Международный фестиваль современного искусства Мистецького Арсенала». И тогда не было возражений… Наше письмо по этому поводу — в администрации президента еще с сентября 2009 года. И еще одно обращение написали в марте, уже после выборов. Но официального ответа не получили. У меня чистые намерения, играю открытыми картами. А со стороны получается, будто я со своим «междусобойчиком» устроил небольшой «корпоративчик», пригласил знаменитостей, теперь хожу обиженным: мол, меня выгнали… Оппоненты аргументируют тем, что у меня с «Арсеналом» нет договора. Но мне же не давали возможность заключить такое соглашение.
Мы не ищем конфликтов. Нам просто нужно конструктивно решить проблему.
Не хочется переводить разговор о фестивале в плоскость денег. К сожалению, нас все время спрашивают: каков бюджет фестиваля, где вы взяли деньги? А мой главный посыл: мы говорим об идеологии. И говорим, что это самое большое мероприятие, работающее на образованную молодежь, на будущее нашей неньки-Украины, на современное искусство…
Но как достучаться до власть имущих и объяснить им, что для нас в первую очередь важен диалог… Разумный, конструктивный, взвешенный диалог с властью, которой нужно осознать ценность современного искусства — даже в общеевропейском контексте имиджа нашей страны.
У нас неделя, чтобы решить эту проблему. Или да, или нет.
Несмотря ни на что, я все равно проведу украинский шоу-кейс по некоторым точкам Киева. Это новейшие спектакли театра «Вільна сцена» (Киев), Венгерского национального театра им. Дюла Ийеша (Берегово), «Даха», Ивано-Франковского театра им.Ивана Франко, «Киев модерн-балета», других…
Некоторые проекты можно сделать на базе киностудии Довженко. Мы с Игорем Ставчанским это обсуждали…
Мы стремимся стать специальной государственной программой. Чтобы государство толково пользовалось этой акцией внутри страны. То есть нужно объединять страну и сделать локальные фестивали ГОГОЛЬFESTа — во Львове, Харькове, Запорожье, Севастополе, Днепропетровске, Одессе. Уже проведены некоторые переговоры. Это идея франчайзинга. То есть идеология такая: ищется большое помещение в центре города, приглашаются художники, клуб ставит свою музыку, какое-то местное кафе поставляет еду... А мы из центра — Киева — предоставляем лекторов, мастер-классы и кино, чтобы обогатить эту программу.
Важно, чтобы люди получили некую идею. А идея заключается в большом пространстве, в том, как делать фестиваль практически без бюджета.
В этом году фестиваль должен был проходить в пяти городах параллельно по принципу франчайзинга. Ведь теперь власть более вертикальная. Но хочется, чтобы и Украина ощущала себя цельной, а не разрозненной. И объединять ее способно искусство — отнюдь не религия, не язык…
Мой главный мессидж — не «меня обидели». Обиженный — это позиция слабого… Ведь ГОГОЛЬFEST — частная инициатива, и за три года проведения стал крупным фестивалем. Только представьте: в году нынешнем более 30 стран подтвердили свое участие в нашей акции…
В чем проблема Украины? В кризисе веры. Сейчас веру пытаются подменить идеей «борьбы с бедностью», «стабилизацией». Но это не может быть мечтой человеческой. Сейчас это может находиться только в зоне культуры. Тем более на фоне кризиса который свидетельствует о том, что цивилизация денег исчерпывается. Бесконечное потребление — это порочный круг, ты лишь разгоняешь машину, которая сжирает и твое сознание, и экосистему. У меня есть теория, согласно которой сейчас зарождается цивилизация альтруизма, предлагающая иные ценности.
Знаю, что есть пустующие большие помещения. Но чьи они? Есть троллейбусные депо, есть обувная фабрика возле «Арсенала»… В этих помещениях ничего не происходит. Наверное, все приватизировано. Да и других мест загадочных хватает.
Повторюсь: важен диалог. Хотя и с предыдущей властью у нас не было особого диалога…
Только что мы вернулись из Перми, ГОГОЛЬFEST там пользовался большим успехом. А подтверждением нашего международного признания стал Гран-при — премия имени Сергея Курехина в жанре современного искусства «Поп-Механика». Опять же «Даха-Браха» номинирована на очередную премию в Москве — «Степной Волк».
Следующий год — это гастроли во Франции: Париж, Менс… Есть предварительные договоренности с Эдинбургом. Еще запланирована большая программа в Варшаве. Опять же — Москва.
На самом деле это реальная неформальная презентация нового лица Украины. Следующий год объявлен в Европе годом восточного сотрудничества, у них акцент на Украину — председательствуют Венгрия и Польша. Перед этими странами поставлены конкретные задачи сделать специальные современные проекты именно в Украине…
Важно только, чтобы сама Украина оценила эти стремления.
P.S. Ситуация с ГОГОЛЬFESTом известна и в администрации президента Украины. Заместитель главы АП Анна Герман согласилась дать «ЗН» подробный комментарий на эту тему уже в ближайших номерах — после внимательного изучения вопроса.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ?
В рамках фестиваля ГОГОЛЬFEST-2010 уже на осень предусмотрено несколько тематических направлений. В области театрального искусства это новые проекты Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (Россия). Заявлена хип-хопера «Копы в огне» (Россия), театр атлетического танца KATAKLO (Италия), драматическая группа PLASMA (Швейцария) и др. А украинский театр представят «Дах», «Воскресіння», «Киев модерн-балет», а также набирающий в последнее время успешные обороты Ивано-Франковский музыкально-драматический театр.
В визуальных акциях феста тоже запланированы серьезные участники (куратор Катя Бочавар). Среди организаций — музей современного искусства PERMM (Россия), Onedotzero distribution (Великобритания), Baibakov Art Projects (Россия), «Пинчук Арт Центр» (Украина) и др.
Кинопрограммы ГОГОЛЬFESTа предполагают лучшие фильмы последних лет (а также экспериментальное кино и видео-арт), получившие высокие оценки на многих международных фестивалях.