Участники группы ManSound провели Второй Международный фестиваль Vocal Zone имени Владимира Михновецкого. Напомню, что со дня внезапной смерти сорокалетнего экс-руководителя ансамбля прошло три года. И в том, что инициатива становится традицией, что форум набирает силу, сказался международный авторитет секстета и организаторский талант директора группы и продюсера фестиваля Дмитрия Выговского. На протяжении двух вечеров искусство акапельного пения, рождающееся на глазах публики, воспринималось легко и непринужденно.
Открывали фестиваль гости из Кишинева — группа UniVox. Молдавская семерка представила усложненные современной стилистикой и аранжировкой обработки народных песен в интерпретации живущего в США композитора Игоря Якимчука и несколько «стандартов». Пели чисто, выразительно. Образованная в 1999 году из студентов и преподавателей Кишиневской консерватории, группа UniVox имеет прочную профессиональную основу. Хотя, как мне показалось, этому ансамблю не хватает самобытности, артистизма.
«Тихой бомбой» фестиваля стало выступление второй по ходу концерта польской команды Affabre Concinui (с латыни их название переводится как «абсолютно гармоничные»). Вот уж действительно, поляки подтвердили эту характеристику сполна! Выйдя в строгих академических костюмах, с пультами и нотами в руках, они по началу насторожили. Но после первых же звуков появилось ощущение прозрачного звукового ручья. Ансамбль продемонстрировал высочайшую музыкальную культуру, тонкий вкус.
Приветствием стала песня «Прилетели соколови у вишневый сад». Вторая песня, лирическая, нежная, напоминающая балладу, сменилась несколькими точными вокальными интерпретациями известных академических хитов Вивальди и Баха. Восторг публики вызвал известный «кошачий концерт» Россини. Затем последовали обработки популярных мелодий 60-х годов, звучавших очень даже «неакадемично», а напротив, эротично-джазово. Пение секстета казалось простым, потому что было совершенным. В конце сета польский ансамбль уселся на стулья и запустил фрагмент из «Болеро» Равеля — подражание симфоническим инструментам, точное звучание партитуры, вся выразительность развития знаменитой темы выглядели просто блестяще. Польские музыканты весьма опытны, коллективу почти 25 лет. Их умение идеально интонировать каждый интервал плотной вертикали делает музыкальную ткань легкой и воздушной. А артистизм и образная точность даже коротких сольных выходов вызывает ответную счастливую реакцию зала. Последней их жемчужинкой стала стилизующая манеру Луи Армстронга «Hello, Dolly!» Поляки шутили и иронизировали, но не на словах, а только музыкальными средствами, они не допустили ни одной неловкости.
Завершили первый вечер Stouxingers (Германия). Коллектив создан в начале 90-х годов. В начале карьеры участники проекта исполняли госпелы и спиричуэлс, но вскоре расширили репертуар собственными композициями и аранжировками Стиви Уандера, Эла Джерроу. Сейчас они работают в разных манерах: соул, фанк, R&B, поп-музыка. В Киеве Stouxingers пришлось нелегко. После ошеломляющего успеха зрелых поляков «перестроить» публику на свою волну было непросто. После второй песни немецкий солист поделился с коллегой реакцией на недостаточное понимание зала и тот быстро отреагировал: работай, мол, старайся. Публика настроилась, поддавшись обаянию артистов. И оказалось, что у немецкой группы интересный репертуар.
Второй день начали участницы украинского квинтета Beauty Band. Состав группы обновлялся, и сейчас в ней поют Оксана Рябоконь, Евгения Пахомова, Оксана Резниченко, Елена Левченко, Евгения Иванова. Немного робели поначалу, но распелись и раскрепостились. Особенно удачно прозвучали добротные аранжировки Телониуса Монка и Чика Кориа.
Группа из Нидерландов ROCK 4, возможно, самая именитая из гостей. Проект известен аранжировками поп- и рок-хитов, использующими возможности только четырех мужских голосов. Впечатление звучащего живого Queen было неимоверно достоверным. Опытные голландцы Люк Девенс (соло-вокал), Люк Нелиссен (вокальная перкуссия), Петер Велтенс (контратенор) и Нико Якобс (бас) — зрелые исполнители. Группа добивается полного впечатления звучания рок-группы, и что особенно интересно, не только голосов, но и всех инструментов. Важное место в ее работе занимает звукорежиссер, отлично знающий все партитуры и добивающийся такого качественного саунда.
Завершили фестиваль уже сами хозяева. Спели хит Бенсона и несколько украинских песен. Затем представили две композиции с Оксаной Билозир. Зал слушал вежливо, а когда народная артистка ушла, приободрился и порадовался проверенным хитам ManSound’а.