ДОМАШНИЙ АДРЕС ПЕТРА I И МЮНХГАУЗЕНА — ЛЕНКОМ

Поделиться
Знаменитому Ленкому, в скрижали которого от ТРАМа по сей день вписаны славные имена Серафимы Бир...

Знаменитому Ленкому, в скрижали которого от ТРАМа по сей день вписаны славные имена Серафимы Бирман и Софьи Гиацинтовой, Анатолия Эфроса и Евгения Леонова, Марка Захарова и Инны Чуриковой, — сей великолепный список можно продолжать бесконечно, — исполняется в этом году 75 лет. По-прежнему на улице Чехова, где расположен театр, ежевечерне спрашивают лишний билетик, и попасть туда на спектакль почитают за счастье ценители театра и люди, отдающие дань престижу. Гастроли Ленкома в Киеве — мощный выброс адреналина и для рядового зрителя, и для истеблишмента, хоть местный зритель и не обделен вниманием лучших театральных коллективов: на афишах Мариинку сменяет Большой, а театр Вахтангова — Театр на Таганке.

На пресс-конференции, предваряющей гастроли, уже 30 лет бессменный художественный руководитель и главный режиссер театра, умеющий элегантно общаться с публикой, Марк Захаров отметил значимость киевских гастролей для коллектива театра. Ленком с Украиной связывает давняя и прочная дружба — долгие годы спонсором театра был Виктор Пинчук. Замечу от себя, что выбор объекта спонсирования делает честь его вкусу, могу лишь посетовать, что в Украине не нашлось достойного его внимания театрального коллектива. По словам Марка Захарова, многолетняя взаимная приязнь не ослабела в связи с новым статусом господина Пинчука, ставшего нардепом, и хотя сам он в этом статусе не может оказывать театру прежнюю материальную поддержку, все же «время от времени направляет туда другие организации, которые способны сделать это». За что, подчеркнул Марк Анатольевич, «огромная ему благодарность». Нынешние гастроли организованы телеканалом ICTV и газетой «Факты».

В гастрольной афише два спектакля — недавняя премьера «Шут Балакирев» (сценическая версия последней пьесы Григория Горина) и ставшая хрестоматийной, вошедшая в историю театра как долгожитель, недавно справившая свое сценическое двадцатилетие рок-опера «Юнона» и «Авось» (ее авторы Андрей Вознесенский и Алексей Рыбников).

«Юнона», которую недавно театр «отыграл» в восьмисотый раз, сменила состав исполнителей, лишь Николай Караченцов по-прежнему ведет главную партию. И взрослые дети тех, кто двадцать лет назад дружно подпевали артистам в финале, завороженные неприемлемыми тогда официозом молитвенными гармониями Рыбникова, затаив дыхание сопереживают трагической любви, шевеля губами, повторяют знакомые с детства слова. Это спектакль, напоминающий о звездном часе Ленкома.

С «Шутом Балакиревым» дело обстоит гораздо сложнее. С одной стороны, это последнее детище неповторимого мудреца Горина, который был не просто драматургом Ленкома, не просто другом большинства населения театра, он был его плотью и кровью. Не поставить его последнее произведение Захаров не мог, как и не могли не сыграть его артисты, на которых писались роли. Пьеса сырая, нет в ней горинской отточенности слова, изысканности его вкуса. Неподражаемый Олег Янковский (Петр I), взрывной Николай Караченцов (Меньшиков), обаятельная Александра Захарова (Екатерина), скупой на внешнее проявление эмоций Александр Збруев (Ягужинский) и все-все любимые, великолепные артисты работают спектакль с полной самоотдачей, не находя, однако, в своей душе новых полутонов для своих героев, используя лишь легко узнаваемый зрителями накопленный актерский арсенал.

Особняком стоит дебютант Сергей Фролов (Балакирев) — его доверчивая органика подкупает с первого появления героя на сцене, завершаясь великолепной кодой профессиональной игры на кларнете, — ради этого стоит досмотреть спектакль до конца. Еще одна безусловная удача — сценографическое решение Олега Шейнциса — зрительный образ спектакля настолько мощный и яркий, что все и всех остальных уводит в свою тень.

Рискуя попасть в ранг папарацци (так Марк Анатольевич называет тех, кто критикует театр), позволю себе высказать мнение, что и режиссерское решение не поражает своей актуальностью, яркостью ассоциаций, присущих режиссеру. Возможно, сегодняшнее равновесие в российских верхах не дает ему пищи для броских аналогий.

В программке спектакля, благодаря Горину за все, что тот сделал для Ленкома, Марк Захаров пишет: «…и если наш Балакирев будет не всегда таким, каким он тебе виделся, — сделай так, как умел делать только ты, — прости весело и великодушно». От себя добавлю, думаю, это простят все, понимая, что колокол в Ленкоме звонит по Горину.

Благодаря устроителям гастролей, корреспонденту «ЗН» удалось поговорить с народным артистом СССР, президентом кинофестиваля «Кинотавр», «талисманом» Захарова, Горина и Балаяна, одним из самых ярких личностей в сегодняшнем театре и кино — Олегом Янковским.

— Олег Иванович, у вас успешная творческая судьба. Как в подневольной профессии чувствовать себя счастливчиком?

— Вы сами ответили на вопрос. Счастливая судьба. Вот судьба-то и оберегает, а — ангел-хранитель ведет. Я не борец, так уж сложилась моя жизнь. И так чтобы совсем расталкивать друзей и коллег локтями, идя к цели, такого не было. Были удачные работы, менее удачные, хорошие работы. Может, это и заставляло так долго, в течение 30 лет, трудиться. Благодарю судьбу, что так складывается. В нашем деле быть востребованным на каком-то определенном уровне в течение многих лет — дело не сложное даже, тяжелое.

— В провинциальных театрах очень много талантливых актеров, которые так и остаются всю жизнь известными на уровне города, не зная радостей столицы и не ведая кинострастей. Что вас «вытолкнуло» из Саратова?

— Я скромно начинал, закончив Саратовское театральное училище, и не был сразу востребован театром, главных ролей не получал. Потом приезд ассистентки Терпсихоровой в Саратов за другим, кстати, артистом — опять судьба, неожиданная встреча.

— И ваше обаяние…

— Артисты все обаятельны, иначе их не брали бы в профессию. И вот картина «Щит и меч». Тогда выход в кино означал известность на всю страну. Наутро действительно проснулся знаменитым. И я это ощутил — в Саратовском театре начали спрашивать, в каких спектаклях участвует Олег Янковский. И театр сразу стал строить политику на мне, ставить спектакли на меня. Появился князь Мышкин и ряд других ролей. У Марка Захарова на пресс-конференциях часто спрашивают, как он относится к тому, что большинство артистов много и часто снимаются в кино. Но Марк мудрый, понимает — это обратная связь, отдача известности, привносящая нечто новое в театральную политику, атмосферу театра. У нас и старшее поколение, и младшее очень много задействованы в кино.

— Сегодня есть такой аристократичный и элегантный, абсолютно столичный Олег Янковский, а как вы вживались в Москву, привыкали к ней?

— Меня предупреждали, Москва очень жесткий город, и нужно быть осторожным, но тоже как-то ангел-хранитель оберегал. Можно голову потерять — это происходило и происходит, вчера и сегодня. Я не потерял. Может, воспитание, хорошая генетика семьи помогли, — извините за хамство, воспринял все, как должное. Вернулось то, что несправедливо было отнято. Наши фамилии и со стороны матери, и со стороны отца — дворянские. Выпрямился и стараюсь (хоть в жизни и сутулюсь), с прямым позвоночником существовать. Безусловно, это момент ответственности — раз уж так сложилось, оберегай и храни. Актерская профессия такова, что известность и популярность очень тяжелые испытания. Нужно обладать внутренней силой и чувством ответственности перед близкими людьми и коллегами. Это и становится определяющим моментом, все остальное зависит от тебя самого.

— Вам судьба подарила блестящие, замечательные роли, которые позволили, казалось бы, всесторонне раскрыть себя как творческую личность. И, несмотря на это, как и многие невостребованные артисты, вы приходите в режиссуру. Что это для вас и почему вы стали это делать?

— «Приходи на меня посмотреть» — незатейливое кино, чистое и доброе. Сейчас период не самый счастливый и в вашем кино, и в российском. Я избалован добрым кино — имеются в виду все картины Марка Захарова, и советские фильмы, которые были насыщены добротой. Хотя славянское киноискусство предполагает, что главный герой должен в идеальном варианте — погибнуть. «Служили два товарища», один из моих любимых фильмов, — главный герой погибает. И только сейчас мы приходим к тому, что хэппи-энд все-таки нужен, этакий необходимый «свет в конце туннеля». Тем более в наше сложное время. Из большого количества предложений, которые подбрасывает жизнь, накапливается смутное желание быть не только соавтором, но и автором. Хотелось бы продолжать режиссировать, но я из тех, кто пересказывает истории. А с историями интересными сейчас сами знаете что, литература молчит, к большому сожалению. Надеюсь, это временная проблема, идет переоценка ценностей. Обязательно какой-то взрыв произойдет, как в 60-е годы, когда появилось много талантливых молодых авторов.

— Ленком стоит у порога своего семидесятипятилетнего юбилея. Его история великолепна, включая умопомрачительные по творческому накалу последние тридцать лет. Но сейчас, на мой взгляд, ваш театр переживает сложные, кризисные времена. Каким вы видите выход из этого кризиса и каковы ближайшие перспективы театра Ленком?

— Так счастливо существовать 30 лет — захаровский период Ленкома — не каждый театр может. И если верить великому теоретику и практику Немировичу-Данченко: он отпускал на счастье театра 10—15 лет. Когда собирается какая-то мощная группа людей, с художнической идеей и начинают утверждать себя. Из молодых артистов, которых когда-то собрал Марк Анатольевич, выросли маститые профессионалы, но, мне думается, хотя наши потери невосполнимы — и Григорий Горин, и Евгений Леонов, и Татьяна Пельтцер, и многие другие актеры,— энергия людей, которые сейчас работают в театре, настолько сильна, что не стоит опускать руки. С другой стороны, зритель очень быстро привыкает к определенной эстетике, пример — Любимов 60-х годов и Театр на Таганке сегодня. Эта эстетика вроде меньше востребована, а нужен тихий, спокойный Петр Фоменко. Много-то режиссерских имен не перечислишь. В актерском цехе довольно спокойно — земля продолжает рождать таланты, несмотря на то, что сегодня лишь одержимый или глупец идет в эту профессию, потому что она никак не обеспечивает материально. Нет у меня ответа на этот трудный вопрос. Марк Захаров нам так говорит в трудные минуты — ни другого театра, ни других актеров у нас не будет. И у нас, наверное, уже не будет другого театра. Может, будут какие-то другие проекты, антреприза.

— Но вы антрепризой не увлекаетесь?

— Вы знаете, антреприза — это мечта, несыгранная роль или, может быть, мечта режиссера набрать свою команду артистов. Для этого ищутся деньги, и для нас лишний заработок. Всем хочется жить достойно. А я себе поставил задачу, если это и случится, то только в каком-то хорошем и серьезном проекте. Пока таких предложений не было. И по части материала, и роли… Никогда не мечтал о какой-то одной роли всю жизнь. Если есть в пьесе, сценарии то, о чем кричит время, на таком материале интересно работать. Есть обратная связь, есть отклик аудитории.

— Что же, в смысле первоосновы, истории, вас может заинтересовать или кто из режиссеров?

— Рискуя вызвать непонимание моих коллег, все же скажу, — каждое время требует какого-то своего слова, своих коллизий. Я очень хорошо отношусь к Мирзоеву, нравятся его работы. Ставя в разных местах, он как бы посеял в Москве «стилистику Мирзоева». Он давно тянется ко мне, я — к нему, с целью найти какой-то общий материал. Предложение — «Утиная охота». Казалось бы, уж чего лучше! Я раза три перечитал и понял: Вампилов великолепен, но эта пьеса написана в определенном времени. И вроде все это уже в «Полетах» было сказано. Ну нет включения сегодня к этому человеку —Зилову, — который пускает жизнь по миру, пьет. И вроде бы пил-то он от другого, но остановись, оглянись, займись чем-нибудь — ведь сегодня уже можно состояться. И это все перечеркивает. Хотя табаковский МХАТ поставил с новым поколением актеров, но победы там, по-моему, не было. Поэтому мы и мучаемся, не исключая Марка Захарова, — как сконструировать какую-то современную пьесу, идею. Как это ни странно, вспоминаются трудные, счастливые годы становления в советское время: идеи рождались каждый день, только успевай ставить. Тут и «Тиль» появился, и «Юнона», и замечательный спектакль «Вор».

— Вы очень заняты, при этом много времени отдаете президентству на «Кинотавре». Что для вас эта работа? Как вы туда попали? И какие здесь для вас перспективы?

— Я попал туда в трудное время, прямо из Парижа, где полгода играл в международном проекте и вернулся в совершенно другую страну. Было грустно, глядя на театр и кинематограф, вообще было грустно жить. Последовало предложение Рудинштейна, предложение праздника. Может быть, праздник и не нужен был, а нужен был маяк для кинематографистов — мы живы, мы существуем и будем собираться в Сочи, смотреть друг другу в глаза, говорить. Период был сложный — выпускалось 400 картин, правда, ни одну нельзя было смотреть. Он прошел. Потом последовал период увлечения чернухой, подражание американскому кинематографу. В последние годы мы управляем ситуацией и в плане производства тоже. Появилось авторское кино. Могу похвастаться — в кино пришел мой сын. Он снял картину «В движении», которая получила приз «Дебют» в Выборге и скоро выйдет в прокат. Это фильм, как «Полеты во сне и наяву», только о новом поколении. Очень мудрый сценарий. Без скромности скажу: «Любовник» — замечательный фильм. Вчера звонил Тодоровский из Сан-Себастьяно, картина замечательно прошла. Ситуация исправляется. Мы же многое упустили. Политика нашего кинематографа все годы была такая, что нас за рубежом не знали. А скоро и Прибалтика нас не будет знать. Мы с Рудинштейном объединены одной идеей. У нас будут изменения, но изменения происходят и в обществе. Этот путь в 13 лет принес нам опыт. Осенью Михаил Швидкой, министр культуры РФ поставит вопрос о государственном финансировании фестиваля, что очень важно.

— Шестого октября «Кинотавр» в Киеве представляет обладателя гран-при этого года, фильм Валерия Тодоровского «Любовник». Что для вас этот проект?

— В плане производства ситуация выравнивается, а в плане проката — все разрушено. Выезды по городам и весям очень трудно проходят. У нас есть свой кинотеатр «Мир «Кинотавра» в Москве, там стараемся все показать. Такие встречи по крупицам возвращают интерес к нашим актерам и нашему кинематографу. Для меня и всех моих коллег по «Кинотавру», по творческой группе этой картины важен диалог со зрителем, с киевским зрителем, в данном случае, который, надеюсь, состоится и до, и после просмотра картины. Фестиваль делает большое дело: и поездки в разные города и разные страны — это маленький отчет о том, что происходит в кинематографе. Чтобы сориентировать зрителя, который возвращается в кинозалы.

Встреча эта состоится благодаря энтузиазму продюсерской компании «Альянс Шатро», сети кинотеатров «Кинопалац», при содействии Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, который в свое время оказал очень серьезную поддержку «Кинотавру», о чем Марк Рудинштейн и Олег Янковский и весь кинотаврский люд помнят с благодарностью. Эксклюзивный спонсор «Кинотавра» в Украине — торговая марка «Олимп». Гостям обеспечено восточное гостеприимство ресторана «Сим-Сим». Итак, свидание с кино и любимыми артистами — 6 октября, в 19.00 в Большом зале Международного центра культуры и искусств. Готовьте ваши вопросы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме