ГЕРОИ И СОПЕРНИЦЫ ГАЛИНЫ КМИТ

17 июля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 17 июля-24 июля 1998г.
Отправить
Отправить

В рамках программы «Золотая фильмотека» на фестивале «Артек» показывали легендарный фильм «Чапаев» братьев Васильевых...

В рамках программы «Золотая фильмотека» на фестивале «Артек» показывали легендарный фильм «Чапаев» братьев Васильевых. Кстати, по опросам ребятам знакомо имя легендарного командира в основном, как имя героя анекдотов. Правда, на просмотр они шли, с энтузиазмом размахивая красными знаменами, под лозунгами: «Идем смотреть «Чапаева» и «Вся власть Советам». Просмотр этого фильма - еще один штрих к просветительской работе, которую ведет команда фестиваля.

Представляла картину Галина Кмит, вдова великолепного артиста Леонида Кмита, исполнителя роли верного Петьки. Галина Васильевна - удивительный человек, известный журналист и фоторепортер. Мифов и легенд о ней ходит не меньше, чем о греческих героях, а ее неповторимый облик, стиль, манера работать завораживают сразу и навсегда. Мы с ней знакомы уже несколько лет, периодически встречаемся на разных фестивалях, где Кмит непременный и почетный гость. На Международном детском фестивале «Артек» она впервые. И так радостно, восторженно все воспринимала, что просто грешно было не пригласить ее к разговору.

- Галина Васильевна, вы личность суперизвестная, но женщина с фотоаппаратом, камерой - не самое частое явление в нашей стране. Почему вы взяли в руки фотоаппарат?

- Как вам известно, Станиславский написал книгу «Моя жизнь в искусстве», я же напишу когда-нибудь книгу «Моя жизнь в тусовках», думаю, тираж разойдется очень быстро. Я достаточно поздно пришла в журналистику, потому что мой покойный супруг, которого мы сегодня чествуем в «Артеке», был человек необыкновенный. Вы читали пьесу Вильяма Шекспира «Отелло»? Так вот великий мавр просто самодеятельность по сравнению с Леонидом Кмитом. Хотела быть актрисой, училась в театральном, но в 17 лет вышла замуж, и карьера, как вы понимаете, очень быстро прекратилась. Вначале была пишущим корреспондентом, работала в «Московском комсомольце». И в то время газета была передовая, мы Бог знает что выдумывали - из моей квартиры, например, звонили Луи Арагону. Потом я попросила одного московского метра Александр Ильича Пастера устроить мне какой-то договор, чтобы заработать деньги. Он на меня мечтательно посмотрел и сказал: «Ах, Галя, если бы вы умели снимать…». Это решило мою судьбу буквально в пять минут. Мы купили аппарат, помню, он назывался «Старт». Вот этим «Стартом» я и стартовала. Первая фотография - Миша Казаков в роли Гамлета. Поскольку Мишу я знала очень давно, он меня пригласил на спектакль, а я его сняла. Картинку напечатали в «Огоньке». Тут я обнаглела, как вы сами понимаете, и немедленно исчезла с Мишиного горизонта. А начальник отдела печати Совинформбюро Александр Финогенов занимался актерами, писал о них очерки, стал спрашивать у Миши насчет той фотографии. Было названо мое имя, но Казаков сказал, что я куда-то переехала. Я же в то время жила на Третьем Неглинном переулке, внизу в подвале жила Юля Хрущева со своим мужем, а со стороны Рождественки, бывшей улицы Жданова, было Совинформбюро. То есть мы с Финогеновым сидели в одном здании, на одном этаже, только с разными входами, а он искал меня по всей Москве. Нашел наконец, ему понравились мои фотографии и я стала иллюстрировать его очерки. Вскоре перешла туда работать. Это был 1960 год. Они меня потом передали в Союз журналистов, я одна из первых получила членский билет, кроме этого я - член Союза кинематографистов. С тех пор писать перестала, только снимаю.

- Неужели совсем не пишете?

- Нет, недавно опубликовала в журнале интервью с Тухмановым. Две-три полосы текста, плюс фотографии. Но вообще, если я сажусь за машинку, то начинаю курить, хотя не курю; пить кофе, хотя я не особая кофеманка, словом, делаю все, что угодно, только бы оттянуть момент первого абзаца. Всегда было обидно, когда говорили, что я снимаю только актеров или звезд. Да, у меня есть две звездные выставки - «Эти великолепные мужчины», там сто портретов: писатели, политики, актеры. Первая выставка называлась очень скромно «Мужчины моей жизни». Была большая статья в «Собеседнике» с такой фразой: «Что, правда, все?». Чтобы не шокировать обывателя, пришлось выставку переименовать. «Эти великолепные мужчины» - первая акция Международного пресс-клуба женщин-журналистов, президентом которого я являюсь. Клуб, к сожалению, завял, но я все еще надеюсь на его возрождение.

- Галина Васильевна, вы с удовольствием демонстрируете свое знание украинского языка, расскажите о своих украинских корнях.

- Для меня это очень дорогая лирико-драматическая тема. Мой отец - украинец, Василь Радыш, сподвижник Довженко. К сожалению, некоторое время провел в местах не столь отдаленных, не только он один, тогда посадили огромную группу людей. Насколько знаю, его подельником был Остап Вишня. Однажды в Одессе на базаре купила сливы, их завернули в страничку из журнала, на которой увидела нашу фамилию. Там было написано, что отец «проталкивал националистические идеи в искусстве». Вернулся он оттуда живой, но нездоровый, правда, хоронили почетно - ведь он был членом Союза писателей, привезли в «рідну землю». В принципе, все, что я о нем знаю, услышала на его похоронах. Очень люблю украинский язык - это язык моего младенчества, детства. Но меня постоянно возили туда-сюда. То в русской школе училась, то в украинской. В результате не знаю ни русского, ни украинского. Но это шутка. А «языковую память» поддерживала бабушка.

- Ваша внучка, Настя, коренная москвичка, сидела рядом со мной на открытии фестиваля и самозабвенно подпевала известную песню «Весна» в исполнении «ВВ», слова она знала.

- Она театральная девочка, дочка заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Дубровского. Ее мама тоже окончила театральный, сейчас завлит Малого театра. Настя участвует в спектаклях Малого театра, выходила даже на сцену Большого. Что она там делала, не знаю, но самое смешное, что ей за это заплатили деньги. Она мне позвонила и с гордостью пригласила в Макдональдс. Что же касается языка - воспринимает на слух. У меня, например, фонетический слух - польский знаю в совершенстве, он съел украинский. Теперь, когда хочу сказать что-то по-украински, автоматически вылетают польские слова. Английский никогда не учила, не умею ни читать, ни писать, но понимаю все, что говорят. Будучи в Америке и в других англоязычных странах, совершенно обхожусь на бытовом уровне. Однажды даже нахально переводила картину «Мечта» Ромма на английский язык. Был потрясающий казус: в титрах есть фраза: «Этот город имел два костела и 39 публичных домов». Знаете как я перевела? «Houses for fucking». В зале было долгое молчание, потом дикий хохот. С тех пор отношусь к слову очень настороженно.

- Ведь вы не москвичка. Как завоевывали столицу?

- Будучи в эвакуации, совсем девчонкой, в Архангельске, поступила работать в окружную газету «Патриот Родины» подчитчиком. Однажды открылась дверь и на пороге появилось такое великолепие, «красивше» которого я с тех пор не видала. Это был Константин Симонов. Вообще Архангельск меня одарил встречами с великолепнейшими людьми, очень благодарна Богу за это! Там я познакомилась с Кавериным - мы его дразнили: «В себе уверен идет Каверин», с Юрием Германом, Львом Кассилем. Мы жили в театре с теткой, которая умела шить, что спасло нас от смерти. Вся обстановка была бутафорская, из постановок - там все они у нас в гостях и бывали, там мы пережили первые бомбежки. Потом, использовав фиктивный способ - сопровождение какого-то груза, пришла, как Ломоносов, в Москву. Когда-нибудь напишу книгу о том, как завоевывала этот город. Маленькая, холодная, голодная, но с кучей рекомендательных писем и очень самоуверенная. Самое смешно, что года три назад, встретившись в Нижнем Новгороде со своей архангельской подругой, узнала, что поскольку работала во фронтовой газете, имею право на получение удостоверения участника войны. Документов не было никаких, лишь благодаря ее усилиям, я их получила. Так что я вам не кто-нибудь!

- Вначале вы говорили, что жили «под колпаком у мавра». Расскажите немного о своей женской судьбе.

- Моя профессия помешала моей личной жизни. Первые слова «где была и почему не позвонила?». А я была, скажем, в родильной палате и не было еще моды на мобильные телефоны. Скандалы были бесконечны. Кмит очень любил меня, усыновил моего сына, которого родила от Гриценко, потому что когда ушла к Гриценко, он не давал мне развода. Когда расстались с Гриценко, Леонид мгновенно появился. Меня занимал вопрос, что же будет с ребенком. На что Кмит сказал: «Подумаешь, событие огромной важности», - любимая его фраза. Взял документы, и я до сих пор не знаю, где он зарегистрировал Дениса, но мой сын - Денис Алексеевич Кмит. Леня по паспорту Алексей, из-за этого была куча неприятностей с переводами - киностудия шлет деньги Леониду Кмиту, а Алексею Кмиту их не выдают. Он был очень хороший человек, бескомпромиссный, что ему очень мешало. Был такой достаточно известный случай. Кмита представили к ордену. Большаков, тогдашний глава Госкино, в последнюю минуту его вычеркнул. Получив медаль, Кмит сказал: «Вядали мы мядали» и запустил ею в Большакова. Очень эмоциональный человек был, каждому режиссеру объяснял, как снимать картину, - это не всем нравилось. Тем не менее снимался у мастеров: Столпера, Пудовкина, Савченко, Ромма и т. д. Во всяком случае слыл хорошим актером. И немного был графоманом - писал сценарии. К сожалению, у меня ничего этого нет. В прошлом году неожиданно умерла падчерица. Я ее очень любила, а она до самой смерти называла меня мамой. Считайте, это мой первый ребенок, хотя разница в возрасте у нас была небольшая, вдвоем бегали на танцы, за что Кмит убивал нас обеих. Остались у Кмита внучата: Катя Кмит и Алеша, сын Дубровского, названный в честь деда. Алеша только что окончил с красным дипломом Щепкинское училище, наверное, будет служить в команде Театра Советской Армии. И подписал договор с ТЮЗом - ведь в ТЮЗе начинал Ефремов.

В моей семье случилось большое несчастье, сын, молодой актер получил тяжелейшую травму позвоночника. Это выбило из колеи очень серьезно, унесло, как минимум, десять лет жизни. Сейчас он на коляске. Инвалид первой группы. Тем не менее, ведет активный образ жизни - все-таки он мой сын! Первая его картина была «Спортлото-82» Леонида Гайдая, он играл одного из двух главных героев. Снялся в картине «Ка-ка-ду», уже на коляске, но в роли героя, сейчас с постановщиком картины Сергеем Гурзо представляет фильм на фестивале «Славянский базар» в Одессе. Снимается в каком-то сериале, играет полковника милиции. Он самостоятельный человек, ведет активный образ жизни, водит машину, сам себя полностью обслуживает, несмотря на полный паралич нижних конечностей. Конечно, мы живем рядом, но я им очень горжусь.

- Галина Васильевна, мода приходит, уходит: длинное, короткое, джинсовое, кашемировое. У вас совершенно неповторимый, свой стиль, как он появился и благодаря чему и кому вы его поддерживаете?

- Спасибо, что заметили. Должна сказать, что Слава Зайцев, наш известный кутюрье сказал, мол, Галя родила свой стиль. Кстати, Слава открывал мою выставку в Доме кино. Никакого стиля у меня особого нет. «Девочки, - говорю я, - ничего не выбрасывайте, пришла тряпочка - пусть лежит». Существует закон парных случаев, обязательно еще какая-нибудь вещичка придет и получается туалет. Что касается косынки, то я работала как-то с делегацией то ли бельгийской, то ли голландской. Смотрю, и королева утром в косынке, днем в косынке, вечером на приеме тоже в косынке. Подумалось, как хорошо, никаких забот о прическе; пришла домой и тоже надела косынку. С тех пор всегда в ней, очень удобно.

Вообще-то идут вечные споры, почему Кмит всегда в косынке: может, волос нет. Свидетельствую: Галина Васильевна обладательница роскошных, длинных каштановых волос. Для особо любопытных, снимая косынку, показывает их за 10 долларов. Последним «налогоплательщиком» был Стас Садальский. Для меня, как члена профсоюза, будучи в хорошем настроении, косынка была снята безвозмездно - по плечам рассыпались великолепные густые волосы. Блестящая женщина!

Облик Галины Кмит завершают необыкновенно красивые серебряные украшения, очень изысканные и в большом количестве. С чего же начался этот ювелирный изыск?

- Просто перестала носить золото. Все отдала дочери. Но есть предыстория. Она не хотела называть Настю Настей, а Настасья - имя моей матери. Я предупредила, что на крестинах не появлюсь, раз бабушкино имя не ко двору, то и кольца ее ни к чему. Дочка расценила это как мелкий шантаж. Я ушла разобиженная. Через несколько дней звонит, неси, говорит, свои брильянты. Внучка твоя и по святцам Настя. Так я навсегда избавилась от золота. Безумно люблю Мексику, часто там бываю. Не только потому, что там колоссальным успехом пользовалась моя выставка. Если вы любите цацки, то вы там просто умрете. Мало того, что там есть серебряные базары. Есть серебряные деревни. И кожаные деревни. Мексика - волшебная страна. Почти все, что вы периодически видите на мне, - оттуда.

- Вы упомянули об успехе своей выставки в Мексике. А какова вообще их география?

- Она экспонировалась в Бостоне, в Мехико, на Кипре, неоднократно в Польше, в Тунисе и Варне в этом году, Москве, Питере и во многих других города нашей необъятной. Гастролирует много и с отличной прессой. В Мехико, например, в самой большой газете ей была посвящена полоса, что за шикарная фраза там была: «Мужчины, о которых мечтают все женщины мира, сняты камерой Галины Кмит». Теперь она живет сама по себе, но так как меня все упрекали в пристрастии к мужчинам - кстати, не без оснований, - я сделала женскую выставку. Портреты звезд, которая называется «Мои соперницы». После этого один из журналов вынес в заголовок такую фразу: «Галина Кмит считает Софи Лорен своей соперницей». Эта выставка была на открытии «Золотого Дюка» в Клубе одесситов. После нее осталось удостоверение «Почетная одесситка», подписанное Жванецким, и бутылка жванецкой водки, которая до сих пор цела - сувенир все-таки. Безумно люблю этот город, город моей мамы, моих предков. Кстати, в новом заграничном паспорте у меня написано место рождения - Украина. Могу не только претендовать на гражданство, но и баллотироваться в президенты.

- Вы не из тех, кто живет прошлым. Что дает вам силы и оптимизм.

- Есть такое слово «надо», живу в ритме этого слова. Во-первых, у меня, слава Богу, много работы. Хотя уже сто лет не хожу по редакциям, кому надо, сами курьера шлют. В крайнем случае, вахта Дома кино - мой почтовый ящик. В общем, всегда в деле, всегда за рулем, всегда с людьми.

- Вы участник всевозможных фестивалей и тусовок, досконально знаете их атмосферу, здесь в «Артеке» впервые. Что можете сказать об этом фестивале?

- Мне он безумно нравится. Ни говоря о том, что это Богом данный кусок земли. Атмосфера здесь удивительная, я уже говорила вначале, что забыла о том, что заполняла декларацию и был паспортный контроль. Просто окунулась в состоянии давно уже мной забытое: загорелые, веселые лица ребят и замечательные песни, которые давно уже никто не поет. Это моя жизнь, мое детство. С удовольствие приеду сюда снова, если пригласят. И еще - дай Бог здоровья Вагнеру. Сколько же нужно ума и таланта для создания таких великолепных шоу.

Сегодня в 15.20 по УТ1 будет показано шоу открытия НДКФ «Артек», а тайны фестиваля раскроет 24 июля программа Натальи Зозули «Новое поколение», где вы еще раз можете встретиться с Галиной Кмит.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК