ГЛИНА. ОГОНЬ. ЛЮДИ.

Поделиться
Думаю, что ни один человек в мире не испытывал такой радости по поводу такой мелочи, как испытал я, когда увидел, что мне посчастливилось изготовить огнеупорную глиняную посуду...
Ольга Некрасова-Каратеева

Думаю, что ни один человек в мире не испытывал такой радости по поводу такой мелочи, как испытал я, когда увидел, что мне посчастливилось изготовить огнеупорную глиняную посуду.

Даниел Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»

Поговорку «не боги горшки обжигают» придумали не мы, а древние греки, которые, как известно, были дремучими язычниками и даже не подозревали, что происходят от запущенного в серию глиняного изделия по имени Адам.

Наверное, нет человека, который хотя бы в детстве не мял в своих руках глину, пытаясь создать что-то выдающееся. Но ком высыхал на солнце и, потрескавшись, рассыпался в пыль, возвращаясь в первозданное состояние. Вдохнуть душу в глиняное изделие дано не многим. Хотя целые тысячелетние цивилизации назывались «глиняными». И наша трипольская культура, растворившись в течении времени, оставила после себя огромное количество глиняных черепков, которые, как рассыпанные буквы, лежат на бескрайних территориях в ожидании того, кто сложит их в книгу истории.

Керамика настолько тесно связана с ежедневным бытом, что ей намного сложнее, чем другим искусствам, бороться за место в музейных залах и витринах аукционов. Конечно, время снисходительно к изделиям, закаленным в пламени горнила, и имеет странное свойство увеличивать художественную ценность вещей, которые сто или тысячу лет назад были всего лишь продуктом однообразной малотворческой работы ремесленника. Где проходит та тонкая грань между «ширпотребом», часто очень качественным, технологически недоступным еще совсем близким к нашему времени поколениям, — и изделием настоящего вдохновенного художника, нередко изготовленным самым примитивным методом, который вызвал бы ироническую улыбку гончаров, живших за тысячи лет до нашего времени?

Очень интересно было послушать рассказ о месте художественной керамики в современном художественном процессе профессора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, заведующей кафедрой художественной керамики и стекла Ольги Некрасовой-Каратеевой. Всю жизнь связанная с ленинградской школой керамики, она, конечно же, строила свою лекцию на истории, традициях, достижениях академии. Созданное еще в XIX веке на средства барона Штиглица, заведение сначала называлось Государственным художественно-промышленным училищем, после 1945 года ему было присвоено имя известного скульптора Веры Мухиной. На наших просторах и по сей день в просторечии бывшее училище называют Мухинским. В послевоенное время в училище была открыта кафедра художественной и архитектурной керамики. Разрушенные в тяжелые времена дворцы Ленинграда и окрестностей нельзя было отреставрировать без высококвалифицированных специалистов. Руководили кафедрой архитекторы В.Марков и В.Васильковский. К тому же от студентов требовалось умение не только излагать свои творческие идеи в виде чертежей и рисунков, но и воплощать их в конкретных изделиях. На преподавательскую работу были приглашены народные мастера из Украины А.Джуля и С.Первая. Выпускники училища разъезжались по самым отдаленным уголкам СССР, неся искры своего таланта и держа марку ленинградской школы. Коллапс Советского Союза лишил художников негибкого, догматичного, но все же достаточно надежного заказчика — тоталитарного государства. Новые общества еще не осознали значение высокого искусства для собственного же благосостояния. Поэтому как в России, так и в Украине, художники вынуждены бороться не только за заказчика, но часто и за банальное выживание. Это, конечно, ужасно. Но мир свободного выбора с его жестокой справедливостью заставляет проявлять не только талант, но и силу и энергичность. Общение между художниками различных школ и течений — настоятельная необходимость. Без такого общения невозможен творческий рост; не зная, что происходит в мировом творческом горниле, художник почти гарантированно будет выдумывать глиняный велосипед.

Ареал творческих контактов давно уже вышел за пределы территории СНГ. Но давние знакомые — выпускники «мухинки» — и сегодня встречаются на различных творческих соревнованиях, завоевывая призы на самых престижных европейских и мировых конкурсах керамистов.

На лекции профессора Некрасовой-Каратеевой, насыщенной иллюстративным материалом, четче начинаешь понимать, что настоящее искусство начинается там, где заканчивается обычный стандарт, не затрагивающий ни одной эмоциональной струны, и возникает иногда шокирующее, неприемлемое для общества новое видение материала, формы, цвета… Проходит время, и это новое становится эталоном для ловких эпигонов... Что тут сделаешь — нужно искать новые вершины.

Уместно напомнить, что нынешняя встреча киевского и петербургского искусства состоялась в рамках проведения Года Российской Федерации в Украине. Содействовали ее проведению «Галерея, 36», художник Александр Миловзоров, Посольство Российской Федерации и его первый секретарь Андрей Гасюк.

Представители Института декоративно-прикладного искусства им.Бойчука в беседе выразили заинтересованность в будущих контактах с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией. Замечательная инициатива, ведь все мы вылеплены из одной глины. И художники, конечно, тоже.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме