Надав Вейссман. «За забором 5» |
Как жаль, что уже нет в этом мире Андрея Тарковского и Федерико Феллини, ведь первомайское утро 2005 года на киевском Майдане Незалежности было достойно их гениального киноглаза. Над сонной и малолюдной еще площадью вдруг взревели, как пушки, мощные акустические системы, залпами извергая современные российские кавер-версии песен о «любимом Сталине» и «советской родине». От этих резких звуков даже шарахнулся какой-то мужчина, который нес на плечах самый настоящий, не бутафорский, деревянный крест.
Через мгновение фантасмагорическое сочетание антагонистических образов стало вполне понятно. Под красными флагами проходила проверка аппаратуры перед митингом солидарности трудящихся коммунистов, а крестоносец мирно возвращался из собора после ночного действа, посвященного воскресению Спасителя. А между этими символами разных мировоззрений бегал, цепляясь к одиноким прохожим, символ буржуазного «маскульта» «ряженый-телепузик». Вот какое кино можно увидеть из-за удивительных пересечений юлианских и григорианских цивилизационных орбит.
А вообще-то я опять в этот день наступил на грабли, решив присоединиться к гражданам, отдавшим предпочтение не боям пасхальных яиц и винно-водочным состязаниям на зеленой травке, а семейной прогулке по музейно-выставочным залам. На этот сельскохозяйственный инвентарь наступили вместе со мной и какие-то наивные англосаксы, которые, ударно-быстро оказавшись на безвизовой территории Украины, безуспешно дергали двери Национального музея изобразительного искусства. Это вам не Париж с его Днем взятия Бастилии, мистер и миссис, читайте внимательно: «30 апреля, 1, 2 и 9 мая музей не работает». А жаль, интуристы могли бы увидеть, что и у нас были свои Гейнсборо. Пришлось гостям довольствоваться созерцанием афиши «Украинский портрет XVI—XVIII ст.» На Украинском доме тоже висела табличка «закрыто». Так что поверьте на слово — выставка «Украинское дерево», которую вам не удалось осмотреть на майские праздники, была достойна внимания. Образцы деревянной скульптуры — от почти средневековых фигур, украшавших интерьеры церквей, до концептуального авангарда и истинного искусства патриарха Антона Штепы. У дерева, как и у человека, свой век, и время очень быстро перетирает его до состояния первичной материи, из которой вырастают новые побеги, и у них есть шанс на то, что их тоже когда-то коснется резец творца.
На двери Дома художника никакой информации для жаждущих ценителей искусства никто не вывесил. Что ж, и Союз художников имеет конституционное право на отдых... Вот откроем с еврофанфарами художественный «Арсенал-эрмитаж», и будут дремать в его полупустых залах бабушки — хранительницы культуры, а на воротах в «празники» — престольные и государственные будет висеть ржавый замок.
В одном из романов известного французского писателя ХІХ века Ксавье де Монтепена выведен образ пробочника — «мелкого буржуа, обогатившегося в одной из тех областей, где успех не обусловлен умом», а именно в торговле пробками для винных бутылок. Каким родным выглядит этот «олигарх» с купленным родовым гербом и во фраке с бриллиантами вместо пуговиц. Излишек дурных денег он вкладывает в самые абсурдные прихоти, избегая культуры, как чумы.
Я верю, что мы засыплем мир своей пшеницей и завалим свининой, выстроим десяток мостов через Днепр, научим бразильцев летать в космос, но все эти успехи станут карточным домиком, если двери искусства будут закрыты.
Впрочем и для оптимизма есть основания. В апреле в Киеве открылся целый комплекс из 22 выставок в рамках традиционного уже биеннале фотографии. Объединяющая тема всех экспозиций — «Война и мир». Этот выбор является логичен накануне 60-й годовщины завершения Второй мировой войны. Но взгляд фотомастеров не ограничивается лишь взглядом на эту дату. Пожалуй, не случайно первой была открыта выставка, посвященная первым военным репортажам, которые впервые начали сопровождать сумасшествие человеческой бойни во времена Крымской войны середины ХІХ столетия. Непривычно видеть очень качественные фотографии с изображением участников боев, разбитых укреплений, развалин Севастополя, ведь то время обычно воспринимается через героизированную живопись или в лучшем случае — через рассказы Льва Толстого. Киевское фотобиеннале, несомненно, значительное художественное событие, претендующее занять почетное место в европейском пространстве искусства фотографии.
Приятным качеством и разнообразием порадовала выставка «Формы свободы: молодое искусство Израиля», проходящая в рамках Дней культуры этой страны. У всех участников выставки хорошее академическое образование, они работают в разных стилях и художественных техниках. Несмотря на нестандартность взгляда на мир и порой авангардность способа выражения этого взгляда, выставка вполне органично влилась в интерьеры музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.
Неравный бой с легионами пробочников ведут художественные галерейки. Хотелось бы назвать их без уменьшительных суффиксов — галереями, но какие же они все-таки крошечные — в один киевский супермаркет можно вместить все их территории. Однако дело они делают большое и необходимое, и даже с нарушением трудового кодекса, работают без выходных и праздничных дней.
«Арт-центр на Костельной» прокладывает дорогу в Европу, открыв совместную выставку News немецких художниц Кристианы Юнг (живопись) и Юдит Рунге (керамика). Не каждому посетителю и не все здесь по сердцу, но профессиональность и мастерство участниц проекта не вызывает сомнения.
Калейдоскопом меняются выставки в галерее «Арт-блюз». Едва завершилась причудливая экспозиция новых работ неутомимого выдумщика Владислава Шерешевского (персонажи его полотен почему-то вызывают у меня ассоциации с прочитанной в детстве сказкой польской писательницы Марии Конопницкой «о сиротке Марысе и гномах»), как ее сменила первая в Киеве экспозиция живописи Вачагана Норазяна «Бессмысленное путешествие», тоже мастерская, тоже аллегорическая, тоже преисполненная поводов для философских раздумий и ассоциаций.
«Галерея, 36». Художник Василий Красёха. Живопись, душой которой является земля, пейзажи созданы эмоциональной умелой рукой, гармоничный импрессионизм, во многих работах прорывающийся в сферы горящего экспрессионизма.
Галерея «Триптих». Новая встреча с творчеством Александра Калмыкова и Наталии Фандиковой. Спокойная филигранная живопись, почти фотореализм. Но отсутствие злоупотребления цветом, сверхсложными композициями не ограничивает глубину и эмоциональность живописи этих талантливых авторов.
Выбор всегда есть. В конце концов не обязательно ждать выходных, чтобы добраться до оазиса культуры. И в серые будни можно выкроить полчасика для общения с искусством. И в любое ненастье в вашей душе засияет радуга.