Форум издателей: вспоминая Чеслава Милоша

Поделиться
В рамках мероприятия состоялся круглый стол «Уроки Милоша для Украины: диалог цивилизаций».

Во Львове завершился XVIII Форум издателей. Львовяне и гости города имели возможность встретиться с десятками украинских и зарубежных авторов, приобрести книги с их автографами, послушать выступления поэтов.

Как отметили организаторы форума, его участниками стали около 300 авторов из 26 стран мира - с пяти континентов. Среди них впервые Львов посетили писатели из Новой Зеландии, Австралии, Нигерии, Конго, Эстонии и Казахстана.

В этом году обладателем Гран-при Форума издателей стала книга Виты Сусак «Українські мистці Парижа. 1900-1939 рр.». В целом на конкурс «Лучшая книга Форума-2011» поступило 379 книг от 92 украинских издательств.

В рамках мероприятия состоялся круглый стол «Уроки Милоша для Украины: диалог цивилизаций».

Проблемы сосуществования западной и восточной цивилизаций, которым так много внимания уделил в своем творчестве, в частности книге «Родственная Европа», Чеслав Ми­лош, обсуждали интеллектуалы из Поль­ши (Анджей Менцвель), России (Борис Дубин) и Украины (Мирослав Попович, Рустем Жангожа). Из-за болезни не смог приехать Олжас Сулей­менов. (Модератором встречи был Ярослав Грицак).

Чеслава Милоша, нобелевского лауреата, поэта, прозаика, переводчика, эссеиста, литературоведа и дипломата, часто называют «польским Франко». Имея в виду критическое и бескомпромиссное отношение к различным общественным проблемам. За это его многие не любили. Когда писателя решили похоронить в Пантеоне заслуженных поляков (Краков), то многие его сограждане выступили против этого. Ему не могли простить работу в дипломатических учреждениях коммунистической Польши.

Но время все расставило по своим местам: 2011-й сейм Польши объявил годом Милоша.

Судьба приготовила Чеславу Милошу много испытаний. Родился он 30 июня 1911 года в с. Шетеняй Кейданского района, которое входило в состав Российской империи, а уже со временем оказался в другой империи - Австро-Венгерской. Как поэт дебютировал в Вильнюсе на страницах университетской газеты Alma Mater Vilnensis. Работал на польском радио в Вильнюсе (Вильно). Однако был уволен по обвинению в поддержке стремлений Вильнюса присоединиться к Литовской Республике и в деятельности в пользу белорусской культуры.

После присоединения Вильнюса к Литве переезжает туда и даже принимает литовское гражданство. Но ненадолго. Литва оказывается в составе СССР, Милош эмигрирует в Польшу, где работает в дипломатических учреждениях коммунистической Поль­ши в США и во Франции. В 1951-м получает право политического убежища во Франции. С 1960 года живет в США. Таким образом, благодаря обстоятельствам становится «человеком мира». Отсюда его болезненная чувствительность к проблемам сосуществования цивилизаций…

Украинский философ Мирослав Попович приводит реальный факт, описанный Милошем в другой его книге. Он слышит выстрелы в гетто, а рядом расположена детская площадка, где смеются, шутят молодые поляки. Будто бы это их не касается. В этом наибольший ужас: локальный покой повседневной жизни, отмежеванный от глобального апокалипсиса. Но надолго ли?

По мнению профессора Рустема Жангожа, нынешняя Западная Европа - общность, которая одновременно живет в разных временах и пространст­вах. С вниманием к другому человеку, другому народу. Для Европы эта проблема возникла с самого начала ее существования. Она будет жить всегда, пока существует Европа, - проб­лема иначести. Причем не просто других, от которых нужно освободиться - «вывести их во двор в кожухе, а назад вернуться только с кожухом», как это сказано в книге Чеслава Мило­ша «Родст­венная Европа». За это понимание Европа заплатила большой
кровью.

Российский социолог Борис Ду­бин обратил внимание присутствующих на еще одну черту Ч.Милоша - ощущение поэтом действительности. У него даже есть эссе с таким названием.

Как человек верующий, Милош ис­ходил из неотвратимого трагизма жизни. У него в сознании всегда присутствовал горизонт трагедии, катастрофы. Недаром поэтическая группа, к которой Милош принадлежал в молодые годы, в польской литературе получила название «катастрофис­тов».

Какие угрозы и какие вызовы сейчас реальны для Европы, для Украины?

Сегодня Украина находится от Европы на расстоянии не вытянутой руки, а - протянутой. Мы ждем, что Европа что-то даст Украине, не предложив ничего взамен. Это не очень хорошая позиция.

Как считает Рустем Жангожа, Украина - самодостаточное государство. Это она может что-либо дать Европе - новый импульс, энергию, которые ей теперь очень нужны. Но если пауза затянется, то, когда Украина придет в Европу, ее может встретить другая Европа. Демократи­ческая ситуация там вызывает серьезную тревогу - останется ли Европа прежней, сохранит свою идентичность как неизменяемую капсулу - или как процесс. Вхождение Украины в дискурс европейской истории дает шанс Европе развернуть капсулу ее идентичности в процесс.

По мнению Рустема Жангожа, Украина, как и весь постсоветский блок, сейчас намного более европейская, чем то, во что превращается нынешняя Европа. Вопрос не в географическом расположении той или иной страны, а в системе ценностей, которые она исповедует. Живой пример - Грузия, в короткое время модернизировавшаяся и теперь являющаяся примером для наследования.

Конечно, многие украинцы хотят как можно скорее стать европейцами. Но это зависит от того, чего мы хотим. По обыкновению хотим, чтобы у нас все было на столе, чтобы будущее каждого было обеспеченным. Но это ли Европа ? - спрашивает Мирослав Попович. И отвечает, что для многих, не только украинцев, Европа неприемлема своей бережливостью, другими признаками. «Я не хочу, чтобы мои внуки вели себя так, как мои европейские знакомые. Пусть они сохранят ту широту взглядов, широту души, которая признается за славянами».

А теперь посмотрим, на чем растет европейская цивилизация.

В Украине нет понятия индивидуальной ответственности. Непередавае­мый ужас, апокалипсис, который может произойти, подчеркивает М.По­пович, это деперсонализация, превращение людей в скот, в стадо.

- Европа - это прежде всего внимание к Другому, - подчеркнул Борис Дубин. - Европа по Милошу - это проблема Другого. Другой помогает посмотреть на себя самого извне, понять, что ты - Другой.

Другое мнение по этому поводу у известного польского культуролога, историка и эссеиста Анджея Менцвеля.

- Мне не нравится тезис Милоша об «иначести» Восточной Европы. Мы разные, но мы не другие. Иначесть очень часто становится объектом идеологизации. «Родственная Европа» учит нас понимать различия в степени, а не в качестве. Мы должны понять, каким был наш общий опыт. Тот, который мог бы стать полезным для всего мира, - отметил Менцвель.

Как сказал А.Менцвель, Чеслав Милош и Ежи Гедройц всегда верили в распад Советского Союза. Но никто из них не верил, что это произойдет еще при их жизни. И, так сказать, бескровно. Были возможны конфликты между украинской и польской, украинской и российской сторонами и т.д. Удивительным образом удалось избежать апокалипсиса…

Недалеко отошла от этой практики и Украина. Мирослав Попович отметил, что в работах Милоша его поразило «сходство покоя в повседневной жизни с апокалипсисом». И привел примеры нарушений Конституции Украины еще во времена президентст­ва В.Ющенко. Все они были «проглочены» обществом, потому что президентство последнего было нам более симпатично. Возможно, наибольшим нарушением конституционных основ стали досрочные выборы, которые мало запечатлились в нашем сознании. «Своим можно простить все? А потом?»

Как один из главных уроков Ч.Милоша участники дискуссии отметили, что прежде всего нужно помнить его тревогу и предупреждение: дискурс, в котором развивается Европа, ведет к ее угасанию, к апокалипсическому уничтожению. Чтобы этого не произошло, нужно брать на себя ответственность за каждый свой поступок. «Завтра» - это то, что происходит сейчас. Преодоление расстояния между человеческими цивилизациями - это преодоление расстояния между людьми. Люди услышат друг друга тогда, когда освободятся от собственной односторонности. Жизнь и творчество Чеслава Милоша - лучшее подтверждение этого тезиса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме