В столице Слобожанщины при поддержке посольств США, Германии и Франции в Украине прошел Третий международный фестиваль «Харьков Za Jazz». В этом году состязание джазовых мейстерзингеров длилось десять дней и плавно перешло в уже традиционные дни культуры Франции в Украине.
На открытии форума в Театре им. Т.Шевченко играли только харьковчане. А закрытие фестиваля организаторы совместили с открытием «Французской весны» в киноконцертном зале «Украина». Мне удалось побывать на трех главных из пяти событиях фестиваля и составить о них впечатление.
Сергей Давыдов |
В этот вечер в команде Сергея был молодой, подающий надежды тенор- и сопрано-саксофонист Артем Васильченко. В их исполнении прозвучало несколько свежих, напористых, интересных композиций: «Второе дыхание», «Красный дракон», «Шарм», «Куколка», «Серпентарий». Им помогали участники ритм-секции – бас-гитарист Денис Мороз и барабанщик Александр Лебеденко. Д.Мороз звучал ординарно, был неритмичен, местами даже немного фальшивил. А.Лебеденко, очень опытный, харизматичный музыкант, играл ярко, но иногда чувствовалось, недостаток общих с харьковчанами репетиций. Но временами в игре квартета все же возникали непередаваемо-восхитительные грув и накал! Правда, несколько выбились из содержания концерта пара стандартов, спетых вокалисткой Лялей Ковалевой. Они замедляли темп и постепенное возрастание напряжения. Девушка слабо владеет джазовой манерой и пела, ни на миг не отрываясь от пюпитра с нотами и текстом. Тут уж не до импровизаций… Отмечу также, что С.Давыдов играл на отличном новом рояле Bosendorfer’e, привезенном в Харьков к прошлому Za Jazz’у.
На следующий день звучал вокал. Правда, в тот же вечер в ХАТОБе пела столь любимая в нашей стране этноджазовая исполнительница Нино Катамадзе, поэтому фестивальной публики в зале театра им. Шевченко было немного.
Полина Свиридова |
В следующий полдень в Театре им. Шевченко состоялся мастер-класс американского пианиста Дона Фридмана. Послушать маэстро пришло… всего человек тридцать, поэтому большой зал выглядел сиротливо.
Вопросы к музыканту порой звучали «мимо нот». К примеру, его спрашивали, из какой он семьи, каким вокалистам ему доводилось аккомпанировать, – обо всем этом можно было узнать и из релизов. Пианист немного поиграл, а потом все больше отшучивался. Очень удивило, что на просьбу сыграть какую-нибудь известную тему в разных джазовых манерах последовал отказ, — я заподозрила, что мэтр к такому оказался не готов. А его советы свелись к тому, что надо больше заниматься и слушать хорошие записи. Но об этом говорят студентам все преподаватели в мире.
Но уже вечером театр был полон. 73-летний Дон Фридман – маэстро, у него огромный запас традиционных приемов игры, у него качественное прикосновение, прекрасный звук. Играл он по-хорошему салонно, приятно. Но виртуозности, какой-то фантазии все же не хватило. Пианист достиг творческого пика лет 25 назад и сегодня эксплуатирует свой опыт. С американцем несколько пьес исполнил участник многих украинских джазовых фестивалей немецкий гитарист Жан-Пьер Фрёли. Он также является вторым секретарем и атташе по культуре посольства ФРГ в Украине. Согласитесь, дипломат такого уровня, свободно импровизирующий на гитаре, — явление неординарное.