«ГОЛУБОЕ СОЛНЦЕ В СТРАНЕ НОСОРОГОВ» ЗАМЕТКИ С ВЫСТАВКИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КИЕВЩИНА»

30 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 33, 30 августа-6 сентября 2002г.
Отправить
Отправить

На карте Европы можно найти более десятка государств, по площади меньших Киевской области. Наша ад...

На карте Европы можно найти более десятка государств, по площади меньших Киевской области. Наша административно-территориальная единица занимает пространства лишь немногим меньшие, чем Королевство Бельгия, а населения здесь немного больше, чем в Республике Эстония.

Сложно сказать, можно ли считать выдающимся событием в истории Киевщины указ 2 февраля 1932 года о создании области. Но организованная в Центральном доме художника к 70-й годовщине этой даты выставка, несомненно, заслуживает внимания. Хотя бы потому, что на этой художественной акции можно «пообщаться» с работами выдающихся художников и поразмышлять об их роли в нашей культуре.

Видимо, такова судьба централизованных государств (и не важно — социалистическая это республика или европейская демократия) — столица, словно пиявка, высасывает из провинции творческие соки. Впрочем, можно сказать и иначе — художники слетаются к центру, словно пчелы на мед. Как Париж, который, будто гребенкой, прочесывал (и прочесывает) страну под лозунгом «Гений рождается в провинции, а умирает в Париже», так и Киев, естественно, в меру своих скромных финансовых и организационных возможностей, шныряет по днепровским и деснянским поймам, заглядывает в сельские хатки и замочные скважины фастовских, белоцерковских, броварских квартир. И непременно находит тех, у кого в глазах горит искра Божья.

Поэтому выставка «Художественная Киевщина» в значительной степени состоит из работ художников, которые давно оставили свою малую тихую Родину и посещают ее лишь для того, чтобы, быстренько пообщавшись с родными и друзьями, полюбовавшись замечательными пейзажами, глотнув «для укрепления иммунитета» хорошего самогона, снова нырнуть в духоту столичных мастерских...

Лишь одна (но замечательная!) работа уроженца Богуслава Ивана Сошенко — «Портрет Гудим-Левкович». Да, это именно тот Сошенко, который, еще учась в Петербургской академии искусств, так повлиял на судьбу Тараса Шевченко, поспособствовав выкупу из неволи, дружил с ним, а после смерти Кобзаря принимал участие в перевозке его тела из Петербурга в Киев.

Вот как писал о Сошенко в письме к Шевченко украинский педагог и общественный деятель Михаил Чалый: «Соха Вам кланяется низенько, извиняясь перед Вами в своем долгом молчании. Что-то все хандрит. Удивляется, что работа не спорится: он хотел бы, чтобы и в 50 лет иметь столько же огня и силы, сколько имел он в 25. Наш Иван Максимович Неисправим. Он все тот же, что и был во время она, когда Вы вместе боролись с людьми и жизнью: добрый товарищ, щира душа, гонитель неправды и подлости, трибун народный».

Напоминают об искусстве начала XX века прекрасный «Портрет дочерей» и «Автопортрет» И.Мищенко. Не менее мастерски выполненные и близкие по времени создания, но такие противоположные по настроению и видению мира работы А.Черкасского «Молочница», «Доярка», «Кочегар».

Магическое впечатление производят работы Екатерины Билокур. На выставке девять полотен этого украинского гения. Я даже перечислю их названия: «Богдановские яблоки», «Богдановские розы, черкасский виноград», «Автопортрет», «Счастье», «Царь-колос», «Натюрморт», «Сон», «Ранней весной», «Осень». Какие обычные для картин названия. Но невероятна их глубина и мастерство выполнения. Ни малейших признаков «наив-арта» или примитивизма. Есть «таланты», созданные шумом, эпатажем, саморекламой. Иногда это выглядит настолько убедительно, что мыльный пузырь дутой славы кажется крепче стали. В случае Екатерины Билокур — гениальность абсолютна. Даже если бы она творила свои шедевры в какой-то фламандской Богдановке, несомненно, они уверенно стояли бы в когорте работ Ван Дейка, Рубенса, Снейдерса.

Пять холстов еще одного символа украинского народного творчества — простой светлой души Марии Приймаченко. И совсем рядом такие близкие по настроению и манере выполнения работы Н.Стативы-Жарко и М.Буряк.

Большие листы выполнены пером цветной тушью М.Компанца из Рудни Броварского района (кажется, в каждом районе есть село Рудня) «Мужские размышления», «Женские размышления». Хорошо и глубоко и без сюрреалистических изысков можно проникать в закоулки человеческого сознания.

Было бы странным, точнее, почти невероятным, если бы художники Киевщины обошли тему природы. Пейзаж представлен достаточно разнообразными работами О.Олексиенко, В.Негреско, О.Безвербного и других.

Необычно воспринимаются полотна М.Юхты «Ходит осень», «Старое и новое», «Куриный танец». Настоящий пуантилизм (живописная техника, в которой визуального результата достигают с помощью отдельных цветных точек), хотя в наше компьютерное время это течение в искусстве пора переименовывать в «пикселизм».

Тоже необычно, но по совершенно другой причине, воспринимается холст О.Дмитренко «Прогулка с удовольствием и не без морали» Шевченко в Белой Церкви». По технике выполнения и композиции — этакий соцреализм 50-х годов XX в., а по сути — иллюстрация к скандальному «Вурдалаку Тарасу Шевченко» Олеся Бузины.

Несколько мастерских натюрмортов Алексея Горбенко. А я и не знал, что он родом из Ржищева. Скажу по секрету — попав однажды под красный карандаш сурового педагога, я почти полгода пытался сдать ему зачет по рисунку, чуть из института не вылетел. Но я не обижаюсь, а Алексей Архипович, пожалуй, давно забыл — не одна тысяча студентов прошла через его руки...

И настоящему авангарду на выставке нашлось место. Например, П.Малышко из с. Немишаево Бородянского района — чистейший экспрессионист. А М.Малышко из с. Малютинки Киево-Святошинского района — почти Казимир Малевич, даже два Малевича. Его диптих «Глубины» состоит из двух почти абсолютно угольно-черных прямоугольников.

И скульптура, и керамика тоже производит хорошее впечатление, но маловато экспонатов. Ну, это я так, к слову. Нужно же к чему-то придраться. Вот в День независимости выставочные залы не работали. Это плохо. Трудно представить, чтобы Лувр или центр Помпиду были закрыты в день взятия Бастилии.

А в целом вывод хороший — государство Киевщина имеет надежный творческий фундамент.

Скоро Дом художника откроет залы для мастеров Днепропетровского «королевства».

P. S. Для заголовка этого материала использовано название картины художника из села Насташки Рокитнянского района О.Добродия «Голубое солнце в стране носорогов».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК