Еще одно возрождение из пепла - или новая жизнь коллектива? Будет ли лауреат международных конкурсов хор духовной музыки «Фрески Киева» продолжать свою концертную деятельность?
Кто может гарантировать коллективу нормальные условия для жизни и работы, репетиций и записей? Почему хор, завоевавший Гран-при Международного конкурса хоров в г. Слайго (Ирландия), обладатель трех высших наград фестиваля, через несколько лет после блестящих успехов практически прекратил существование?
Эти вопросы возникли, лишь только стало известно о том, что хор духовной музыки «Фрески Киева» при поддержке Фонда содействия развитию искусств, Министерства культуры и искусств, фондов И.Мазепы, И.Кавалеридзе, О.Ольжича готовится к концерту в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины.
Организованный в июне 1989 г. один из первых «духовных» cветских хоров страны первые годы своего существования делал просто феноменальные успехи.
Дискография коллектива включает альбомы «Шедевры украинской духовной музыки» (1991), «Литургия Св.Иоанна Златоуста» К.Стеценко, компакт-диск хора вышел во время гастролей по Бельгии и Нидерландам. Все это - события 1989-1994 гг. А после этого - «провал».
Постепенно количество концертных выступлений сокращалось, наконец ситуация достигла критической точки. В среде музыкантов, хормейстеров и любителей музыки привычно стали упоминать хор «Фрески Киева» среди прекративших существование.
Это несколько десятилетий назад было привычным повторять расхожую фразу о том, что незаменимых нет. Коллективы создают личности. Так и украинский хор духовной музыки «Фрески Киева» был создан по инициативе и благодаря энергии и настоящему энтузиазму А.Бондаренко - выпускника Киевской консерватории, певца и хормейстера. Своей основной целью он видел возрождение и популяризацию традиционной духовной музыки Украины. После многих лет забытья и запретов это было первое проявление национального самосознания и независимости мышления. А.Бондаренко стоял в ряду первых, позволивших себе вывести на концертную эстраду Литургию и хоровой концерт классиков отечественного хорового искусства. Наследие Н.Дилецкого и М.Березовского, А.Веделя и Д.Бортнянского, Я.Яциневича, Н.Леонтовича и К.Cтеценко - это репертуар коллектива. А в общем, он включает почти 14 часов «живой музыки». Кантаты и оратории, сочинения современных украинских композиторов, обработки народных песен - все то, что позволяет хору называться профессиональным.
Специалисты всегда высоко оценивали теплое звучание, мягкую подачу звука, широту вокального дыхания хора «Фрески Киева», которую трудно спутать с какой-либо другой. Ведь если, скажем, сравнивать манеру пения солистов, мы можем употребить термины - голос «серебристый» или «бархатный». Таким же образом мы можем определять для себя своеобразие хорового звучания. Хотя и не всегда наши оценки совпадают с мнением специалистов, но в данном случае, на мой взгляд, это произошло.
Концерт на сцене Колонного зала им. Лысенко Национальной филармонии Украины - это одинаково престижно и ответственно. Внимание общественности, коллег, журналистов и публики не позволяют выйти к ним в состоянии «неполной готовности». Таким экзаменом стали и выступления мужского ансамбля «Боян», и камерного хора «Киев», в этом ряду и концерт украинского хора духовной музыки «Фрески Киева».
В какой-то мере этот вечер был возвращением к старинным традициям или же - выходом на новые. На сцене - подсвечник со свечами, звучание хора - в какой-то степени церковное, и порой теряется грань между этим восприятием ортодоксальной музыки в современном светском звучании. Даже аплодисменты кажутся порой лишними.
Традиция камерных хоров в Украине имеет глубокие исторические корни, в наше время она порой сочетается с почти спортивными задачами, которые ставят перед своими коллективами их организаторы и руководители. Такими себе «спортивными командами», разъезжающими по миру и собирающими призы и Гран-при на международных конкурсах и фестивалях и при этом абсолютно неизвестными у себя на родине стали многие хоры. При счастливом совпадении таланта, энтузиазма и практицизма с материальной поддержкой мы получаем пример - «Киев». А при отсутствии всех вышеперечисленных факторов и возникают вечно возрождающиеся хоровые фениксы - «Хрещатик», «Вiдродження» и вновь в этом ряду - «Фрески Киева». Дай Бог - в последний раз!
Когда заведующий литературной частью Национальной филармонии Украины сообщает в своем вступительном слове к концерту о том, что певцы хора зарабатывают себе на жизнь шитьем одежды, диву даешься, каким же образом на программке оказались высокие названия министерств и фондов, где же они были, когда уникальный коллектив в течение нескольких лет практически не существовал?
Выход на сцену лауреата международных конкурсов А.Бондаренко - это очередной всплеск в его биографии. Талантливый певец и хормейстер, он выдержал свой экзамен. И хотя не все в концерте было идеально, это можно понять и объяснить. Было главное: ощущение своего, присущего только «Фрескам Киева» звучания, собственной манеры, позволяющей создать неповторимую ауру духовного мира наших предшественников в искусстве - М.Березовского, почившего 220 лет тому назад, А.Веделя, родившегося 230 лет тому, и также их преемников - Г.Давыдовского, С.Дехтярева, П.Чеснокова, К.Стеценко. Хоровая публика в Колонном зале - это ощущение огромной семьи: радость по поводу каждой удачно взятой ноты, восхищение интерпретаторским талантом и поддержка. Признание и благодарность публики «Фрески Киева» во главе с А.Бондаренко и С.Бондаренко заслужили. Если уж традиции хорового пения в нашей стране настолько глубоки, что материальные проблемы и выбор между небытием и существованием уникальных коллективов не дает им исчезнуть, значит, Украина жива. И благодаря «Фрескам Киева» тоже.