Alex Fokin RadioBand решил бросить перчатку... Голливуду. Собственно говоря, на базе украинского «бэнда» уже идет активная подготовка, а в начале 2012 года стартуют съемки международного музыкального кинопроекта «Джазмен».
Формально - это сиквел когда-то нашумевшей и до сих пор часто демонстрируемой картины Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1983). Новая история, кстати, написана тем же сценаристом - Александром Бородянским. А на одну из главных ролей в будущем фильме пригласили самого Кевина Спейси («Красота по-американски», «Обычные подозреваемые»).
О джазе и кино, о попсе и настоящей эстраде - наш разговор с Александром ФОКИНЫМ: известным музыкантом, основателем и руководителем Alex Fokin RadioBand, продюсером и режиссером-постановщиком будущего фильма.
- Александр Александрович, начнем с кино. Уж больно замысел дерзкий. Всем известно, что «Мы из джаза» - картина любимая миллионами. А тут вдруг продолжение старой истории…
- Если это и продолжение, то весьма условное. Будущий фильм - отдельное целостное произведение. Хотя корни этой киноистории (и мы этого не скрываем) именно в пространстве знаменитой картины Карена Шахназарова, где когда-то с блеском играли Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный, Николай Аверюшкин (они и у нас появятся в начале ленты). Однако в «Джазмене» (а именно так будет называться новая лента) - и время другое, и герои другие. Естественно, не 20-30-е. А уже наши дни. Прошло много времени. Сменились поколения… И вот, представьте, внук того самого Кости Иванова (сыгранного И.Скляром) ищет себя на том же джазовом поприще, но уже в новых социальных и временных координатах! Новый герой - виртуоз-саксофонист. Его семья, давно обосновавшаяся в Чикаго, в Америке процветает… Но парню, как говорится, неймется! И судьба забрасывает его на родину предков. Собственно говоря, в наш город… Где и разворачиваются основные события. О которых, естественно, я пока не могу рассказать. Должен же быть в фильме сюжетный секрет?
- Да, понятно, это секрет. А жанр картины - не секрет?
- Это музыкальная мелодрама, но с элементами комедии.
И еще важное уточнение. Будущий фильм завершится мощным музыкальным финалом: звездным джазовым гала-концертом, в котором будет представлен весь ныне живущий цвет мирового джаза.
Специальным интернет-голосованием мы отобрали 10 суперхитов всех времен и народов. Еще 10 дали нам джазовые эксперты со всего мира. Итого получилось 20. Теперь эти лучшие, по мнению экспертов и слушателей, композиции составят репертуар финального гала-концерта. А его съемки увенчают весь съемочный процесс, который должен завершиться в Киеве на Певческом поле в конце августа 2012-го.
- Кто из звезд мирового джаза будет участвовать в проекте?
- Да практически все…
- А если точнее? Исходя из вашего субъективного рейтинга самых сильных джазменов современности.
- В этом рейтинге на первом месте у меня Куинси Джонс. Большой музыкант, самая знаковая творческая фигура в современном джазе. И не только. Достаточно лишь знать, что он фактически сделал Майкла Джексона таким, каким его теперь знают все. Творческие возможности Джонса не ограничены. Он - сподвижник Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, он и продюсер, и дирижер, и аранжировщик.
Дальше? Легенда блюза Бадди Гай. Знаменитые на весь мир пианист и композитор Чик Кориа, гитарист и певец Джордж Бенсон, первый трубач мира Артуро Сандовал. Легендарные гитаристы Эл Ди Меола и Ли Ритенур. Выдающиеся пианисты и композиторы Джо Сэмпл, Боб Джеймс, Фредди Равель. Певица Чака Хан. Моя любимая группа «Чикаго». Лучший саксофонист мира Эрик Мариентал и барабанщик Вальфредо Рейес-мл. из знаменитой «ударной» династии Рейесов, которых мы уже небезосновательно (из-за достаточного количества совместно сыгранных концертов) считаем нашими «штатными» музыкантами. В нашей гардеробной уже есть их собственные смокинги... В общем, собрался весь хит-парад мирового джаза…
- В таком случае, кто этот счастливец, который собирается конкурировать с подобными зубрами в роли молодого героя-джазмена?
- Это будет не конкуренция, а скорее наглядная демонстрация преемственности поколений. Своего героя мы нашли после продолжительного кастинга. Решили взять просто классного саксофониста. Пусть его имя пока будет моим секретом. Он, конечно же, непрофессиональный актер. Но замечательный музыкант. Ему 28. Работает в Москве. Отлично показал себя во время проб в сценах с уже опытной актрисой Анастасией Микульчиной (сыгравшей главную роль в сериале Виктора Мережко «Сонька - золотая ручка»). Он тогда особенно поразил нас своей органичностью и музыкальностью… И потом, у него есть характер чтобы соревноваться, чтобы доказать свое право быть рядом с большими музыкантами в одной картине.
- Интересно, как он «споется» в одном кадре с голливудским зубром Кевином Спейси... Кстати, Спейси долго торговался с вами за гонорар?
- Понимаете, если безропотно принимать все голливудские планки гонораров, то, естественно, никаких денег не хватит. Как известно, там чрезвычайно раздутые бюджеты, и нам они не под силу.
Но я знал, во сколько обошлись Спейси съемки его авторского музыкального фильма «За морем». Ибо этот фильм скорее линия его творческого хобби, а не соревнование мускулами с большими голливудскими мейджорами.
Короче, существуют проекты, которые для многих больших артистов Голливуда меньше всего связаны с деньгами. Для них это, условно говоря, работа за идею, по вдохновению. Это их личное самовыражение. Помимо прочего, Спейси в хорошем смысле болен джазом. Выйти на этого большого актера, не скрываю, мне помогли американские друзья-музыканты. И, надеюсь, Кевин обязательно приедет на премьеру «Джазмена» в Киев. Его роль в фильме не второстепенная, по своей продолжительности и сценарной значимости вполне сопоставима с главной. Да и все-таки он - отец главного героя. Отцы - дети. Конфликт поколений и все такое...
- Послушайте, если сценарист Бородянский согласился на сиквел «Мы из джаза», то почему режиссер Шахназаров как бы в стороне?
- Почему же в стороне? С ним проходили предварительные переговоры. Это ведь серьезные вопросы - продажа авторских прав (они с Бородянским являются совладельцами прав на первый фильм). Тогда Шахназаров сказал: «Делайте сами! Но если нужна какая-то помощь в съемках на «Мосфильме», все организуем!».
Впрочем, у нас основные съемочные локации - Чикаго и Киев… Причем Киев, как говорится, будет во всей своей красе.
Надеемся уже через год, в сентябре 2012-го, съемочный период закончить. Хочу, чтобы фильм получился как продукт украинский.
- Теперь непосредственно к оркестру. Скажем так, историческая дата его основания?
- Собственно говоря, оркестр наш родился на сломе эпох - 90-х и нулевых. Когда я сам, еще в конце 80-х, почувствовал приближение такого «слома» не в лучшую сторону, то попросту решил уйти из творчества. Лет десять не подходил к инструменту и нотам. А ведь за плечами был огромный опыт работы в студии с такими большими украинскими эстрадными артистами, как София Ротару, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук, Иван Попович, Дмитрий и Николай Гнатюки, Николай Кондратюк, Нина Матвиенко...
И вот спустя десятилетие приходят ко мне несколько бывших коллег-музыкантов и говорят: «Помоги, хотели бы хоть какой-то подвал снять, чтобы для себя музицировать».
И тогда мы пришли по старой памяти в Дом звукозаписи, в одну совершенно пустую студию. А там разбитый рояль, и больше ничего… Собрали состав и начали работать. И с того момента стали «обрастать» новыми замыслами, новыми инструментами, аппаратурой. Тогда я уже точно знал, каким должен быть новый оркестр и как он должен звучать. А те первые четыре музыканта стали его основой.
Со временем у коллектива выработался свой собственный стиль. Мы четко следуем в ногу со временем, даже когда играем мировую джазовую классику, ну а новую современную музыку и подавно стараемся представить, используя все возможные музыкальные средства. Не гнушаемся даже электронной и диджейской музыки. Особая идеология - концертный звук оркестра. С 2007 года мы первые начали использовать в «живом» концертном звучании surround effect.
Мы единственный штатный и постоянно действующий в мире оркестр так называемого шведского состава, то есть комбо. Притом мы - Государственный академический оркестр Госкомтелерадио Украины, единственный в своем роде джазовый коллектив на постсоветском пространстве.
- Это правда, что вы сторонник некоего оригинального принципа: больше репетиций и чуть меньше концертов?
- Да, это правда. Что такое концерт? Это, скорее, более-менее удачное повторение многократно отрепетированного... Для классного оркестра просто необходима слаженность, стабильность и, главное, достоверность исполнения. Но они достигаются лишь многочасовыми репетициями.
Поэтому разумный баланс между репетиционным процессом и концертной деятельностью очень важен. Во всем мире коллективы по-настоящему высокого уровня очень много концертов не дают, а стараются репетировать, заботливо выстраивая каждую концертную программу.
- У вас много совместных концертов с большими звездами - это Джонатан Батлер, Рой Эйерс, Эрик Мариентал, Лиз Митчелл, Ким Сендерс, Раймонд Паулс и другие.
- Честно говоря, мы рано «набрались наглости» и начали совместные концерты с большими звездами практически через год после официального рождения коллектива. 9 мая 2001-го мы вышли на одну сцену дворца «Украина» со старейшим российским джазовым оркестром Олега Лундстрема.
Ощутив вкус таких концертов и, главное, их явную пользу для творческого роста коллектива, я начал приглашать других суперзвезд. Навскидку: был Джонатан Батлер, феноменальный гитарист и вокалист стиля R&B. Потом Рой Эйерс, первый виброфонист мира, композитор, вокалист, отец стилей нео-соул и эйсид-джаз. Эрик Мариентал - живое чудо, играющий на саксофоне, как Бог. На концерте с Р.Паулсом он так замечательно играл тему из «Долгой дороги в дюнах», что зал просто рыдал. Сам видел.
В конце ноября едем в Москву на джаз-фестиваль памяти Олега Лундстрема и на другой российский джаз-фестиваль «Плес». Там соберутся значимые звездные гости.
- Как часто вам хочется сегодня искать новую джазовую музыку или все-таки ваша привязанность классика, проверенная временем?
- Конечно же, нет лучшей школы, чем классика. Причем для всех видов искусства. С другой стороны, стоит помнить постулат: принимая в репертуар что-то новое, особенно свое, надо иметь совесть.
Что я под этим понимаю? Когда ты ставишь в одну программу рядом с настоящей классикой некие сомнительные опусы (по принципу «своя рука - владыка»), должно срабатывать чувство творческой совести. Можно ли конкурировать с проверенным временем суперхитом? Поэтому на меня иногда и обижаются украинские композиторы, которых я называю «вымерший класс». То есть «украинские композиторы» - это сейчас уже несуществующее словосочетание. Наверное, некоторые могут сами себя считать таковыми лишь в определенных, узких рамках. Причем, что обидно, - на местечковом уровне и без мировых амбиций.
Я честно отслушиваю на аудионосителях многие произведения, которые нам предлагают в репертуар. Слушаю и понимаю, что до репертуара они не дойдут. И это понятно: перманентно низкий спрос на творческий продукт всегда рождает его низкий уровень. А если вдруг возникает запрос высокого уровня, сразу же ощутимо чувствуется нехватка уровня мастерства для его воплощения.
Тотальная коммерциализация искусство просто добивает. И не только искусство, но иногда и лучших его представителей. Когда-то одна знаменитая российская певица отказалась от выступления с нашим оркестром только потому, что для нее полностью «вытянуть» такой концерт - большая нагрузка. Получается, что простенькие шлягеры, в великом множестве появшившиеся тогда в репертуаре этой певицы, попросту «растренировали» ее?
- Сегодня Украина пестрит джазовыми форумами, концертами. Подобное количество - действительно реакция на вездесущую попсу, то есть жажда глотка воздуха? Или?..
- Конечно, живая музыка и живой звук всегда будут привлекать слушателя серьезного, умного. Понимая это, мы, например, с первого дня взяли для себя за правило свои диски никогда не записывать в студии, а издавать только записи с концертов. То есть у нас вообще нет записей студийного музицирования!
И потом, вот вы говорите о поистине «колорадском» тотальном наступлении попсы на нашу духовную жизнь... Так ведь нужно говорить уже и о том, что в результате этого набега серости за последние годы практически не случилось никаких реальных проявлений нашей культуры на международном уровне. Как результат: множество хороших музыкантов играют в других странах. Много отличных вокалистов выступают на чужих престижных сценах. Это уже стало проблемой интеллектуальной безопасности для всей страны. Как получилось, что мы остались голыми-босыми?
Но мы гордимся возможностью ставить слово «украинский» рядом с нашим названием. Это действительно всеукраинский коллектив. В нем играют представители всех регионов - с севера до юга и с востока до запада нашей Украины.
Как бы странно это ни звучало, но отступать перед засилием бездарности уже некуда. Нужно начинать продвигать действительно богатую традициями и талантами культуру своей Родины из затхлого местечкового мирка в Мир большой и реальный. От уровня культуры в стране напрямую зависит количество колбасы в магазинах. И еще. Мы - у себя дома. И кто, кроме нас, виноват в том, что у нас такой дом?