DocNoteFilms - молодой продакшн, занимающийся производством документальных фильмов и социальных промо-роликов. Не так давно эта команда дала свой первый творческий вечер в киевском кинотеатре "Лира", где показала свои работы - четыре документальных короткометражных фильма.
В последние годы ни один значимый международный кинофестиваль документального кино не обходится без участия украинских картин. Кроме того, документальные фильмы отечественного производства стали появляться в нашем кинопрокате, о чем раньше не приходилось даже мечтать.
Неформальное творческое объединение "Вавилон'13", стартовавшее 30 октября 2013 года съемками на Михайловской площади, в день начала Революции достоинства, стало питательной средой для новой волны украинских кинематографистов. Благодаря "Вавилону" кто-то из его участников окончательно осознал себя как документалиста, а кто-то, как команда украинского продакшна DocNoteFilms, постепенно "отпочковался" в единую команду, объединенную общими идеями и пониманием творческих методов.
Основной состав DocNoteFilms - режиссер Константин Кляцкин, продюсеры Сергей Малярчук и Владимир Авраменко, оператор и режиссер монтажа Павел Липа, оператор и фотограф Владимир Усик, композитор Роман Вишневский. Лишь на первый неискушенный взгляд присутствие в команде композитора (который, кстати, востребован как профессионал не только в Украине, но и далеко за ее пределами, например, в Голливуде) - это излишество и некоторая рафинированность. В действительности же творческое участие Романа в создании фильмов - показатель основательности подхода всей команды к своей работе и большая удача.
В картинах DocNoteFilms достаточно много оригинальной музыки, а один из представленных во время творческого вечера фильмов, "Дума про пехотинца. 1908–2018", в принципе вырос из идеи Романа. В 1908 году Филарет Колесса, фольклорист, композитор и основатель украинского этнографического музыковедения, осуществил экспедицию в Надднепрянскую Украину с целью записать традиционный репертуар кобзарей и лирников. Запись пения производилась на фонограф Эдисона, оснащенного восковыми фоноваликами. Часть этих уникальных записей сохранилась до наших дней. Когда Роман Вишневский познакомился с ними, у него родилась идея, воплотившаяся в результате в картине "Дума о пехотинце". Это короткое (хронометраж всего 3 минуты) авторское высказывание об Украине, сопровождающееся пением кобзаря, жившего в начале ХХ века. Он исполняет думу про пехотинца, действие которой происходит в Ногайской степи (то есть в Донбассе), а на экране в это время - хроника событий вокруг Донецкого аэропорта во время активной фазы боев зимой 2015 года, накануне Рождества.
Голос давно умершего кобзаря, речитативно, как ритуальный плач, начитывает думу о воине, - и параллельно ужасающие кадры текущей в нашей стране войны, молящиеся в Святой вечер в блиндаже бойцы - это пронзительное зрелище объединяет в одно целое прошлое и настоящее Украины и без лишних слов в одно мгновение погружает тебя как зрителя на глубину понимания того, что есть история нашей страны.
Еще один фильм об Украине и происходящем с ней - в короткометражной картине DocNoteFilms "Сотня Крым", получившей в 2015 году Гран-при конкурса документальных фильмов на фестивале "Открытая ночь - Дубль 18". Авторы называют этот фильм своей первой художественной рефлексией о фронтовой жизни. В кадре - герой, на тот момент боец крымского подразделения добровольцев при батальоне Днепр-1. Как рассказывает герой картины, крымский мусульманин, это подразделение изначально было сотней, объединившей воинов, исповедовавших ислам. Они принимали участие в боях за Пески в 2014 году, защищали ДАП зимой 2015 года. Почему житель полуострова оказался в Донецке? "Мы первыми потеряли родину", - говорит он, и этот его ответ делает все дальнейшие вопросы ненужными.
Кстати сказать, продакшн DocNoteFilms в коллаборации с "Вавилоном'13" выпустил и полнометражный фильм "Крым. Как это было" - о событиях на полуострове весной 2014-го. В фильме собраны истории украинских военных, которые во время аннексии Крыма были непосредственными очевидцами происходящего и остались верны присяге на верность народу Украины. Эта картина - одно из немногих документально-художественных свидетельств о случившемся, ценное как для сегодняшнего понимания, так и для будущих поколений.
Короткометражный фильм "Полесское. Послечувствие" рассказывает о городке с более чем 600-летней историей, попавшем в зону радиационного загрязнения. Съемки происходили ночью, с использованием дронов с динамическим освещением. Картина была создана как социальный проект в сотрудничестве со студией аэросъемки Dronarium Украина, а также Бедлам Продакшн и 4 Ears Sound Production. На протяжении всего трехминутного фильма мы наблюдаем игру света и тени, что как нельзя лучше передает авторский замысел - показать саму историю ныне брошенного города, откуда не отселяли людей в течение долгих 13 лет после аварии на ЧАЭС. Власти годами скрывали от жителей правду о том, что это место стало непригодным для жизни, более того - были построены дома, куда отселяли тех, кто был вынужден после аварии уехать из Припяти. Противостояние жизни и смерти, добра и зла длилось годами, а отселение из Полесского окончательно завершилось лишь в 1999 году. Эта картина - яркий и убедительный пример того, что документалист должен быть и хорошим инженером, способным не только увлекательно рассказать свою историю, но и при необходимости найти или даже изобрести оптимальное инженерное решение для воплощения своего замысла.
Наконец, еще одна картина, которую смогли увидеть гости творческого вечера, - "Хрупкая свобода". Этот фильм - результат совместных творческих усилий "Вавилона'13", DocNoteFilms и Восточноукраинского центра гражданских инициатив. Эксперты этого центра на протяжении всех лет, что длится война в Донбассе, собирают информацию о нарушениях прав человека, которая в дальнейшем может быть использована в суде. Начало фильма - лаконичная и при этом достаточно внятная визуализация событий, предшествовавших захвату сепаратистами госучреждений в Донбассе, что особенно важно для иностранной публики, далекой от понимания происходящего в Украине.
В центре фильма - истории пятерых людей, которые после оккупации региона прошли плен в подвале помещения бывшей Луганской облгосадминистрации. Кто-то из них провел там неделю, кого-то держали месяцами.
Как сделать кино, если у тебя на руках записи долгих интервью с героями, но нет никакой возможности съездить самому в Луганск и снять то место, о котором так долго и подробно рассказывают герои? Как и в случае с "Полесским", здесь на помощь документалистам пришла их инженерная смекалка и еще, конечно же, глубокое понимание своего материала. Для визуализации рассказов о пребывании в Луганской ОГА авторы "Хрупкой свободы" сняли Харьковскую ОГА. Ее интерьеры, длинные коридоры с красными коврами и деревянные двери бесконечных чиновничьих кабинетов - все это в массивных строениях поздней сталинской эпохи что в Луганске (до захвата здания сепаратистами), что в Харькове (который в 2014 году чудом избежал участи Луганска) очень похожи друг на друга. Особое художественное напряжение в этой картине создает само это сочетание - свидетельств людей, которые подвергались насилию, и сдержанной торжественности интерьеров административного здания, где живому человеку всегда неуютно.
Сейчас в работе у DocNoteFilms - документальный сериал "Крутой замес", который стал одним из проектов, выигравших питчинг "патриотических сериалов" при Минкульте. Авторы рассказывают, что идея первого сезона возникла у них еще в 2014 году. Суть проста: ветераны АТО/ООС собираются за одним столом в заведении Veterano Pizza и рассказывают истории о войне и о своей жизни после войны. Это будут истории успеха - истории о людях, которые смогли начать свою жизнь с нуля. Премьера этого сериала запланирована на осень этого года в эфире 5 канала. А пока - смотрите в открытом доступе фильмы DocNoteFilms!