ЕВРОПА СКАЗАЛА «АХ!»

16 февраля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 16 февраля-23 февраля 1996г.
Отправить
Отправить

ЕВРОПА СКАЗАЛА «АХ!Накануне Нового года столичный хор «Відродження» отметил свое десятилетие. Ны...

ЕВРОПА СКАЗАЛА «АХ!Накануне Нового года столичный хор «Відродження» отметил свое десятилетие. Ныне его хорошо знают в Украине, благодаря высоко профессиональному исполнительству, самобытному звучанию и оригинальному репертуару, в каждой из программ которого обязательно есть открытия незнакомых современным украинцам имен и произведений. Знают этот хор в Европе и не только по успешным гастролям, а еще по блестящим победам в престижных хоровых конкурсах, с которых «Відродження» возвращалось то ли с гран-при, то ли с лауреатским званием, то ли с дипломом. И все же главное направление в творчестве хора и его руководителя - это возрождение и введение в актив украинской культурной жизни утраченного и забытого музыкального наследия. На сегодня разыскано, реставрировано и расшифровано такое количество произведений, которое позволяет всерьез говорить об издании многотомной антологии украинской духовной музыки в нотах и аудиозаписях.

Каким же было начало? С таким вопросом я обратилась к художественному руководителю хора «Відродження», кандидату искусствоведения, дирижеру Мстиславу Юрченко.

- Началось это случайно. Я занимался Максимом Березовским, розыскивал его произведения достаточно долго. В 1985 году мне удалось найти в московских архивах какую-то часть его творчества.

- А откуда заинтересованость Березовским?

- Когда я услышал его знаменитый концерт «Не отвержи меня во время старости», то был потрясен. Он открыл мне иной мир, до того неведомый. Ведь до середины 80-х годов духовную музыку у нас исполнять не разрешалось. Единственная пластинка, которая вышла в Советском Союзе, - диск, записаный С.Юрловым, на котором и звучал концерт. Эта музыка значительно расширяла горизонты нашей родной культуры. Мне стало обидно, что композитор, который написал гениальное произведение, с именем, занесенным во все энциклопедии мира рядом с Д.Бортнянским, известен нам лишь по единственному концерту. Мне захотелось отыскать и возродить его творчество. Я списался с итальянским архивом, и когда получил оттуда ноты, появилось желание услышать их звучание. Я обратился к государственным коллективам с предложением исполнить мои находки. Но у них были свои планы. И ситуация заставила меня вспомнить о своей профессии хормейстера. Я собрал певцов, которые, работая в государственных хорах, не находили творческого удовлетворения; студентов, людей, которые умели и хотели петь. Мы подготовили программу, стали выступать с лекциями-концертами, где рассказывали о творчестве М.Березовского и пели его литургию. А когда начали работу над тематическими программами, М.Березовський раскрылся перед нами в совершенно новом, более глубоком измерении. В новом свете предстала и вся наша украинская духовная музыка, которая едва теплилась в церквах у регентов. Даже у маститых музыковедов возникал вопрос, а существует ли вообще украинская духовная музыка? И мы нашли материал, подтверждающий ее существование, открыли духовные произведения Н.Леонтовича, Я.Яциневича, Н.Лысенко, Г.Давыдовского. С конца 87-го - начала 88-го года хор стал «собираться» регулярно. Именно тогда мы и получили название «Відродження».

- И какова же дальнейшая судьба ваших открытий?

- Наши находки мозаичны. Они лишь показали, что необходима планомерная работа по возрождению украинской духовной культуры. Однако, она по сей день не ведется. Я подавал несколько проектов и программ в Министерство культуры, в Кабинет министров, в администрацию Президента, в Академию наук Украины. Все они остались без ответа.

- А что вы предлагали?

- Я предлагал создать госудаственную программу изучения украинской духовной музыки, потому что эта музыка является одним из важнейших компонентов развития украинской духовности. Не было большего воздествия на формирование и развитие культуры украинцев, чем влияние пения. Это наиболее фундаментальная наша основа. В мире нас знают не благодаря живописи, философии, красноречию, а именно благодаря искусству пения. И одной из весомых составляющих певческой культуры Украины является духовная музыка. Начиная с Х столетия она существовала в профессиональном статусе. Изучению этого огромного пласта потребуются десятилетия. К примеру, известны названия восемнадцати концертов М.Березовского. Из них найдены ноты лишь трех. С А.Веделем вообще картина неясна. Известно только одно его произведение. И так далее.

- Можно ли назвать двадцатые годы ХХ столетия возрождением духовной музыки в Украине?

- Я бы выразился иначе. Наша духовная музыка не возрождалась, а трижды в своей истории переживала этапы подъема. Впервые это случилось тогда, когда духовная музыка ассимилировалась на украинском грунте и дала свои плоды - церковный распев. Второй всплеск произошел в ХVII-ХVIII столетии, в момент наивысшего подъема музыкальной культуры в Украине вообще. Это было время поголовной музыкальной грамотности. Такого Европа не знала. Именно такое состояние музыкальной культуры дало Украине А.Веделя, Д.Бортнянського и М.Березовского. Они поднялись на гребень этой волны. Затем последовал глубокий спад, во время которого духовная музыка существовала в стадии фольклора. И вот в 20-е годы нашего столетия - взрывоподобное развитие духовной музыки. Одновременно происходил национальный подъем, создано государство. Значение этого духовного взрыва еще до конца не определено, а в музыке он заключается не только в том, что стали творить композиторы. Начались поиски старинной музыки, поднялся целый пласт устной церковной традиции, много произведений были записаны нотами, их стали исполнять. Изучение всего этого требует глубокой научной работы.

- В каком состоянии на сегодняшний день находится украинская духовная музыка и хоровая культура в целом?

- Хоровая культура - это та карта, на которую можно ставить. Еще не утрачены традиции, не утрачена хоровое образование. Зарубеж сказал «Ах!», услышав украинские хоры.

- А что ныне происходит в композиторском духовном творчестве?

- Композиторское творчество в области духовной музыки было прервано после 20-х годов ХХ столетия. (Это уже во второй раз за свою историю). И перерыв в семьдесят лет дает о себе знать. Наши композиторы не имеют тех корней в музыкальном мышлении. Сейчас они либо, опираясь на простенькую церковную традицию и приспосабливая свои музыкальные вкусы и стилевые особенности под нее, утрачивают собственную оригинальность. Либо пытаясь сберечь свой стиль, опираются на европейскую традицию. Но тогда в духовной музыке не ощущается церковная традиция.

- На какой стадии находится ваша идея издания антологии украинской духовной музыки?

- На стадии идеи. Мы с ней обращались в Министерство культуры и отзыва не дождались. Должно быть по крайней мере признано, что нашему государству такая антология нужна. Пока я не вижу такой заинтересованности ни в этом издании, ни в деятельности хора «Відродження» в целом.

- Какова же ваша ближайшая программа?

- Наша програма - найти поддержку. Если ее не будет, мы не сможем двигаться вперед. А найдем поддержку - сделаем очень много.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК