ДРАМА И ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Поделиться
Театральный аншлаг... Явление редкое, почти недостижимое для большинства больших и малых театров Киева.....

Театральный аншлаг... Явление редкое, почти недостижимое для большинства больших и малых театров Киева...

- Ничего удивительного, - вздохнет Театрал, - в наше-то время!

К счастью, есть и исключения (как известно, лишь подтверждающие правило). И тогда пресловутое «наше время» разжимает тиски своих лап, и горожане, встряхнувшись и обретя краткий миг свободы, устремляются в театральные залы (кстати, не в кино, что тоже требует осмысления).

Русская драма - киевляне чаще всего называют этот театр именно так, опуская официальные определения, - кажется, уже не удивляется аншлагам. Чего не скажешь о нас, испытывающих невольное желание проанализировать этот феномен.

- Ничего удивительного, - привычно вздохнет все тот же Театрал, - ведь премьера за премьерой.

Конечно, старый рецепт «побольше спектаклей хороших и разных» не устарел, но премьера премьере рознь - не все ведь они пребывают в одинаковом качестве.

- Ничего удивительного, - иронично вздыхает Театрал. - Какое там качество - потакание вкусам публики! Вот она и ...

(Она - это мы с вами...)

А что, у публики такие уж низменные вкусы? К чему она влечется, эта публика?

Вглядимся в театральную афишу русской драмы.

Островский, Шеридан, Андреев, Ануй, Джеймс... Имена известные, «солидные», на «клубничку» непохоже. А вот и более современные: серьезный Дорст, изящный Фермо... Тоже не «ягодные» авторы. Разве что Николай Коляда? Этот может... Если, конечно, поставить его как «чернуху».

С Коляды и начнем.

«Дайте мужа Нине и Зине»... Название многообещающее. Заметьте, не «мужей», а «мужа». Одного на двоих, значит. Вот где нeбось разгуляться (моралистам, в том числе)! Тем более, что и на самом деле (по сюжету) Миша как бы и является воплощением надежд и Нины, и Зины.

Надежд... на что? На женское счастье, естественно. Но понимается это счастье коммерсанткой Зиной и ее домработницей (она же подруга) Ниной вполне не банально. Не мужика они ждут, а человека... По крайней мере, так прочитали пьесу Н. Коляды создатели спектакля: режиссер-дипломник В.Олийчук (руководитель постановки - н.а. Украины М.Резникович, художественный руководитель театра) и актеры - дебютанты из Профессиональной студии молодых артистов при Национальном театре русской драмы им. Л. Украинки.

Талантливость и профессионализм исполнителей здесь так же неоспоримы, как их молодость. Театральная игра, задуманная постановщиками, захватывает актеров целиком. Ни на мгновение не перестает быть Ниной - трогательной в своей вульгарности, простой и сложной одновременно - Ольга Когут. Ее дуэт с блестящей Антониной Макарчук («богачкой» Зиной) азартен и продуман до мелочей. Четкость мизансцен «работает» на замысел, на подтекст спектакля, в котором случайный гость - Миша, проверяющий электросчетчики, - постепенно выскальзывает из нищенской жалкой оболочки, как бабочка из кокона, и являет миру в лице двух истосковавшихся по Красоте женщин (и нас, зрителей) прекрасную свою, больную душу. Разделить бы ее, эту душу, на всех! Хотя бы на Нину с Зиной! И вот уже две ипостаси Миши (Е.Лунченко и В.Семирозуменко) вершат вокруг Зининого черношелкового ложа свой танец - утешение. Именно в нем - утешении - и нуждаются более всего героини этой «комедии», от которой щемит сердце.

Вечная мольба: «Утоли мои печали...»

А может быть, в этом и главный секрет? В насущной потребности всех нас в «утолении печалей»? В глубинной необходимости вспомнить библейские заповеди, ибо живем мы в забвении простых истин? Именно этим воздухом дает нам подышать театр. «Не сотвори себе кумира»... Но во что превращается жизнь без этого? - вопрошает М.Резникович и ставит «Тойбеле и ее демон».

Осуществление грез... Любовь, ослепительная и вневременная... Полутанец двух тел, слияние двух душ...

Страна любви Тойбеле создана «триумвиратом» сотворцов: режиссером М.Резниковичем, сценографом М.Левитской, балетмейстером А.Рубиной. Крохотные домики Фрамполя (по колена актерам) контрастируют с величественной колонной в центре сцены. Колонна эта, кажется, уходит в небеса, словно воплощая стремления героини; у ее подножия замирает Тойбеле - прекрасная статуя древних времен?.. или грешница у позорного столба?..

В сцене смерти героини медленно опускается задник с библейским пейзажем: рушатся сияющие миры, сменяясь тьмой: Тойбеле летит в вечность в объятиях своего Гурмизаха. «Вечность - это всюду, где есть милосердие...»

«Я всегда писал для всего человечества, к которому, безусловно, относитесь и вы...» - эти слова И.Зингера, автора рассказа «Тойбеле и ее демон», превращенного им в соавторстве с Ив Фридман в пьесу, точно отражают адрес произведения. Это история великой любви и великого самоослепления, спектакль о власти иллюзий над человеческой душой,

Иллюзия... Но обязательно всеобъемлющая, иногда достаточно банальная, она творится из «подручного материала», и тогда кумиром становится заурядность (пусть даже с графским титулом), и вступает в силу уже иная поруганная заповедь: «Не прелюбодействуй». Героиня спектакля М.Резниковича по пьесе Т.Дорста «Фернандо Крапп написал мне это письмо» (в основе лежит новелла М. де Унамуно) Юлия приобретает свой «опыт об истине» ценою жизни, увлекая за собой в небытие и мужа. Для Фернандо Краппа существование без Юлии немыслимо. Оказывается, великая любовь, о которой мечтает каждая женщина, была рядом, но Юлия не распознала ее в грубоватом обличьи Краппа, в его простой и сложной душе. Прозрение пришло слишком поздно, когда позади были и эгоизм отца (з.а. А.Подубинский), и предательство Графа (з.а.Б.Вознюк), и жестокость мужа, и психиатрическая лечебница... Сил для жизни уже не оставалось.

Современная стилистика, жесткий, в стиле немецкого экспрессионизма рисунок спектакля гармонично сочетаются с партитурой пьесы, с музыкой ее текстовой первоосновы. Две пары актеров (Г.Дрозд - А.Сердюк, В.Сарайкин - М.Могилевская) представляют нам различных Краппа и Юлию, по-разному ощущая (и воплощая) причудливые узоры их отношений.

Сюжет спектакля «Любовь студента» по пьесе Л.Андреева «Дни нашей жизни» (реж. И.Барковская) замешан именно на этих двух факторах. Юная Ольга скрыла от влюбленного в нее студента Глуховцева, что она ведет аморальный образ жизни, ее мать торгует ею (вот и «чти отца своего и мать свою»!). Не в состоянии повлиять на ход событий, юноша кончает жизнь самоубийством. История старая как мир! Стиль и дух пьесы успешно чинят сопротивление попытке внешнего «осовременивания» событий ( ведь не в антураже здесь дело}, и молодые актеры Р.Семисал - О.Яблочная (В.Терещук - О.Кульчицкая) увлеченно творят мир «драмы, которой Бог коротает вечность». Прекрасные актерские работы Н.Нижерадзе (мать Ольги), В.Сарайкина (офицер Миронов), Г. Дрозда (полковник Ранкен), О.Треповского (студент Онуфрий) не просто создают фон, на котором протекает обречённая «любовь студента», но творят скульптурной выразительности портреты, уникальные в своей личностной неповторимости.

- Ничего удивительного! - ворчливо произносит Театрал. - Это все драмы, или даже трагедии. Заповеди нарушаются, возмездие приходит, зрители замирают. А вот попробуйте пьесу, где заповеди соблюдаются! Зрители, небось, сразу уснут.

Не засыпают... И даже непрерывно смеются. «Вы смеетесь весь вечер, а этого, как известно, добиться в театре труднее всего. Ах, эти двери! Сколько их всего? Шесть, семь, восемь? Они непрестанно хлопают, ведь в этой семье все сумасшедшие, «спятившие», «тронутые», если пользоваться словарем персонажей пьесы.» Эта цитата из «Франс Суар», как вы догадались, относится к пьесе М.Фермо «Двери хлопают». На сцене русской драмы умная и тонкая комедия воплощена Л.Остропольским. Спектакль идет в хорошем, упругом темпе, и жизнь симпатичного французского семейства звучит как оркестр; в этой полифонии нет ни единой фальшивой ноты, и каждая партия полна неповторимой чистоты, свежести и первозданной радости бытия.

Доминик (Т.Бойко, M.Moгилевская), Даниэль (А.Ена) и Франсуа (Г.Иванов) - младшее поколение - находятся в непрерывном, «броуновском» движении. Одна выбрала карьеру актрисы, и от нее житья не стало в семье; другая ездит по дому на велосипеде и опекает всяческую живность; третий по утрам тайком выпроваживает из своей спальни девушку. Любящая Мать, сохранившая остатки девичьего романтизма (Л.Кадочникова, Л.Яремчук) пытается воспитывать непослушных взрослых детей, но в сущности восхищается ими.

И ворчливый Отец (Д.Бабаев, Б.Вознюк) - в доме ни минуты покоя, даже за обедом никого не соберешь! - на самом деле вполне счастлив.

И всепонимающая Бабушка (А.Николаева, М.Швидлер) - вечное «буферное государство», скала, о которую разбиваются бурные волны домашних неурядиц, - на поверку, вовсе не старушка, а живая и очаровательная, несмотря на годы, женщина, которая (о ужас! вот это да) завела поклонника, славного пожилого джентльмена (О.Комаров}.

В этой суете, в кипении жизни никто не совершает зла. В сущности, эти люди живут по законам высшей нравственности: они любят друг друга. И даже когда младшая дочь заявляет о своей беременности, и страсти накаляются до предела, и неуклюжий Жорж (А.Бондаренко) мужественно проявляет готовность жениться на «потерпевшей», выясняется, что, во-первых, Жорж - никакой не виновник скандала, а просто влюбленный, и, во-вторых, «грехопадения» никакого не было; все это сочинила новоявленная (потенциальная) Ева от избытка девичьих эмоций и юной фантазии.

И все совершенно счастливы, Франсуа обнимает свою невесту Пинки (Н.Доля, Ю.Максименко), Даниэль оседлывает велосипед, Доминик в очередной раз меняет туалет и имидж (что дает повод режиссеру использовать соответствующие музыкально-танцевальные вставки), служанка Арлен (Н.Ковязина, Т.Остапенко) совершает - от полноты душевной - очередную нелепость. Бабушка лукаво улыбается, а родители обмениваются взглядами, полными нежных воспоминаний. Жизнь, во всем очаровании своей чистоты, продолжается, не преступая заповедей.

- Ничего удивительного, - начинает, вздыхая, Театрал, но на этот раз мы не станем дослушивать до конца реплику. Пусть его скепсис остается с ним...

А с нами - счастливая возможность вдохнуть чистый воздух простых и вечных истин.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме