Эта дорога не ведет к храму. Сможем ли спасти историческое лицо столицы

23 ноября, 2007, 13:38 Распечатать
Выпуск № 45, 23 ноября-30 ноября 2007г.
Отправить
Отправить

За несколько последних лет центр Киева заметно изменился. К сожалению, часто не в лучшую сторону. Т...

За несколько последних лет центр Киева заметно изменился. К сожалению, часто не в лучшую сторону. Так считают не только люди, которые после продолжительного отсутствия снова возвращаются в столицу и видят Крещатик «обновленным». В этом убеждены и коренные киевляне, на чьих глазах медленно происходят разные метаморфозы с историческим лицом столицы. С каждым годом Киев все больше теряет свою архитектурно-историческую основу. Современные высотки растут как грибы после дождя. А вот исторические памятники теряются среди многочисленных торгово-развлекательных центров. Победить тотальную застройку можно было бы, утвердив подробный план сохранения различных территорий Киева — районов, микрорайонов, кварталов. Главным органом, регулирующим эти вопросы, является Архитектурно-градостроительный совет при Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. Эта же организация и отвечает за сохранение исторических памятников города. Кроме нее, этим вопросом занимается управление охраны культурного наследия.

Майдан следует частично изменить

К сожалению, анализ состояния градостроительства в Киеве на протяжении последних пяти лет показал неэффективность работы «органов градостроительства и архитектуры». Фактически последние не влияют на ход застройки города, благоустройство, озеленение, размещение рекламы, киосков и торговых площадок. Все вопросы на уровне Киевсовета «решают» инвесторы, заказчики и мощные лобби, на всех уровнях исполнительной власти игнорируется главный градостроительный документ — «Генеральный план развития города до 2020 года»: его или изменяют, или корректируют, или просто не выполняют.

Считаю, что Архитектурно-градостроительный совет лоббирует интересы различных архитектурных бюро, несмотря на то что они нередко противоречат здравому смыслу и приводят к потере исторических ценностей. Именно таким, например, оказался проект реконструкции дома на улице Гончара, 32в. Формально предусмотренная реконструкция реально является новым зданием, что противоречит действующему законодательству, в соответствии с которым на одном гектаре земли должно проживать не более 500 человек. Аргументом для создания новых высотных зданий служат уже совершенные архитектурные преступления. Срабатывает «народная ментальность»: если все так делают, то почему мне нельзя? Таких вопиющих нарушений множество: Институтская, 18-б, Шелковичная, 36, «Парус» на Бессарабке, Грушевского, 9а и соседний с ул. Гончара, 32в — двадцтичетырехэтажный монстр, строительство которого уже согласовано с градостроительным советом.

Благоустройства и усовершенствования требует и центральная часть города. Думаю, Майдан следует частично изменить. Приблизить его вид к тому, который он потерял. Сделать его теплее, универсальнее. Чтобы здесь проводилось больше культурных, спортивных, молодежных акций. Потому что сейчас Майдан слишком деловой и политический. Хочется сделать каток вокруг Монумента независимости, уменьшить количество стекла, озеленить, обустроить места, где киевляне и гости города могли бы отдохнуть, спокойно почитать газету. Наибольшей проблемой центральной улицы города (как и многих других) являются МАФы (малые архитектурные формы) и вывески. Благодаря решению Киевсовета, инициированному мной, отсюда уже «выселили» пиво на разлив, водку. Теперь здесь нет рекламы алкоголя и табака. То есть первые шаги сделаны, но для идеального, гармоничного Майдана нужно еще хорошенько поработать. Сейчас основной спор ведется вокруг Лядских ворот. Большинство специалистов предлагают их снести. Соответственно постановлению Кабинета министров, фундамент Лядских ворот XI–XIII вв. является памятником археологии национального значения. По Закону Украины «Об охране культурного наследия», памятники, их части, связанное с ними движимое и недвижимое имущество запрещается сносить, изменять, перемещать на другие места. Наземное сооружение Печерских (Лядских) ворот было построено во время реконструкции Майдана Незалежности в 2000 году в архитектурных формах XVIII в. и никакого отношения к первозданному виду не имеет. Скульптура Архангела Михаила, установленная на наземном сооружении Печерских ворот, также не находится на учете как памятник. Потому для перенесения на новое место или снос отмеченных объектов необходимо только согласие балансодержателя. Остается открытым вопрос целесообразности размещения на Майдане Незалежности Лядских ворот как монумента в честь защитников Киева и перенесения скульптуры Архистратига Михаила на сохранение в музей Михайловского Златоверхого собора или в Музей истории города Киева. На месте Лядских ворот можно было бы сделать небольшой амфитеатр, акцентировав подземной урбанистикой и благоустройством местонахождения настоящего памятника, который скрыт в лабиринтах подземного торгового комплекса.

Рекламные полотна часто устанавливают без соответствующего разрешения

Киев — красивый старинный город. Но под влиянием массовой рекламы он превратился в непонятный комикс. Назначение рекламы — вынудить людей требовать то, о чем они раньше даже не догадывались. К сожалению, эта короткая фраза превосходно иллюстрирует настоящее. Реклама представляет угрозу и для пешеходов, и для водителей. Кроме того, это агрессия против человека: на него давят огромные щиты и баннеры. На Крещатике, в центре города, они не нужны. Их место — на широких магистралях. Например, на Набережной, Окружной. Для пешеходной части города рекламные средства должны быть небольшими и не на каждом столбе, а через один-два, чтобы от них в глазах не рябило. Между тем обратите внимание: на улицах Богдана Хмельницкого, Льва Толстого наставили множество малых архитектурных форм, да еще и перегрузили их рекламой. Все это отвлекает внимание водителей от дороги, да и пешеходы переходя улицу не всегда сосредоточены на собственной безопасности. Оперный театр — красота, архитектурная жемчужина, а его со всех сторон облепили рекламой. За последние полгода выдано свыше 1200 разрешений на размещение рекламы («для своих»). В этом деле следует соблюсти меру. Конечно, реклама в центре города чрезвычайно респектабельна, поэтому все любой ценой хотят ее здесь разместить. Среди городских чиновников, депутатов есть немало представителей рекламного бизнеса и руководителей исполнительных структур. Если ты их в дверь не пускаешь, то они в окно лезут. На всех памятниках архитектуры прикреплена табличка с регистрационным номером, а рядом с ним — «табличка» на несколько сотен квадратных метров рекламы. Совмещение несовместимого. За это отвечает управление культурного наследия. Даже вывески с названиями учреждений стали похожи на рекламные щиты. Яркие примеры — Макдональдс, «Кофе-тайм» и «Улисс». Таких «ошибок» только на Крещатике можно насчитать десятки.

А остальные улицы? Например, Институтская и Ольгинская — здесь возле учебного заведения (школа №94) размещена реклама сигарет и коньяка, тогда как расстояние от лайтпостеров и конструкций с такой рекламой должно быть как минимум 300 м. Ничто не помешало торговой марке «Олимп» разместиться на крыше Министерства образования, пропагандируя «здоровый» образ жизни! Напоминая нам, что алкоголь вреден для здоровья. Из Дома профсоюзов все же сняли баннер «МТС», однако не вернули фонари для ночного подсвечивания фасада, которые, кстати, являются собственностью территориальной общины. Фирма «Гелиос» на Крещатике, 52 без разрешения главного художника и главного архитектора устанавливает рекламный щит. Выходит, грош цена в базарный день таким исполнительным службам. Возникает вопрос: чем на самом деле занимаются депутаты, входящие в состав постоянной комиссии по вопросам градостроительства и архитектуры?

Владимирская, Богдана Хмельницкого, Большая Жито­мирская, Красноармейская... Список можно продолжить до бесконечности. Все они требуют тщательного анализа рекламных носителей. Часто дома обворачивают рекламными щитами. Они закрывают выдающиеся сооружения, нарушая согласованный паспорт фасада здания, да еще и страдает бюджет города. Из аренды рекламной площади 1 м кв. государство получает 35 грн. (за лайтпостер, стоящий отдельно), реальная же плата за него — 1700—2500 грн., и это только за одну сторону. С помощью несложной арифметики нетрудно постичь, что бюджет получает мизер. Так сколько теряет город каждый год?

Соответственно распоряжению КГГА, в трехмесячный срок должна быть разработана концепция ограничений рекламных носителей с привязкой к зональному размещению и классификатору типичных рекламных конструкций. Я уже предложил предварительный вариант Регламента условий и ограничений размещения средств внешней рекламы по территории города Киева. Регламент — это перечень улиц и рекламных средств, которые можно на них размещать. К сожалению, на четырех заседаниях постоянной комиссии по рекламе регламент так и не был рассмотрен.

«Деревья умирают стоя»

Ежегодно столица принимает многих туристов из Европы, знающих толк в культуре зеленых насаждений. Изысканная архитектура центральной части, рестораны и роскошные бутики, повышающийся уровень культуры жителей столицы — все это, соответственно, должно красоваться на фоне озеленения и благоустройства города Киева. На сессии Киевсовета 15 ноября было принято решение «Об определении необходимости разработки и утверждения Киевской городской программы «Мониторинг зеленых насаждений в г. Киеве».

Особого внимания требуют зеленые насаждения еще и в связи с ухудшением экологической ситуации. В городе не должно быть старых, слабых растений, поскольку столица — это наше лицо и здоровье. И что бы ни говорили о невыносливости и недолговечности каштанов, именно эти деревья являются символом Киева. Поэтому их нужно выращивать и поддерживать в надлежащем состоянии. В июле нынешнего года был проведен выборочный мониторинг зеленых насаждений столицы. На бульваре Тараса Шевченко только 42% растений в нормальном состоянии, 52% — с пожелтевшей листвой, сухих — 6%. На бульваре Леси Украинки ситуация немного лучше: 60% — в нормальном состоянии, 34% — желтые, 6% — сухие. Улица Институтская — 57 % в нормальном состоянии, 30 % — желтые, 13% — сухие. Улица Городецкого — 53% в нормальном состоянии, 37% — желтые, 10% — сухие. Крещатик — 49% в нормальном состоянии, 47,5% — желтые, 3,5% — сухие. Как вы понимаете, это далеко не полный перечень проблем с зелеными насаждениями в столице. В связи с этим я и руководство «Киевзеленстроя» провели несколько заседаний и круглый стол, где обсудили состояние зеленых насаждений в городе Киеве и перспективы дальнейшей работы в этом направлении. Приняли поддержку этого проекта и решение провести общественные слушания по тому же вопросу. Предусмотрено также, что заказчик — главное управление экологической политики — на тендерной основе определит исполнителей программы. Таким образом, ежегодный отчет, с одной стороны, будет для нас детальной инвентаризацией зеленых насаждений, а с другой — научными рекомендациями по уходу за растениями эксплуатирующим организациям. Основными положениями проекта решения являются следующие пункты: инвентаризация зеленых насаждений, паспортизация (присвоение номера), изучение состояния растения, разработка научных, организационных и практических основ для текущего и перспективного ухода за растениями. Также будут разработаны рекомендации к «Программе развития зеленой зоны до 2010» и ход их выполнения.

Референдум будет без политики

Проект «О мерах по приведению в порядок объектов торговли (малых архитектурных форм) до 2012 года» один из моих последних проектов решений, который находится на рассмотрении комиссий. Он предусматривает постепенное уменьшение количества МАФов, осуществляющих торговую деятельность (кроме прессы и цветов). На данный момент в Киеве действуют около 12 тыс. таких торговых точек, из них 3 тыс. — без разрешительной документации. За последние два месяца градостроительный совет рассмотрел проекты строительства торговых и торгово-развлекательных центров, отдельных магазинов, общая площадь которых составляет не менее 200 тыс. кв. м. Таким образом, до 2012 года мы окончательно обеспечим всех малых предпринимателей торговыми местами, гарантирующими нормальные, комфортные условия труда.

Ярким примером безответственности в проведении благоустройства является «Пассаж». Собственники ресторана обтянули летнюю площадку дешевой пленкой. К тому же эти «воздушные шары» отапливают газовыми баллонами. Хотя основные залы в помещении ресторана не заполнены посетителями. Мост, пересекающий улицу Институтскую и соединяющий Октябрьский дворец с торговым центром «Глобус», буквально залеплен рекламой.

Перенасыщен такими МАФами подземный пешеходный переход на Майдане Незалежности. Если раньше цветами торговали девять предпринимателей, то теперь их более пятидесяти. Однако ассортимент цветочного ряда аналогичен ассортименту товаров, представленных в торговом центре «Глобус». Это новая волна торговли от Шевченковской РГА. Эти МАФы установлены без согласования с Главным управлением градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. В результате имеем и стихийную, и организованную торговлю, не отвечающую никаким требованиям и нарушающую не один пункт решений Киевсовета.

Если и в дальнейшем все будет оставаться в измерении свободы слова, точнее — говорильни, а дело будет стоять на месте, то в качестве одного из вариантов решения проблемы я буду предлагать проведение местного референдума. На котором планирую затронуть такие ключевые вопросы, как высотная застройка исторической части города, ограничение размещения средств внешней рекламы, реконструкция Майдана Незалежности и переименование некоторых улиц.

Эти меры позволят создать такую нормативную базу, юридический вес которой не будет подлежать никакому сомнению, поскольку в ее формировании примут непосредственное участие жители города. Их не заподозришь в расчете на материальную выгоду от внедрения того или иного архитектурного проекта, их главная цель — сохранить культурно-историческое наследие и обеспечить достойную жизнь в родном городе. Свое слово скажет каждый житель столицы. И не только выдающиеся, но и обычные киевляне, которые искренне болеют за будущее своего города, уважают его историю, вековую самобытность, архитектуру. Референдум будет без политики и касаться только проблем, крайне волнующих всех киевлян (я общаюсь с избирателями и ощущаю их обеспокоенность). Это, во-первых, застройка высотками Набережной и склонов Днепра и исторической части города. На мой взгляд, новостройки не могут быть выше исторических сооружений. Конечно, на те «столбы», которые уже стоят в центре города, никто с бензопилой не пойдет. Досадно, но пусть они остаются на совести горе-зодчих, их спроектировавших. Общественность раз и навсегда должна сказать этому произволу «Нет!», когда мы разработаем правила, утвердим их на сессии Киевсовета и поставим в этом вопросе точку. Это станет тестом на зрелость власти. Община увидит, с кем имеет дело. Мы даем шанс как власти, так и общественности определиться по стратегическому вопросу: каким должен быть город Киев, каким его увидят будущие поколения. Остальные вопросы можно решать на уровне исполнителей, но этот — всей общиной, раз и навсегда, независимо от того, кто придет к власти.

Большинство Киевсовета занимается вопросами собственности, земли, коммунальных предприятий и рекламы. Вне сомнения, при мотивации, правящей сегодня бал, они решат их... А все, что останется: транспорт, паркинги, пробки, развязки, управление дорожным движением, — станет текущей работой уже депутатов следующего созыва.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК