13 января, в сказочный вечер накануне старого Нового года, в Московском Доме кино открылся VI Международный кинофестиваль «Лики любви». Из самого названия фестиваля ясно, что цель его — доверительный разговор со зрителем о любви с использованием всей широкой палитры современного киноязыка. Ведь нет в мире ничего сильнее этого чувства, под влиянием которого люди совершают самые высокие подвиги и дерзкие открытия, оно же может толкнуть на самые изощренные коварства и кровавые войны.
Учредитель фестиваля — группа компаний «Кинотавр» и ее президент Марк Рудинштейн, директор — Ситора Алиева, программный директор — Сергей Лаврентьев.
Рожденные в 1997 году, «Лики любви» проходили как внеконкурсный форум, а в 2000 году вышел на новый уровень — фестиваль зарегистрирован Международной федерацией кинопродюсеров
(ФИАПФ) как тематический конкурсный. Фильмы, включенные в конкурс, посвящены вечной теме любви между мужчиной и женщиной и должны быть произведены не позднее, чем за два года до начала фестиваля.
Награды и дипломы вручаются по следующим номинациям: Гран-при «Золотая стрела» — за лучший фильм, а также три приза «Серебряная стрела» — за лучшую женскую роль, лучшую мужскую и лучший романтический дуэт.
Главными «судьями кинолюбви» является жюри во главе с американским актером Удо Киром. В его составе — актриса из Греции Анни Лулу, режиссер из Великобритании Пол Павликовский, наша Роксолана — Ольга Сумская, киновед, основатель Гарвардского киноархива (США) Влада Петрич, югославская киноактриса Вера Муевич, грузинский режиссер Дито Цинцадзе и теоретик кино из Болгарии Александр Янакиев.
В конкурсный показ включен 21 фильм, среди которых мексиканская лента «Сука-любовь», получившая Гран-при Каннской недели критики, и российская премьера «Русская красавица» по сценарию Виктора Ерофеева и Чезаре Форрарио; неизвестная за пределами Чехии лента «Меланхолическая курица» и обладатель «Золотой камеры» иранский фильм «Джомех».
Внеконкурсные показы идут под девизом «ХХ век. Тоталитарные романы». В них тоже много интересных работ, география которых выплескивается далеко за пределы Европейского континента. Обо всех этих картинах мы подробно поговорим в финале фестиваля. Сейчас же хотелось бы немного рассказать о фильме, показанном на его открытии вне конкурса.
Фильм «Приходи на меня посмотреть...» сделан по сценарию Надежды Птушкиной. Пьеса «Рождественская ночь», которая легла в его основу, обошла многие театры страны. Киевские театралы видели ее около года назад в исполнении Зинаиды Шарко, Валентина Гафта и других известных артистов под названием «Старая дева». На открытии же «Ликов» была тройная премьера: первый показ фильма на зрителе, дебют драматурга Птушкиной в кино и дебют Олега Янковского в качестве режиссера. В качестве дебютанта выступил также сорежиссер Янковского, известный кинооператор Михаил Агранович.
Вопреки общему скептическому настрою по поводу «пробы пера» Олега Янковского в режиссуре, опыт оказался более чем удачным. Думаю, эта лента не только будет в конкурсной программе первого «Кинотавра» нового века, но и станет обладателем одной из главных его премий. А московская критика на этот раз оказалась крайне доброжелательной и пророчит фильму место «Иронии судьбы» в новогодней телесетке. «Приходи на меня посмотреть...» — безусловная удача продюсерской команды — Игорь Толстунов (НТВ-профи) и Владимир Грамматиков (студия Горького) при поддержке Службы кинематографии Министерства культуры РФ.
По жанру этот фильм — классическая комедия ошибок, добрая, вселяющая надежду рождественская история с обязательным хэппи-эндом. Стареющая одинокая дурнушка становится любимой королевой, брошенная девчонка обретает семью, парализованная старуха выздоравливает, а новый русский превращается в тонко чувствующего человека, нуждающегося в тепле домашнего очага. Весь этот елей, однако, на экране смотрится живо и доверительно, обретая полутона благодаря великолепным, очень точным актерским работам. Слаженный актерский ансамбль Екатерины Васильевой, впервые исполняющей «возрастную» роль, Ирины Купченко, несчастной до жесткости и счастливой до необыкновенной мягкой женственности, молодой дебютантки в кино — Натальи Щукиной и Олега Янковского в роли главного героя звучит чисто и слаженно.
Поверьте, это было хорошее начало кинофестиваля, посвященного теме любви, и фильм этот займет достойное место в сердцах зрителей среди почитаемых ими ранее кинохитов, которые не устают смотреть.