Высокая, стройная, темноокая, обладающая непередаваемым шармом, всегда безукоризненно элегантная, отмеченная Богом шикарная женщина Фанни Ардан посетила Киев. Открывая свою ретроспективу в начале фестиваля «Французская весна в Украине», она придала этой акции непередаваемо многоярусный, изломанно-грациозный аромат, который присущ лучшим французским духам. Теперь он будет витать в воздухе до конца фестиваля, оставив по его завершении тонкий шлейф кружащих голову воспоминаний.
Золотое детство Фанни Ардан прошло в любви, достатке и типично буржуазном графике. Усердная учеба в женском католическом лицее в Монако перемежалась занятиями конным спортом и репетициями в любительском театре. Свою первую роль сыграла в 17 лет. Но родители потребовали «настоящего образования», и Фанни выбрала политологию. Благо, курс этот на целый год короче других. И все-таки она бросила Сорбонну и поступила на драматические курсы — мечта о театре не оставляла ее. Во время учебы, чтобы чувствовать себя независимой от родителей, подрабатывала, перепробовав массу профессий — от горничной до служащей в адвокатской конторе.
А потом началась кочевая жизнь театральной актрисы. В начале своей актерской карьеры Фанни сознательно отказывалась от предложений сниматься в кино. Но приглашение сняться в телесериале «Дамы с побережья» приняла, тем более что в это время вместо заболевшей Изабель Аджани играла в Париже Стриндберга («Фрекен Юлия»), в театре «Эдуард VII». Незадолго до этого Ардан родила дочь.
Появление на телеэкране в ставшем популярным сериале принесло еще одну невероятную удачу — Фанни Ардан заметил великий Трюффо, который как раз искал новое лицо для следующей картины. Так актриса стала не только героиней «Соседки», где сыграла с Жераром Депардье, но и гражданской женой режиссера. Этот роман очень много дал и самой актрисе, и режиссеру, скрасив его последние дни. Тогда Фанни родила вторую дочь. И успела сняться в еще одном фильме Мастера, известной теперь черной комедии «Веселенькое воскресенье». Ее партнером там был Жан-Луи Трентиньян.
— Трюффо ушел от меня, — вспоминает Ардан, — когда ему было всего лишь 52. Но прожил он удивительно насыщенную жизнь. Главный принцип его жизни: каждый день сделать таким, чтобы он доставил радость. Он был очень нежным и чутким, восхищался женщинами, считая их более мудрыми, чем мужчины.
Ослепительный взлет кинокарьеры актрисы начался после 30 и продолжается сегодня. После Трюффо она снялась в трех фильмах другой французской кинознаменитости — Алена Рене, сыграв главные роли в картинах «Жизнь — это роман», «Любовь к смерти» и «Мело».
— Когда я работаю над ролью, — говорит Фанни Ардан, — то нахожусь внутри персонажа. Считаю, что предметом мечты и желания является внимательное отношение к себе и к нему — персонажу. Таким образом, сама пребываю в состоянии каких-то грез и желания понять кого-то другого.
— Продюсеры часто приглашают Фанни Ардан только ради имени. По какому принципу выбираете роли?
— Я выбираю роли, которые мне нравятся. Всегда говорила, что выбираю роли как собака, у меня хорошее чутье. Никогда не основывалась на карьерных соображениях при выборе ролей и никогда не исходила из того, что мне было бы интересно работать с определенным режиссером. Если предлагал роль известный режиссер, но она мне не подходила, всегда отказывалась. Жизнь проходит, если ошибусь в выборе ролей, мне будет неприятно об этом вспоминать.
В творческом списке актрисы — самые звездные режиссерские имена: Этторе Скола («Семья»), Андре Дельво («Бенвенута», где Ардан играла с Витторио Гассманом), Фолкнер Шлендорф («Любовь Свана»), Микеланджело Антониони («Под облаками»), Маргарет фон Тротт («Три сестры», красавица-мечтательница Маша), Франсуа Озон («8 женщин»), Франко Дзефирелли («Каллас навсегда») и Анн Фонтен («Натали», фильм, открывший киевскую ретроспективу).
— Госпожа Ардан, вам приходилось работать с великими режиссерами. Бывает ли, что вам навязывают нечто, не свойственное вам, вызывает ли это творческие конфликты?
— Чем более значим режиссер, тем очевиднее, что он хочет сделать. Он дает возможность актрисе изменить собственное мироощущение. Для актрисы достижение менять мировоззрение без багажа — ее личных эмоций и видения. Великий режиссер берет актера и открывает ему глаза.
— До того, как сыграть Каллас в кино, вы играли ее на сцене. Это помогло в работе с Дзефирелли?
— Кино и театр — совершенно разные вещи. Это две разные точки зрения на этот образ. Сыграть Каллас — подарок судьбы и большая ответственность, ведь ее любит и знает весь мир. Не претендуя быть Марией Каллас, вошла в фильм как песня любви Марии Каллас.
— Что вам рассказывал Дзефирелли о Марии Каллас? Ведь он ее хорошо знал.
— Он говорил о ее внутренней хрупкости и в то же время о воле, о желании остаться одной. Ведь все произошло не потому, что ее все оставили и забыли — это было ее личное решение: не хотела показываться на публике, лишившись голоса, как экс-примадонна. И каждый раз, когда ее куда-то приглашали, говорила, что занята. Но это было неправдой.
— Что означает для вас быть свободной?
— Свобода — это возможность делать выбор, и далеко не всегда она заключается в наличии денег. Я достаточно долго была вынуждена принимать роли, чтобы заплатить по счетам или выплатить налоги. Свобода заключается в возможности сказать «нет».
— Есть актрисы, которые всю жизнь делают карьеру. Это не ваш случай?
— Когда думаю о своей жизни, возникает впечатление, что мне очень везло. Жизнь меня никогда не покидала, жила наполненно. Правда, не ездила на каникулы, не люблю путешествия, не люблю шик и роскошь, но есть что-то, что очень люблю. Мне нравится быть среди детей, веселиться с ними. То есть у меня не было высоких требований. И, думаю, работа придавала значимость моей жизни.
— Вам не приходилось жертвовать своими приоритетами во имя карьеры?
— Это мечта эгоиста, но я воспринимала жизнь такой, какая она есть. И я просто хотела прожить ее полнокровно.
— Вам часто приходилось играть людей с сильным характером. Как это повлияло на ваш характер?
— Прямого влияния нет, но опосредованное, конечно, есть. Не могу сказать, каким образом, но каждая из них оказала определенное влияние на меня.
— Вы можете играть все что угодно?
— Могу играть только те роли, которые мне нравятся.
— Знаете ли вы о любви зрителей к вам?
— Да, чувствую это. Особенно на востоке я чувствую это тепло, и со стороны журналистов, и зрителей. Это ощущается даже на улице, во время прогулки.
— А как вы объясняете смысл жизни своим трем дочкам?
— Быть истинными и наполненными — с точки зрения желания что-то создать. Надо хотеть в жизни всего — искусства, успеха, любви. Но нужно быть готовой расплачиваться за это.
— Фанни Ардан боится возраста?
— Больше боюсь старости, чем смерти. Но раз уж попал в эту жизнь, следуй по ней так, как предписано.
Эту незабываемую встречу с потрясающей артисткой и прелестным человеком Фанни Ардан помогли подготовить дирекция МКФ «Молодость» и коллеги по телеканалу «1+1» Юрий Макаров и Анатолий Ерема, с которыми мы уже не раз успешно работали. За что и выражаю им нижайшую благодарность.