Как известно, фронда — это бунт аристократов и буржуа против юного французского короля Людовика XIV, его матери Анны Австрийской и ее любовника кардинала Мазарини. Но фронда — это еще и рогатка, как доходчиво объясняет один из персонажей романа Александра Дюма «Двадцать лет спустя». В общем — детская игра и детский же вызов действительности. В детскую игру под названием «фронда» решил сыграть французский театр Фронды, созданный в 1982 году. Постановки этого театра напоминают детские игры — милые и дерзкие одновременно. На этот раз театр привез в Киев спектакль по пьесе румынского писателя и драматурга, попросившего во Франции политического убежища, Матеи Вишнека. Вместе с театром в Киев приехал и сам писатель — третьего ноября, на следующий день после премьеры пьесы «Полные карманы хлеба», Матеи Вишнек выступал во Французском культурном центре.
Пьеса Матеи Вишнека — это абсурдная история о том, как два негодяя отказались вытащить попавшую в колодец собаку. Один, правда, порывался прийти на помощь бедному зверю, но второй убедительно доказал первому, что собака в колодце по собственной воле и если через много лет появятся нелетающие птицы, то почему бы сейчас не появиться одной водоплавающей и водоживущей собаке? Словом, спасительную веревку собаке так и не протянули, зато дискуссия на тему «спасать или не спасать, вот в чем вопрос» прошла живо и плодотворно.
Актеры — Жан-Мари Сирг и Давид Дейкейр — пытались играть театр абсурда, но вышла скорее веселенькая история о двух говорливых мерзавцах, один из которых, не дожидаясь манны небесной, всегда ходит с полными карманами хлеба — на всякий случай. Абсурдность была поглощена комедийностью — замысел автора от этого пострадал, а сама постановка — не очень. Над непомерностью человеческой низости поразмышлять, правда, не удалось, но зато повеселились вдоволь. И даже о страданиях бедной собаки забыли — уж больно забавно выглядели жулики, один другого нелепей.
Впрочем, театр абсурда нынче вышел из моды, ситуации в духе Ионеско уже не так занимают публику — другое дело хорошо скроенная комедия. Именно такую комедию привез в Киев театр Фронды, правда, в некоторых местах она зияла прорехами а-ля аванград и скрыть их актерам, увы, не удалось.
В финале спектакля вопреки всем законам логики жулики удостоились манны небесной — свер- ху посыпались хлебные крошки, как бы в доказательство того положения, что не стоит излишне за- ботиться о хлебе насущном: птицы небесные не сеют и не жнут, но Господь заботится об их пропитании. Так что прагматичные жулики были посрамлены — они, не спасшие, удостоились спасения. Вывод: полные карманы хлеба не заменят манны небесной, а духовному голоду помогут только те хлебные крошки, которые сыплются с неба. Такая вот возвышенная комедия, и отошла она от театра абсурда дальше, чем на шаг.