Кстати, господа, а вы заметили, как в нашу доморощенную поп-империю подло прокрался маленький опасный «демократический» вирус? В двух массовых (танцевально-фанерных) форматах — на «Новом» и СТБ — отдельные марионетки решительно восстали против карабасов… И заявили в эфирах: мы — личности, мы не хотим… Одна не хочет лезть в гроб, согласно кощунственному танцевальному сюжету. А другая не хочет петь с участницей Евровидения С.Лободой, поскольку это, очевидно, ниже уровня даже юного, не совсем развитого дарования.
Это никакой не бунт на поп-кораблях. Куда им. Просто, полагаю, даже у пластмассовых игрушек Карабаса шевелятся опилки в головах. И просыпается — иногда — какая-никакая, но самодостаточная гордость.
С умилением внимал тому сюжету недавним воскресным вечером, отрешившись от пятничной шустер-терапии. Опростоволосившаяся и растерянная некогда героическая Лобода, оказывается, «низвергнута» никому не известной девочкой по имени Настя… Которая срывающимся голоском лепечет как мантру: «Я же личность… Не мое это… Поймите, не могу я с ней петь…» Хотя еще недавно этой же певице на той же передаче одесский «фабрикант» посвятил «сонет» а-ля Петрарка, нечто в духе: «Люблю я Светку Лободу, ду-ду-ду…»
Инцидент с отказом сотрудничать с Лободой на популярной телепередаче расценили как злостное нарушение трудовой дисциплины. И девицу-оппортунистку записали в кандидатки на вылет.
А я не понял: уважаемый продюсер К.Меладзе «за» попсовую демократию или «за» Лободу — на огороде шоу-бизнеса? То бишь за массовое взращивание синтетических пород при помощи минеральных удобрений рейтинговых телеканалов.
У К.Меладзе на этой передаче вообще постоянно драматичное лицо. Видно, как непросто человеку выбирать между «конвейером» и «кельей» (творческой), где изредка рождаются выдающиеся композиции наподобие «Метель». На конвейере рождается, как правило, — пластмасса. Пластмассовый балаган гремит и процветает.
Населению не так уж и важно осознавать, как там, на «большой земле», обстоят профессиональные дела с выпуском квалифицированных эпидемиологов или вменяемых драматических артистов. Это действительно понять невозможно. Судя по сумасшедшей эпидемии и критическому количеству бездарей в театрах и сериалах.
А вот сезонный выпуск «игрушек», ежедневно поглощаемых светской прорвой celebrities, налажен у нас отлично. Успешно, ударно. И все ей мало!
И все равно изобретательный редактор журнала Viva Ива Слабошпицкая каждый номер мучается: кого бы из тусовочных celebrities снова поставить на обложку? Ведь некоторые осточертели до изжоги, нужны новые и новые куклы. Вот если в очередной раз обнаружу, что В.Зеленский, по версии этого журнала, у нас «самый красивый украинец», то сразу и уеду в Гондурас, не удержите.
Поп-celebrities, участники «фабрик» и герои светских пищевых хроник, основательно заменили у нас все и всех. Абсолютно и безраздельно. Они заменили… Представления о профессиональном вокале. Знание о ценности и подлинности того или иного (да хотя бы оперного) жанра. Сакральные учения о априорности не «попа», а хотя бы «прихода» — серьезного творчества, а не тусовочной мельтешни.
Две «фабрики» у нас работают без перебоев. Попсовая и политическая. И всюду – звезды!
К фабричному «формату» я, например, испытываю давнишнюю классовую ненависть. Не может эта передача научить ничему разумному и моральному, если… Если ее важнейший методологический принцип — «убей» свою подругу! Найди в команде «слабое звено» — и толкни его в прорву. Чтобы самому воцариться на пустеющей поляне. Борьба видов. Сюжеты — из Дарвина. И несправедливость в подобных передачах порою царит возмутительная. Поскольку что чаще побеждает не талант, а изощренная наглость. Или приближение к какому-то телу.
Не новый этот формат изобретен за кордоном с целью уж точно не той, в которую свято веруют устроители наших мероприятий.
Никто, как мне доселе казалось, «там», за горизонтом, даже не собирался в рамках подобных передач «для оболтусов» заниматься разведением неких «звездных пород». «Там» подобные передачи – скорее игра, забава. А не «раздутость щек»: одарим страну гениальностями.
Не существует статистики, согласно которой после тех или иных фабричных «соревнований» европейские страны вздрогнули под бременем невероятно гениальной поросли. Нет этого. И никому в голову подобное не приходит.
В отличие от нашей страны… Да еще России. Где с маниакальным упрямством «строгают» кукол-буратин. Видите ли для «профессиональной» сцены (за два-то месяца) в рамках неугомонных марафонов.
Строгайте себе. Только по-прежнему жалок ваш результат. Божий дар, потный труд да еще коварная Фортуна — вот лишь немногие предпосылки для дальнейшей возможности «зажечься». Всерьез и надолго. Скорее это. Но не фанерная «кумирня» с детками в клетке. Многие из которых впоследствии «ломаются», не пережив своего дальнейшего беззвездного завтра, не получив серьезную профессию, а позарившись на какой-то призрачный фанерный аванс.
Наши телезрители испытывают совершенно справедливую и искреннюю симпатию к «фабрикантам». Это же дети. Пусть и нагловатые (некоторые).
Да и «Новый канал» постарался. Подобрал «детей» по принципу — «похожи на…».
Есть светленькая девочка, похожая губами на Анджелину Джоли, но плохо поет. Двое из ларца, белобрысые братья-хулиганы, как два близнеца-Электроника из популярного советского телефильма режиссера К.Бромберга. Замечен один кудряш, похожий на солиста группы «Корни» (забыл имя), такой же псевдоромантичный и поет заунывно. Веселится отвязный одессит по кличке (или по фамилии) Серьга, манерами напоминая Серегу, который «Черный бумер». Есть у них и своя Сабрина. Кукол Барби на «фабриках» вообще много не бывает.
Они ведь действительно похожи — на кого-то. Но — пока — не на самих себя.
Они лишь суетные тени и щуплые отражения в кривых зеркалах алчного шоу-биза, который, повторюсь, подменил собою нынче все и всех. И значит «так надо!», «так тому и быть!» — в этот наш очередной период переходный понятно куда.
«Фабрикам» нужны детали. Но не самодостаточные личности, которые за два-то месяца уж никак не формируются. И даже бывалая Н.Могилевская уж как раскручивает прошлый пионерский отряд, а не так чтобы эхо звучало в наших сердцах.
И тем не менее, такие «фабрики» — отличная форма ленивого досуга для масс. Это замечательный компостер для народных мозгов. Когда все кинодетективы съедены, от политдебатов тошнит. А тревожные предчувствия январского восстания с каждым часом все тревожней.
А тут — пионеры и вожатые, игра-зарница: «Сбрось друга с поезда».
Весело, глупо, азартно и ярко.
Наш ведущий развлекательный канал не пожалел средств на рекламу, на дорогую постановку. На разнообразие номеров, в основном, с голыми туловищами (а спели бы на пустой сцене без туловищ, в «черном кабинете» – вон там и проявилось бы «мастерство» ваше). Но иногда даже в анекдоте раздражают умные – в частности это жюри. Оное хочется порою удушить. Всех, кроме И.Лысенко, не потому, что она начальник канала. Она как милая женщина произносит такие же милые реплики — то, что и нужно в такой передаче. Остальные, пыжась, вроде забыли, что это не конкурс Чайковского, а игра. И должна она быть непосредственной, без вычурных псевдопрофессиональных претензий или выходок одиноких фриков. Основные участники пока — не попса прожженная, а именно дети. И по «детским» правилам в эти игры и нужно играть. Не пыжась: осчастливим вас завтра невиданным профессионализмом! Лучше не надо.
И, наконец, о самом ценном из всего того, что существует в передачах такого толка. Не поверите — это неизменный садистский привкус, возникающий всякий раз, когда в редкие «бесфанерные» случаи выступают дуэтами «дети» и «уже звезды». Удивительное порой происходит. Лучше и искренней поют-то как раз подростки! Фанерный утюг еще не сгладил их связки. Не превратил их в крикливых павлинов или злобных люциферов из телевизионного ада. Они еще стараются, они наивно фальшивят, они отрешенно поют… Они, дурачки, надеются, что в пластмассовом шоу-мире «сломанными игрушками» станут не они – а другие.
P.S. 22 ноября очередной прямой эфир на «Новом» следовало бы предварить дикторским уведомлением: детям младших классов программу смотреть не рекомендуется (а именно эта аудитория и смотрит ее активно даже до полуночи). Задача «вокального обучения», очевидно, отошла уже на второй план. На первом (плане) устроители проекта поставили рейтинговую цель – сексуального «обучения», а то и «домогательства». Как иначе было расценить бесконечные двусмысленности и «допросы» не всегда созревших участников: а с кем ты… ? Апофеозом воскресного вечера стала выходка едва протрезвевшего скандалиста О.Кушанашвили, в прямом смысле и в прямом эфире посылавшего «на три буквы». В целях дальнейшей производственной безопасности, уже в следующий выпуск, в качестве члена жюри следует немедленно приглашать В.Костицкого (Национальная комиссия по вопросам защиты общественной морали).