Киевский актер Юрий ГРЕБЕЛЬНИК — человек, который… Который озвучил на украинском языке доктора Хауса. И многие профи говорят, что Хаус «по-украински» даст фору этому же доктору на любых других языках (возможно, даже на языке оригинала?).
Популярность сериала (он идет у нас на СТБ) — завидная. Уже в новом году — канал представляет новейший сезон похождений лекаря. И снова актер Гребельник останется… «за кадром»! А между тем широкие телезрительские круги, возможно, даже не догадываются, что Юрий — не просто «голос» их телекумира, а во всех отношениях ведущий актер столичной Русской драмы, народный артист Украины.
и Доктор Хаус |
А.Островского (критики относят эту работу к несомненным удачам актера).
Гребельник — редкий театральный интеллигент. В нем есть нечто чеховское: скромный, в меру скрытный, с коллегами подчеркнуто порядочный, в скандалах не замешан, в семейной жизни — счастлив… В общем — полный антипод своему доктору Хаусу!
— Юрий, вы, как актер, подаривший доктору Хаусу свой голос, хотя бы следите за сюжетными перипетиями фильма? Волнует вас, кого в очередной раз вылечит доктор?
— У меня не может возникнуть к Хаусу такое же отношение, как у зрителя. Поскольку весь сериал мне не удалось посмотреть. Мне же дают только рабочие сцены, в которых разговаривает мой герой. А обычно это половина или чуть больше половины целой серии. Остальное я не смотрю — нет времени. О том, что происходит в фильме, мне уже коллеги рассказывают.
— Сколько времени у вас обычно уходит на озвучку? Ведь вы же еще и в театре много играете?
— Уходит все свободное от театра время. В принципе, актерская школа держится ведь исключительно на театре. Театр — это истоки. В театре я пропускаю через себя все поступки и движения персонажей. Веду к тому, что если на сцене ты «впрыгиваешь» в ситуацию, то при озвучивании — лишь рисуешь определенным ее намеком. Я должен лишь голосом придать окраску определенной ситуации, передать, что чувствует мой персонаж в ту или иную секунду. К примеру, озвучивая выдающегося актера Аль Пачино в одной из картин, я вовсе не должен как-то выпячиваться или пытаться переиграть голосом такого мастера… Нужно чувствовать уместность — во всем. В том числе и в голосовой аранжировке.
— Вас очень хвалят за блестящую озвучку Хауса. Должно быть, какая-то специальная школа была, практика…
— Мой педагог по сценречи, Алла Александровна Гладышева, до сих пор преподает в нашем театральном вузе. И надеюсь, еще долго будет там преподавать. Она пришла туда в
80-м. Я был в числе ее первых студентов. Она и обучала своих подопечных прекрасному украинскому языку.
После института я пришел в русский драматический театр. Пришлось немного перестраиваться. Потом предложили озвучивать фильмы на украинском языке. А у меня долго не было такой практики… Конечно, неплохо было бы знать в совершенстве еще английский или французский. Сыграть в подлиннике Шекспира! На разных языках поиграть. Актеру не помешает всеядность.
— В спектакле Михаила Резниковича «Дон Кихот. 1938 год» по пьесе Михаила Булгакова вы в одном лице и Михаил Афанасьевич, и доблестный идальго. Должно быть, трудно раздваиваться таким образом?
— Я не вижу, как это происходит со стороны. Но мне на сцене не сложно. Потому что для себя я их не разделяю. Выглядят они действительно по-разному, костюмы разных эпох… Да и герои различные: один — историческая личность, другой — вымышленная. Но для меня они существуют в одной системе координат. В этой истории и в этом спектакле все выстроено так, что там, где заканчивается один — тут же начинается второй! Они — одно целое. В этом и смысл увиденных режиссером Резниковичем параллелей. А держит их вместе — бескорыстие и безрассудство в отстаивании своих идеалов. Это то, чем для всех нас до сих пор привлекателен Дон Кихот. Ведь он искренне верит в необходимость своих, порою странных, поступков. Пусть они многим кажутся идиотскими, но он-то верит!
А Михаил Булгаков в какой глухой изоляции оказался! Его предали даже те, на кого он и подумать не мог. Вот кому нужно сочувствовать! Родственник, муж сестры его жены, писал на него низкие доносы! Вокруг все рушилось, а он продолжал отстаивать свои идеалы.
— Кто из героев, которых вы озвучивали, показался вам особенно близким, даже родным?
— Самые близкие герои те, которые мыслят и страдают.
— Режиссера дубляжа на СТБ спрашивали в интервью, почему именно вас пригласили озвучивать доктора Хауса. И она ответила, что учитывали не только схожесть темперамента, но и внешние параметры: высокий рост, стройность… Странно как-то: рост-то тут при чем?
— Не знаю, чем руководствовались на студии… Но к моменту, когда я пришел на озвучивание сериала, у меня уже был приличный опыт подобной работы. Да и к «Хаусу» популярность в Украине пришла не сразу. Вначале этот фильм шел не на СТБ, на «Доктора» вообще не обратили внимания. Я коллег просил: посмотрите, классный фильм! Многие отмахивались. Уже потом, когда началась рекламная кампания, все стало на свои места… А я в разное время озвучивал и сериал «Звездный путь», в разных кинофильмах дублировал Арнольда Шварценеггера, Брюса Уиллиса, других звезд. Да мало ли кого я еще озвучивал! Сериал «Доктор Хаус» — это лишь процента три того, что я делаю. И я не назвал бы его главной своей удачей. Я вообще против этой шумихи…
— Значит, от «Хауса» вы не в восторге? Для вас подобного рода работа — часть профессии или же способ заработать?
— Отчего же? Мне нравиться герой! И актер Хью Лори — очень хороший. Он мягкий и в то же время острый. Но он одинаков во всех сериях. Меняются только сюжетные повороты, а он остается для меня предсказуемым. Уже на пятой серии я все про него понял… Понял, откуда взялась его ирония. Я схватил его голосом. И мне довольно просто его вести.
Видите ли, в профессии все взаимосвязано… Как и в жизни. Я начал заниматься этим делом, озвучкой то есть, десять лет назад, когда наши актеры получали копейки. А озвучивание тогда считалось приличным заработком. Сейчас многое поменялось. Государство обратило внимание на театр. Да и актеры в столице вроде бы не так бедствуют. Но я уже настолько втянулся в студийную жизнь, что получаю от нее колоссальное удовольствие. Почему? А потому, очевидно, что получается! Когда у Броневого в почтенном возрасте спросили: «Хотели бы вы помолодеть?», он ответил: «Ни в коем случае! Не хочу снова очутиться в ситуации отсутствия мастерства». Такая вот шутка…
Я это к тому, что когда только начинал, было сложно… Читая с листа у монитора, ощущал скованность. Выходил весь мокрый. У меня просто такой характер: я человек вечно сомневающийся. Даже если мне со стороны говорят «хорошо», мне этого недостаточно. Мне все время мало того, что я делаю. А в актерском плане очень важно пережить как можно больше эмоций. Важны все встречи и расставания, приобретения и потери.
А роли, которые не сыграл, держат сильнее, чем уже сыгранные. Актер ведь зависит от случая: получишь — не получишь… Поэтому несыгранные роли — тоже хорошая штука! Это то, что держит тебя в творческом напряжении и не дает расслабиться, почивая на лаврах. Хотя сейчас не могу пожаловаться, что мало играю. Мне больше стали доверять ролей.
— Вы сказали, что не считаете озвучивание Хауса самой большой своей удачей. Можете назвать более значимые для вас работы?
— Мне за многие свои работы не стыдно. Получаю удовольствие, когда озвучиваю Роберта Де Ниро. Обожаю дублировать или озвучивать Энтони Хопкинса. Тут даже с гордостью сказал бы, что почти все фильмы с его участием в Украине озвучил я!