В конце апреля нам посчастливилось побывать на пятом, юбилейном международном фестивале визуальных искусств «Mediawave», традиционно проходящем в венгерском городе
Дьор.
Наверное, одним из главных признаков «нормальности» страны можно считать стабильность и неизменчивость. В этом убеждаешься при повторном (с перерывом в семь лет) посещении Дьора, центра медье Дьор-Шопрон, лежащего в самом сердце малой Венгерской низменности — Кишалфельда, примерно в 120 км от Вены и на таком же расстоянии от Будапешта. Мало что изменилось в облике этого небольшого (по нашим меркам) города с населением в 130 тысяч человек. Разве что исчезла советская воинская часть, вся территория и постройки которой, пришедшие в полное запустение, являются единственным родимым пятном почти 50-летней социалистической эпохи (добрый знак!) да появился вездесущий «МакДональдс» (дурной знак!), вызвавший, по всей видимости, довольно большую волну народного возмущения. Наиболее радикально ее выразили анархиствующие элементы из группировки А.С.Т. (если можно вообще говорить об организованности по отношению к анархистам) в своем повсюду расклеенном плакатике со словами, которые, несмотря на всю невероятную сложность венгерского языка, понятны всем и каждому — «Pisi cola kaki burger». И с ними можно согласиться. Особенно после посещения множества больших и маленьких ресторанчиков, раскиданных на узких старинных улочках Дьора (города с почти тысячелетней историей) или же на набережных четырех речек, протекающих через этот чрезвычайно уютный городок — Рабы, Рабицы, Дуная-Мошони, Марцала. Ведь даже банальный казалось-бы гуляш доставит вам огромное удовольствие, не говоря уже о, скажем, индейке по-гавайски или блюде под названием «Favorite of Al Capone». Да, пожалуй, еще одно крупное изменение произошло в Дьоре — вместо магазина советской книги открыт уютный ресторанчик «Патио», предлагающий вам невероятный набор всевозможных лакомств (тортов, пирожных, марципанов, пудингов, фруктовых салатов и т.д., и т.п.), после дегустации которых посещают сомнения — не из Венгрии ли во времена австрийского господства были позаимствованы рецепты знаменитых венских сладостей.
У болельщиков киевского «Динамо» при чтении предыдущего абзаца могли возникнуть определенные смутные (или же вполне ясные) воспоминания. И они будут правы! Ведь по имени одной из речек был назван крупнейший в Венгрии вагоно- и машиностроительный завод, породивший, в свою очередь, одноименную футбольную команду «Раба Это», которая неоднократно терпела ощутимые поражения от нашей команды в матчах европейских кубков.
Любителю же архитектуры Дьор может предоставить достаточно широкое поле для удовлетворения его страсти. Здесь можно увидеть и романский стиль (главный собор, начало XII века), и готику (капелла Гедервари, XV век), и останки крепостных стен (1564 — 1575, архитектор П.Ферабоско), и, наконец, образчики современной архитектуры (отель «Хилтон-Дьор», начало 80-х годов XX века). Вот таков Дьор, который был (и остается) важнейшей составной частью фестиваля
«Mediawave».
Как уже упоминалось выше, в этом году форум отпраздновал свой скромный пятилетний юбилей. Сие событие позволило нам почувствовать, что украинские фильмы самым активным образом формировали симпатичное лицо фестиваля на всем протяжении его существования. Дело в том, что организаторы в этот раз пригласили к себе в гости победителей прошлых лет, демонстрировали в специальной программе их картины. Таким образом, в Дьор приехали: прошлогодний триумфатор Сергей Лысенко, получивший «Гран-при» за короткометражную ленту «Граница на замке», документалист Юрий Терещенко, к которому успех приходил с фильмами «Семь слезинок» и «Врубай Битлов!», а также Александр Столяров с игровым дебютом «Союз одноногих», заслужившим в 1994 году приз Фонда «Mediawave». Наконец, на фестивале прошла ретроспектива (!) фильмов Сергея Буковского, до сих пор считающегося у нас молодым режиссером, но который, в то же время, безусловно является одним из лучших украинских кинодокументалистов. В 1992 году он получил в Дьоре главный приз за экспериментальный «Знак тире», в центре которого судьба звезды немого кино Веры Холодной, а в 1994-м — приз критики за изумительно красивый и поэтический «Пейзаж, портрет, натюрморт», снятый в придунайском селе Вилково, которое называют «украинской Венецией».
Да и следует отметить, что в оргкомитете «Mediawave», возглавляемом симпатичным и неизменно спокойным Ено Хартьянди, среди семи человек (и двух иностранцев) не случайно оказалась Виктория Бондарь, киевский сценарист, редактор и продюсер, не первый год плодотворно работающая в документальном кинематографе.
Если же говорить о конкурсной фестивальной программе, то она изначально заключала в себе, как нам кажется, главное противоречие «Mediawave» — своеобразные «ножницы» между его теорией и практикой. Дело в том, что, несмотря на существование категориальных призов, в общем конкурсе традиционно соревнуются художественные (игровые, анимационные, документальные) картины и те, которые несут в чистом виде информационное послание (и снимаются преимущественно на видеопленку). Вот эти самые вторые, как бы являющие фестивальную квинтэссенцию и преобладающие числом, никогда не побеждают. Зато первые делят обилие призов между собой. «Гран-при» же получают ленты, вообще выделяющиеся экспериментаторством, а значит, реально рассчитанные на избранную публику. Они объективно не способны выполнять роль «информационной волны» для достаточно значительной аудитории.
То же противоречие заложено в подборе «судейской бригады». Хотя на этом фестивале и не практикуется «должность» председателя жюри, но его так называемым дуайеном в прошлом году, например, был Юрий Ильенко, а в этом — Элем Климов. Понятно, что таким ярким художникам интересны, в первую очередь, произведения со сложным образным и формальным строем, а не просто несущие некую информацию, условно говоря, из пункта А в пункт В. Как бы там ни выстраивали фестивальную концепцию организаторы...
Потому вполне закономерно, что «Гран-при» «Mediawave»-95 получила самая оригинальная по форме (именно!) картина — полнометражный вариант фильма «Секретные приключения Мальчика с пальчика» («The secret adventures of Tom Thumb»). Режиссер Дейв Борсвик (Великобритания) использовал в создании своего по духу «чисто английского детища» различные техники и даже технологии — от кукольной анимации до компьютерных экспериментов с привлечением живых актеров.
В этом году в конкурсной программе Украину представлял тридцатиминутный видеофильм начинающего режиссера Ивана Кравчишина «Покинута кав’ярня» (производство — Международный медиацентр «Интерньюс», г.Киев). Довольно симпатичная лента, рассказывающая о традициях и современном самоощущении львовского андеграунда — поэтов, художников, музыкантов, — к сожалению, не была отмечена жюри...
Напомним, что «Mediawave» — это не просто кино-видеофестиваль, и потому его программа изобиловала разнообразными выставками и перформенсами. Кроме них форум непрерывно сопровождался музыкой (16 концертов за 5 дней) — народной, камерной, джазовой и т.д. Но самое сильное впечатление, безусловно, оставил
«Баланеску-квартет».
Трудно было предположить, что коллектив такого ранга может очутиться в Дьоре, но факт остается фактом (спасибо организаторам и «British Cancil», который спонсировал такое незаурядное событие). Вряд ли стоит говорить, что в негласной иерархии авангардных коллективов подобного рода с «Баланеску-квартетом» может сравняться разве что «Кронос-квартет» из Нью-Йорка. Даже на человека, имеющего представление о стиле и манере игры «Баланеску-квартета» по компакт-дискам тех исполнителей, с которыми он играл (а надо отметить, что Александр Баланеску редко пишет свою музыку), или же по кино (например, во многих фильмах Питера Гриневея блистательные композиции Майкла Наймана не менее блистательно исполняет именно «Баланеску-квартет»), игра коллектива производит неизгладимое впечатление. Экспрессивность, неожиданность аранжировок, сам выбор трактуемых произведений, виртуозная, нестандартная манера обращения с инструментами — вот отличительные признаки квартета. Экстравагантный маэстро представил два своих концерта: первый (вышедший в 1992 г.) под названием «Posgesion» включал в себя композиции легендарной немецкой группы «Крафтверк» («I am robot», «Modell» и др.) и Девида Бирна, второй же, под названием «Луменица» (1994), строится на исполнительских традициях и мотивах трансильванских бродячих музыкантов и является, пожалуй, первой полностью самостоятельной работой этого выдающегося мастера. Благодаря компакт-дискам, распространявшимся после концерта, можно с уверенностью сказать (вслед за Хемингуэем), что это «праздник, который всегда с тобой»!
Спасибо, Баланеску!
Спасибо «Mediawave»!