Клоунесса Тамила (японско-украинский клоунский проект
«After cloudy company» в рамках фестиваля) |
Авиньонский театральный фестиваль давно уже стал визитной карточкой бывшей папской столицы. «Київ травневий» рассчитывает на подобную участь если не в ближайшем, то в близком будущем. Что ж, попробуем догнать и перегнать Авиньон, а заодно и Эдинбург с Москвой и Петербургом... А пока, в погоне за авиньонскими лаврами, Третий международный фестиваль городов-побратимов «Київ травневий» предлагает обширную и яркую программу с прологом, основной частью и эпилогом. Пролог фестиваля «стартовал» 12 мая. В галерее «Лавра» начали строить мандалу тибетские монахи из монастыря «Гьюдмед». Приобщаться к духовным сокровищам Тибета можно целых четыре дня, пока монахов не сменят другие участники пролога — КіНетік-Театр (Киев) и Satiriko Teatro (Кипр, Никозия).
19 мая состоится торжественное открытие фестиваля, во время которого участники этого почти авиньонского действа пройдут парадом по Крещатику, где к ним обратится с приветственным словом мэр Киева Александр Омельченко. По всем прогнозам, эта демонстрация окажется веселее официозного Первомая.
Театр на Таганке — один из гвоздей основной фестивальной программы — увы, не покажет на этот раз обещанную премьеру — булгаковский «Театральный роман». Вместо нее киевляне увидят спектакль старый и испытанный — «Мастера и Маргариту». Объясняется это тем, что «Театральный роман» ни разу не покидал пределы Театра на Таганке — по причинам весьма прозаичным. Декорации задуманы Любимовым таким образом, что сцена плавно переходит в зрительный зал, и, стало быть, нужно демонтировать три первых ряда кресел. На такую жертву смог пойти лишь Театр на Таганке. Тем не менее «Театральный роман» киевляне, вероятно, увидят, но не в рамках фестиваля: для демонтировки партерных кресел нужен дополнительный день, который напряженным фестивальным графиком не предусмотрен.
Вместе с «Театральным романом» зрители не увидят еще одной премьеры — «Грез любви» Российского имперского балета. Но есть и сверхценное приобретение — в Киев все-таки приедет Марсель Марсо и привезет самую популярную и известную свою программу «Bip et les Pantomimes de Style». Но достаточно и того, что мэтр все-таки появится на киевской сцене. Организационные и финансовые проблемы приезда Марсо были решены частично за счет бюджета города, частично с помощью фирмы «Максана», которой удалось отыскать спонсора этих гастролей. Но, главное, у фестиваля появился генеральный спонсор — фирма «Zepter», а количество негенеральных спонсоров все время растет.
В 24-страничном договоре Марселя Марсо с организаторами его гастролей описаны все подробности выступления — от того, как должны выглядеть гримерная комната и служебные помещения, до сценического освещения и звукового оформления. Если «Києву травневому» удастся достойно принять мэтра, то до Авиньона не так уж далеко. Пока же у фестиваля нет отработанного механизма приема высоких театральных гостей — работа в этом направлении только начинается. Будем надеяться, что вслед за Марселем Марсо следующий «Київ травневий» осчастливят и другие звезды, причем не меньшего калибра. Дело ведь не в количестве фестивалей на душу населения, а в их качестве. Нынешний директор «Києва травневого», народный артист Украины А.Кужельный мечтает о фестивальном венке Киева, о соцветии пышных театральных действ.
Пока фестиваль обещает немало приятных сюрпризов, в числе которых концерт «Золотые голоса итальянской оперы», японско-украинский проект «After cloudy company», приезд Театра на Фонтанке, наконец, спектакли, представленные пышным соцветием культурных центров и посольств. Словом, «Київ травневий», поддержанный городской администрацией и Министерством культуры Украины, может с полным правом рассчитывать на звание одного из самых космополитичных фестивалей столицы.
Эпилог «Києва травневого» ознаменуется открытием Зеленого театра на Петровской аллее. Последний спектакль фестиваля состоится 30 мая, и увидеть его смогут неограниченное количество зрителей. В программе он обозначен как «Споглядання київського неба», и здесь, вероятно, не обошлось без Мастера, 110-летие со дня рождения которого мы отмечаем на этой неделе.