Недавно в театре «Актер» состоялась премьера. Художественный руководитель театра и его прима-актер Валентин Шестопалов представил на суд публике небольшого уютного зала кинотеатра им. Чапаева пьесу У.Гибсона «Двое на качелях». Правда, название своему спектаклю он дал другое — «Гитель и Джерри».
«Двое на качелях», если помните, — режиссерский дебют Галины Волчек в театре. И, наверное, самая большая и самая бесспорная ее удача. Правда, тут же можно себя оспорить. Затем появились ее знаменитые «Обыкновенная история», «На дне»… Но все же если брать за исходное совпадение режиссерского замысла и актерского его осуществления, то с этой точки зрения, повторюсь, «Двое на качелях» можно считать лучшим спектаклем Г.Волчек.
Шутка ли сказать, спектакль шел в «Современнике» почти двадцать пять лет, начиная с сезона 1962/63 года, который стал одним из наиболее удачных. Хлынула зарубежная драматургия. В Москве в нескольких театрах одновременно шли «Суббота, воскресенье, понедельник», «Трехгрошовая опера», «Сотворившая чудо». И этот список можно еще долго продолжать. Но, думается, ни одна пьеса современного зарубежного или нашего драматурга ХХ века, из идущих сегодня в Москве, не сможет побить своеобразный рекорд долголетия, установленный «Современником». Роль Гитель в спектакле стала знаковой в неровной карьере Т.Лавровой. И даже для Михаила Казакова, куда более благополучного, «Двое на качелях» стал важным этапом актерской биографии.
Герои пьесы — обычные люди, которые, может, живут где-то рядом с нами. Может, даже вы временами, словно в зеркале, узнаете в них себя. История эта грустная и смешная, о двух взрослых людях, к которым неожиданно, как это часто бывает, пришла любовь. Хотя неожиданность эта весьма условна. Они задыхаются в тисках мегаполиса и постоянно, порой неосознанно, ищут свою половину. Но вот нашли, и что? Тупик. Казалось бы, появился шанс освободиться, вынырнуть из мутной воды. Парадокс в том, что освободиться они уже не хотят, а вернее, не могут. И происходит неизбежное. Любовь не получается, и они снова ныряют в свою мутную воду рутины и одиночества. Прошлое оказывается сильнее будущего, а собственное эго — любви.
Я уже упоминал, что при всем драматизма отношений пьеса безумно смешная. Суетливая и чуть наивная Гитель на фоне «надежного», серьезного Джерри просто не может не вызвать улыбку. Человеческие отношения, даже самые трагичные, если не переживать их самому, а наблюдать со стороны, словно под микроскопом, часто смешны и нелепы, трогательны и банальны.
Характеры своих героев великолепно раскрыли Валентин Шестопалов, который сейчас работает в театре им.Леси Украинки, и Лариса Руснак, актриса театра им. И.Франко. Чувствовалось, что сами актеры переживают за своих героев и относятся к ним с сочувствием и иронией. Несколько раз Валентин Шестопалов, когда происходили наиболее смешные сцены, улыбался не только своей Гитель, но и всему залу, словно ведя со зрителями немой диалог.
Спектакли на две роли стали визитной карточкой театра «Актер», которому уже, кстати, тринадцать лет. Такими были «Скамейка», «Цезарь и Клеопатра» и другие замечательные работы. Пьеса У.Гибсона, почему-то подзабытая в последнее время, не потеряла своей актуальности. Это невозможно просто по определению. Ведь абсурдно говорить, что любовь нынче не в моде.