Дорога "Додому"

8 ноября, 15:55 Распечатать Выпуск №42, 9 ноября-15 ноября

7 ноября на экраны вышел полнометражный дебют Наримана Алиева "Додому" — победитель Одесского МКФ, претендент на "Оскар" от Украины.

В главных ролях — Ахтем Сеитаблаев, Ремзи Билялов, Дарья Барихашвили, Акмаль Гурезов, Лариса Яценко, Виктор Жданов.

На торжественной премьере в Киеве режиссер подчеркнул: "Я рад, что мы можем нашим фильмом поднять вопросы Крыма и крымских татар не только в Украине, но и за рубежом". Тут же, во время презентации, режиссеру вручили его статуэтку "Золотой Дюк" (в Одессе он не смог ее получить, потому что Гран-при был разделен с грузинским фильмом "А потом мы танцевали" Левана Акина).

"Работалось очень хорошо! Идея (фильма. — А.К.) — моего коллеги и друга Новруза Хикмета. От него я узнал историю семьи, потерявшей родственника, — рассказал ZN.UA Нариман Алиев о работе над фильмом. — И она едет в далекие края, чтобы забрать родственника и похоронить на родной земле. Из этого уже получился концепт фильма "Додому"… Это возможность для меня рассказать историю крымскотатарской семьи на материковой части Украины, ведь в Крыму у меня нет возможности снимать…". 

Фильм — о крымском татарине Мустафе, который едет хоронить тело своего погибшего старшего сына. Его образ воплотил известный актер и кинорежиссер Ахтем Сеитаблаев. Своего персонажа он видит так: "Он — отец, он — мужчина, он — человек, для которого небезразлично, что будет происходить с его детьми, какая история будет на его Родине". Самому исполнителю как крымскому татарину тема фильма очень близка: "Она болезненная, она и вдохновляющая. Внутри себя эта история очень гуманистическая, несмотря на то, что довольно жесткая. Но она очень чувствительная, она очень нежная, и она очень содержательная". 

"Он — профессионал своего дела. Когда ты работаешь с профессионалами — это одно удовольствие!" — прокомментировал его работу над ролью режиссер Нариман Алиев. С не меньшим уважением говорит о работе с молодым постановщиком и Сеитаблаев. На вопрос, как ему работалось с Нариманом Алиевым, отвечает: "Легко, потому что Нариман очень хорошо знает, чего он хочет. Это всегда интересно, это всегда непросто, это всегда довольно сложные задачи. А для актера — это вызов. Я люблю вызовы!".

Эпизодическую, но яркую роль сыграл в фильме Виктор Жданов. Его персонаж — один из этнических украинцев. Вопрос сосуществования украинцев разных национальностей актер затронул в своем комментарии о фильме: "То, что это история очень серьезная и нужна нашему зрителю, — вопросов не возникает!.. У меня был один эпизод, но он очень интересный. Украинцы и татары — не знаю, есть эти конфликты или нет. Мне кажется, их нет...".

И основное сказала сама кинолента, которой после просмотра зал аплодировал стоя. Очевидно, не будет преувеличением сказать, что для большинства украинских зрителей она приоткрыла практически незнакомый мир крымскотатарского народа.

* * *

"Додому" (Evge) — слово, имеющее для крымских татар особое содержание. Старшее поколение еще помнит жизнь в депортации (если не ее саму) и возвращение в Крым. Но прошло не так уж и много времени, и оккупация полуострова вновь поставила под угрозу судьбы многих из них. И вновь многие татары потеряли дом, оказавшись в изгнании — правда, добровольном — на материковой Украине. И здесь вдруг малознакомый обычному украинцу "татарский" Крым заговорил — с экрана. Начало этому положил Ахтем Сеитаблаев, отсняв "Хайтарму" и "Чужую молитву". А теперь, после фильма "Додому", видимо, уже можно говорить о появлении крымскотатарского течения в отечественном кинематографе.

Крым — это Украина. Но вместе с тем Крым — это Крым. Непростая задача оставаться собой, будучи "меньшинством", стоит перед героями фильма — отцом и его сыном Алимом. Причем для первого эта задача сугубо внешняя, — он татарин-традиционалист, для которого борьба за сохранение собственного культурного мира является делом мелких повседневных практик, наподобие взятки за возможность по-своему вывезти тело сына. Намного все сложнее у Алима: он учится в столице и уже привык к украинской среде, свободно разговаривает на украинском и не знает мусульманских молитв. Для него "возвращение домой" — не столько перемещение пространственное, как внутреннее движение к своей этнической идентичности. Не забытой, нет, но, так сказать, до конца не осмысленной. Это представитель молодой генерации крымских татар, живущих на грани двух культурных миров. Следующий возможный шаг — ассимиляция, которая не может не смущать Мустафу; он и становится проводником Алима в мир родной традиции. 

Роль Мустафы — лучшая в актерском заделе Сеитаблаева. Он разыгрывает целую эмоциональную гамму: от сочувствия к отцу, потерявшему сына, — до неприязненности к жесткому "патриарху", от враждебности — к постепенному пониманию и, наконец, уважению и симпатии. Словом, "Додому" — это также (а для кого-то, возможно, прежде всего) мощная психологическая драма.

И, наконец, это кинематографично сильная картина. Актерскую игру Сеитаблаева обрамляют другие достойные актерские работы, прежде всего Ремзи Билялова, воплотившего образ Алима. Ритм фильма спокойный, выверенный, но вместе с тем лента преисполнена внутреннего драматизма, который держит в напряжении не хуже самого динамичного экшена. При этом режиссер знает цену не только показанному, но и скрытому за рамками кадра: именно так решены острейшие сцены фильма.

Evge стало возвращением домой не только героев: надо думать, что мысленно вернулись туда и создатели ленты, и зрители — крымские татары. А для всех других фильм стал возможностью не только насладиться настоящим киноискусством, но и заглянуть в мир современного и вместе с тем традиционного Крыма.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42, 9 ноября-15 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно