| ||||||||
Трамвай на берегу Дуная. Только вчера река начала немного отступать |
Рассекая границы времен года, стремительный «Боинг» венгерской авиакомпании «Малев» через час сорок минут после старта в Борисполе совершил мягкую посадку в Будапеште, доставив своих пассажиров в эпицентр весны. По дороге из аэропорта в гостиницу нас приветствовала новорожденная, по-весеннему яркая зелень деревьев, кружил голову аромат цветущих яблонь и вишен, миндаля и абрикос, добавляя солнечному свету яркость своей бело-розовой пены, а на просторных площадях с клумб весело подмигивали разноцветные анютины глазки. Весна приветствовала нас в конце марта.
Традиционно, уже в 22-й раз, во второй половине марта – начале апреля проходит в Венгрии Будапештский весенний фестиваль. Этот грандиозный синтетический праздник искусств, который открывает весну в самом сердце Европы, соединяет в себе театр и интереснейшие выставки, балет и музыкальные вечера. Неизменный директор фестиваля, умная и аристократически сдержанная Софи Зимани говорит: «Учась на ошибках прошлого, уже с уверенностью можно сказать – будущее человечества немыслимо без сотрудничества разных народов и наций. А за неимением общего языка искусство – единственное средство общения, которым широко пользуются и язык которого понимает большинство людей».
При невероятно насыщенной программе – 158 представлений — вызывает уважение и восхищение профессиональный организаторский талант устроителей и разумный подход властей, вкладывающих в фестиваль бюджетные средства. Не из альтруизма, а понимая – все вернется сторицей. Половину фестивального бюджета, который колеблется от 60 тысяч долларов до 1 миллиона, составляют вложения Министерства культуры Венгрии, муниципалитета Будапешта и АО «Венгрия-туризм». Остальное – от спонсоров. В этом году в качестве генерального спонсора выступила компания «Siemens». Кроме того, взаимная заинтересованность держит в одной связке фестиваль, на который приезжает много гостей и зрителей, и мощную туристическую инфраструктуру.
Этот грандиозный форум искусств проходит в преддверии начала туристического сезона. Фестиваль стимулирует туристов-паломников от искусства отодвинуть временные границы традиционного туризма, привлекая в Венгрию американцев и немцев, французов и японцев, гостей из других стран, которые уже с ноября предшествующего фестивалю года могут заказать билеты на его представления через Интернет. Днем они бродят по прекрасному Будапешту, заходя в многочисленные музеи и галереи, покупая сувениры у собора святого Матяша, на улице Ваци или в прелестном городке-музее Сентэндре, вкусно едят в многочисленных ресторанчиках, отдыхают в знаменитых термальных купальнях. А вечером направляются в Академию музыки или в Национальную оперу, зал Вигодо, расположенный на самом берегу разлившегося в это время Дуная, или в Театр оперетты, не говоря уже о многочисленных церквах и залах культурных центров — кажется, нет сценической площадки в Будапеште, не задействованной в фестивальных программах. И надо отметить, что каждый из залов сам по себе – исторический памятник и произведение искусства.
Такое творчески-разумное соединение фестивального движения, любви к искусству и туристического бизнеса вызывает неподдельное уважение, если учесть, что фестивали и в нашей стране сейчас не редкость, но все они катастрофически некоммерческие и финансовой проблемой становится каждый шаг в их организации. При этом надо отметить, что развитая инфраструктура гостиниц и всего туристического сервиса рассчитана не только на толстосумов, но на людей с разной степенью достатка. Не забыты и сами хозяева – венгры, которых смело можно назвать идеальными зрителями. Цены на билеты фестивальных мероприятий, равно как и стоимость посещения различных музеев и выставок, не разняться в зависимости от гражданской принадлежности потребителя. Они колеблются от 3 до 12 тысяч форинтов (приблизительно $10 – 40). И будапештцы наравне с гостями города и страны с вдохновенной радостью внимают театрально-концертному фестивальному диву.
По традиции фестивальная программа верстается по принципу широкого показа достижений венгров в музыке, театре, хореографии и т.д. А также тех соотечественников, которые прославили свою родину на сценах мира, живя за границей. Наряду с ними в афише известные имена мировых звезд, при этом не остается за рамками внимания творчество молодых.
Главную роль в фестивальном марафоне играет музыка. И звучит под сводами будапештских залов музыка разных эпох – мудрый Бах и эмоциональный Стравинский, прозрачно-божественный Гендель и внешне сдержанный Рихард Штраус, классически вдумчивый Барток и импрессионист Дебюсси. Благодарная публика с восторгом встречала выдающихся исполнителей, среди которых был Геннадий Рождественский и Виктория Постникова, Дьердь Паук и Йене Яндо, Марк Минковский с оркестром «Музыканты Лувра – Гренобль» и Молодежный симфонический оркестр «Данубия», Камерный оркестр им. Ференца Листа с Игорем Ойстрахом в качестве солиста и Золтан Кочиш с Национальным симфоническим оркестром, французский квартет скрипачей «Квартуор Паризи» и Гидон Кремер с камерным оркестром «Камерата Балтика», новый австро-венгерский оркестр Гайдна и Юрий Башмет с «Солистами Москвы». Список этот далеко не полный, да и программа не исчерпывается лишь музыкальной составляющей.
Не менее сильная сторона фестивальной программы – опера. Венгерский камерный оперный театр показал премьеру «Орфея» Монтеверди в театре «Виксинхаз». Денис О’Ниль пел Отелло, а Кири Те Канава выступала с концертом в Будапештском конгресс-холле. «Аллилуйя» Генделя прозвучало в исполнении Штутгартского государственного оперного театра.
2002 год – год столетнего юбилея короля оперетты Имре Кальмана, и целый раздел фестиваля посвящен съехавшимся со всех концов света спектаклям на музыку Кальмана. Среди премьер – мюзикл «Анна Каренина» в театре «Мадач».
Одно лишь только перечисление фестивальных мероприятий займет порядочно места, однако, «сколько ни повторяй «халва», во рту сладко не станет», поэтому остановлюсь подробно на нескольких из них в попытке поделиться впечатлениями и эмоциями, которые они вызвали.
Не могу не начать с рассказа о самом здании Дворца Оперного театра, которым так гордятся будапештцы. Ведь именно архитектурные ансамбли главных музыкальных театров зачастую являются жемчужинами многих европейских столиц. Архитектор Миклош Ибл в постройке Дворца Оперы во второй половине ХIХ века использовал все архитектурные инвенции стиля итальянского неоренессанса, дабы приумножить роскошь. Фасад его украшен множеством скульптур, а у въезда по обеим сторонам расположены статуи выдающихся венгерских композиторов, двух Ференцев – Листа и Эркела. Фойе украшают многочисленные фрески, а потолок над роскошной парадной лестницей расписан Мором Таном.
Опера «Банк Бан» – первая венгерская опера композитора Ференца Эркела. Насколько я понимаю, такая же музыкальная святыня-жемчужина для венгров, как для нас «Жизнь за царя» Михаила Глинки или «Наталка Полтавка» Миколы Лысенко. Опера эта идет на сцене Национальной оперы уже третий век – с 1861 года — при неизменно полных залах. По моим наблюдениям и беседам в кулуарах, зрители разных поколений и различной социальной принадлежности слушают это произведение много раз в течение жизни, знают сюжетную линию до мелочей, способны оценить малейший нюанс у исполнителей, подметить самую незначительную деталь в сценографии. На этот раз новая интерпретация была сделана кинорежиссером Каелом Чаба, снявшим недавно одноименный, первый в Венгрии фильм-оперу. Именно эту постановку он решил перенести на театральные подмостки. Это масштабное, красочное историко-лирическое повествование вызвало ярую полемику у зрителей. Все без исключения признали творческой удачей партию центрального героя Банк Бан (Атилла Киш), сценографическое решение, но половина придирчивых зрителей отметила некоторую темпо-ритмическую вялость по сравнению с предыдущей трактовкой.
Вообще, как уже говорилось выше, зритель в Венгрии особый – подготовленный и благодарный. Чего стоит лишь увиденный мною на концертах партер с партитурами на коленях. И здесь речь идет не о подготовленных специалистах от искусства, а о среднестатистическом посетителе театрально-концертных действ. У нас, к сожалению, даже на филармонических концертах это давно забыто. А жаль.
О венгерском балете, который большое внимание, кроме классического репертуара, уделяет растанцовке симфонических произведений, я слышала давно, но увидела на этом фестивале впервые. Критики между собой часто шутят, что такое явление, как катарсис, пережитый вследствие театрального представления, настолько забыто, что сегодня уже относится лишь к теоретическому определению. Балет «Сон в летнюю ночь», поставленный Ласло Шереги по одноименной пьесе Вильяма Шекспира, по мановению волшебной палочки превратил теорию в практику. Великолепное, тактично продуманное сочетание музыки Мендельсона, старых английских баллад и современной электронной музыки ткут цельную музыкальную основу спектакля, удивительно органично сочетающуюся с литературным либретто, которое практически не отступает от шекспировского первоисточника. Сценографическое решение и свет полны выдумки и неподдельной пластической красоты, но оставляют сценический простор для исполнителей, органично дополняя создаваемые ими характеры. А из исполнителей даже трудно выделить кого-то особо, будь это один из героев или персонаж второго плана, настолько совершенна их хореографическая подготовка, основанная на Вагановской школе, и актерское мастерство, настолько близкое к хорошему театру, что, кажется, глядя на сцену, слышишь реплику за репликой шекспировский текст.
С удивлением узнала, что постановщику спектакля за семьдесят. По количеству и качеству придумок и эмоций Ласло Шереги мог бы позавидовать любой брызжущий идеями юный гений. «Сон в летнюю ночь» не первое и не последнее обращение мастера к английскому классику. Недавно увидела свет его хореографическая трактовка «Укрощения строптивой». Остается надеяться, что наш зритель сможет познакомиться с оригинальным венгерским балетом, не выезжая из Киева. Ведь мы, к сожалению, знакомы с венгерским театром так же мало, как и венгерский зритель с нашим. В обширную фестивальную программу представители нашей культуры, музыки, театра не вписались. Чья же это леность ума или досадная ошибка, которую мы все в силах исправить.
Дни, проведенные на Будапештском весеннем фестивале, пролетели мгновенно, оставив по себе дивные воспоминания о духовном равновесии, доброжелательном профессионализме милых хозяев из туристического ведомства Венгрии, любезно пригласивших нас и подаривших тем самым две весны – сначала в Будапеште, а потом в Киеве. А ведь такое путешествие вполне доступно многим из нас, надо лишь преодолеть собственную косность, а подобрать приемлемый финансовый вариант – не проблема. Подарите себе две весны…