ощущение влажных и холодных от волнения рук, когда пальцы скользят по клавиатуре и перестают слушаться. Знакомо оно и лауреатам. Ведь конкурс — это прежде всего факт выступления. Даже самые исключительные победы исполнителя — это воздушные замки, и их всякий раз нужно создавать сначала. Об этом не стоит забывать юным пианистам. Как не стоит забывать, что именно в этом сложность и неповторимость одновременно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме