ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ УКРАИНСКОЙ НОЧИ

Поделиться
Если бы я вела дневник, 11 февраля осталось бы в нем «под знаком Г.Кремера». Все началось с утренней репетиции в Колонном зале...

Если бы я вела дневник, 11 февраля осталось бы в нем «под знаком Г.Кремера». Все началось с утренней репетиции в Колонном зале. Очередной концерт филармонического цикла «Роман Кофман и его друзья» привлек внимание не только именами выдающегося скрипача Г.Кремера, его коллеги - замечательного дирижера Р.Кофмана, но и своей интересной программой, в которой - сочинения Ф.Шуберта, А.Пьяццолы, а также современного московского композитора А.Вустина в исполнении Киевского камерного оркестра.

В минувшем году Роману Кофману исполнилось 60. Январь 1997-го отмечен юбилеем композитора Ф.Шуберта, а в конце февраля исполняется 50 лет Гидону Кремеру. Все эти три даты создают особенное настроение, управляющее эмоциями слушателей.

Если публика приходит к музыканту на репетицию - это говорит о многом. Я сидела в зале и думала: наверное, это - счастье, когда твое искусство вызывает интерес не только в своем «парадном» виде. Вдруг возникла параллель: если концерт - это словно конфетка в блестящей обертке, то, наверное, на репетиции меломан получает ее просто без обертки. Плюс - незабываемые мгновения участия или прикосновения к жизни гениев. Мы присутствуем при самом таинстве рождения музыки. Мы в храме во время подготовки к священнодействию...

Известный скрипач Гидон Кремер был победителем многих престижных международных и всесоюзных конкурсов, сегодня уже бессмысленно их перечислять. В австрийском городе Локенхаузе он организовал и проводит Музыкальный фестиваль. Записал множество пластинок на ведущих фирмах мира. Наш бывший соотечественник, в какой-то момент он понял, что советский строй не способен быть в ладу с его жизнью музыканта, и покинул родину. Конечно, сегодня сложно судить о том, стал бы он настолько известным, если бы остался. По крайней мере, Гидоном Кремером он стал уже здесь. Замечательный факт: в последние годы музыкант часто бывает с концертами в Москве, Риге, три года назад состоялось его предыдущее выступление в Киеве. Тогда он исполнял симфонию В.Сильвестрова «Посвящение» для скрипки и симфонического оркестра. В этот приезд скрипач впервые в СНГ играл новое сочинение известного композитора А.Вустина «Фантазия», посвященное Г.Кремеру. Премьера состоялась 12 января в Амстердаме в «шубертовской» программе. По поводу «посвящения» - автор музыки А.Вустин.

- Мне просто повезло. Что я могу сказать о Гидоне Кремере? Это бог скрипки, эта музыка - изначально принадлежит ему, она им санкционирована. Он хотел исполнить в своей программе, посвященной юбилею Ф.Шуберта, современное произведение. И я написал свою «Фантазию» специально для него.

- Вы удовлетворены результатом?

- Конечно, о чем вы спрашиваете? Это - совершенно «невыразимый» скрипач, при том, что он «теплый» - мы знаем много музыкантов с прекрасным звуком, но Г.Кремер - особенный, он «не сладкий», он потрясающий, в нем - какая-то тайна, магия. У него - сердце в голове.

- Вы будете еще писать музыку для Гидона Кремера?

- Только бы он ее исполнял!

- В вашей «Фантазии» есть слова, которые произносит дирижер, обращаясь к залу: «Знаете ли вы украинскую ночь?» - из Гоголя. Почему именно украинская ночь? Вы ее знаете?

- Это возникло во время моего пребывания во Франкфурте по приглашению Беляевского фонда. Почему-то вспомнились слова Гоголя, и вся музыка - из этих слов. А для того, чтобы узнать, что такое украинская ночь, я и приехал в Киев.

Соединение в одной программе сочинений таких разнообразных по стилю и по времени композиторов уже ни у кого не вызывает удивления. Тем более, что, как оказалось, все оправданно изначальным замыслом. Гидон Кремер посвятил свой всемирный тур концертов «вокруг глобуса» музыке замечательного аргентинского композитора А.Пьяцоллы. Он будет исполнять разнообразные произведения, в том числе и танго.

Автора идеи и человека, который осуществляет грандиозный цикл «Роман Кофман и его друзья», я попросила также сказать о Гидоне Кремере несколько слов.

- Он - прирожденный скрипач в том смысле, когда говорят, что человек рожден для этого инструмента! Его руки созданы для скрипки. Такие люди, как Гидон Кремер, как покойный Леонид Коган, Натан Мильштейн, Яша Хейфец, Ицхак Перельман и многие другие, рождены не просто музыкантами, но скрипачами. Скрипка является как бы продолжением их плоти, их тела (и, наверное, души. - В.М.). технических трудностей для них просто не существует. В этот раз наша программа связана с миром Ф.Шуберта. Поэтому свои дьявольские виртуозные способности он проявляет в необходимой мере. А вообще это - виртуоз «экстра-класса», свое имя он уже вписал в историю мирового исполнительского искусства.

- Его сложно было пригласить принять участие в вашем концерте в Киеве?

- Для этого нужно было просто набрать его телефон в Париже, и он тут же ответил: «С большим удовольствием!» Сложности начались потом, когда мы стали искать день, возможный для его приезда. К счастью, нашлись полтора дня, которые он смог уделить Киеву. 9 февраля он играл «юбилейный» концерт в Риге, городе, где он родился, поскольку 27 февраля ему исполняется 50. А 13 февраля - концерт в Базеле. Таким образом в Киеве Г.Кремер полтора дня. Две репетиции, все расписано по минутам. Перед самолетом остается несколько часов для работы. Даже на мое предложение прогуляться по Киеву он ответил отказом, ведь нужно готовиться к следующему концерту.

- Что изменилось в вашей жизни после предыдущей встречи с Г.Кремером в Киеве?

- Прошло около трех лет, мы записали симфонию В.Сильвестрова «Посвящение» со знаменитым Мюнхенским филармоническим оркестром на компакт-диск, который уже продается, к сожалению, за пределами Украины. Изменилось многое: открылась филармония.

- Роман Исаакович, чувствуете ли вы себя человеком, продолжающим жизнь музыки Ф.Шуберта и других композиторов прошлого?

- Не люблю громкие слова. Я просто живу в том мире, который создавал в том числе и Ф.Шуберт. Мы ведь все живем в том мире. Это - один из самых моих любимых композиторов. Он еще недооценен. Он как бы «во втором ряду» после Бетховена, Моцарта, Баха. Думаю, его время еще придет.

И наконец, Гидон Кремер нашел время между репетицией и следующей встречей для короткого интервью «ЗН».

- К сожалению, времени ни на что не хватает. В Киеве удалось только пройтись по Крещатику. Нет времени даже на друзей, которые давно ждали моего приезда.

- В свой предыдущий приезд вы играли «Посвящение» В.Сильвестрова, сегодня вы исполняете «Фантазию» А.Вустина, посвященную вам. Расскажите, пожалуйста, как связаны между собой композиторы и музыканты?

- Сочинение В.Сильвестрова было написано также для меня. Я счастлив, что мне удалось сыграть премьеру, записать его на компакт-диск с нашим общим другом - замечательным музыкантом Романом Кофманом. «Фантазия» А.Вустина написана в знаменательный год 200-летия Ф.Шуберта и очень близка мне своим особенным «шубертовским духом». Мне приятно быть «помощником» композиторов, стоять у истоков рождения новых сочинений. свою задачу, как исполнителя, я вижу в том, чтобы продолжать идти в ногу со временем.

- Скажите, пожалуйста, сколько произведений таким образом вы уже успели подарить людям?

- Не подсчитывал никогда, может быть, статистикой рано заниматься. Хотя мне скоро 50 и, возможно, пора подводить итоги. Займемся этим чуть позже. Для меня важно быть участником этого процесса, поддерживать все начинания и не забывать друзей. Поэтому мой приезд в Киев связан и с юбилеем Романа, с которым нас связывает многолетняя дружба, и я всегда рад выходить с ним на сцену.

- Что вы можете сказать о Романе Кофмане?

- Это - человек, близкий мне по духу, Роман для меня - верный коллега и настройка на ту же волну, фантазии ли, поэзии или мечты.

- Если бы вас пригласил выступить в концерте не Роман Кофман, а другой, скажем, не известный вам дирижер, каким был бы ваш ответ?

- Я обычно руководствуюсь не именами, они могут быть известными, но ничего не говорящими. За каждым именем - прежде всего человек. Если он меня заинтересовывает, мне интересно его дело, я готов приехать хоть на край света.

- В цикле «Роман Кофман и его друзья» мы уже приветствовали Гидона Кремера. А если взять тему «Гидон Кремер и его друзья»?

- Вы знаете, у меня столько друзей во всем мире, что если их собрать вместе, наверное, будет полный зал. Я имею в виду личных друзей. Хотя публика моя - тоже друзья, ей даришь все, что есть, с кем встречаешься, проводишь дни, но мостики этой связи выражаются только через тишину и аплодисменты.

А близкие друзья - те, которые принимают тебя всюду, у которых чувствуешь себя как дома, как я чувствую себя у Романа, и для которых, к сожалению, никогда не хватает времени, и всегда чувствуешь себя перед ними в долгу. Поэтому те «крохи» времени, которые удается «оторвать» у музыки, хочется с ними разделить.

Уставший голос Гидона Кремера я долго буду хранить в памяти, как и его образ на сцене с волшебной скрипкой в руках.

Жаль, что в Колонном зале невозможно было разместить всех друзей прекрасных музыкантов и не было возможности, к примеру, транслировать по радио или телевидению. Телеверсию концерта готовит телекомпания «Тет», так что меломаны смогут еще посмотреть.

Можно долго спорить о дирижерской трактовке «Девушки и Смерти» Ф.Шуберта - Г.Малера, но невозможно не восхищаться божественными модуляциями этого непризнанного гения. Вдруг возникают интонации, уже ставшие известными благодаря его младшим коллегам - П.Чайковскому, даже Й.Штраусу, в калейдоскопе мелодий и ритмов - дьявольские тарантеллы и вальсовые «взлеты».

В «Фантазии» на тему Гоголя было, кажется, все, что только можно себе представить, - и мистика, и буффонада, и упоительные скрипичные соло, и тревожные тремоло, напомнившие смутные образы Вия, Панночки. Это еще один творец «тихой» музыки, вставший в ряд А.Шнитке, В.Сильвестрова.

Шестой концерт цикла «Роман Кофман и его друзья» открыл киевской публике аргентинского композитора Астора Пьяццолу с его космосом мира танго - это и танго-ноктюрн для скрипки и струнных, и танго-этюды для скрипки соло.

Все это - Музыка. Мы обращаемся к ней, когда нам весело или грустно, а эти люди в ней живут. их работа - удивлять нас, восхищать и заставлять забыть обо всех проблемах и заботах, узнав, что сегодня в филармонии - Гидон Кремер, - слушать его стоя, сидя за сценой, и быть благодарными судьбе за эти мгновения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме