Да здравствует балет!
В начале апреля в Национальной опере Украины проходил III Международный фестиваль балета «Серж Лифарь де ла данс». Ставший уже традиционным, фестиваль в этом году приурочен к 75-летию творческой деятельности Сергея Лифаря (в 1923 году девятнадцатилетний танцовщик, приехав из Киева в Париж, был принят в легендарную труппу Сергея Дягилева «Русские сезоны», где вскоре стал премьером), а также к 25-летию Всемирного совета танца ЮНЕСКО, одним из основателей и руководителей которого был этот непревзойденный мастер. Возвращенный на родину, несравненный Аполлон и мятежный Икар, «бог танца» и «добрый гений балета XX века» Сергей Михайлович Лифарь благосклонно взирал с портрета, расположенного над сценой, внимательно следя вместе со зрителями за происходящим...
Удивляться на сей раз было чему. Фестиваль, хоть он и шел в форме традиционных гала-концертов, поразил своей репертуарной новизной, одухотворенно-праздничной атмосферой и сюрпризами. На протяжении двух вечеров влюбленная в балет публика, то затаив дыхание, то взрываясь бурными овациями, не отрывала глаз от сцены главного академического театра Украины: это был настоящий фейерверк танца, в фантастическом многоцветье которого переплетались и завораживающая музыка, и великолепная хореография, и радующие глаз костюмы, и счастливые улыбки... Праздник состоялся - и это уже немало!
Организаторам фестиваля (Министерство культуры и искусств Украины, Главное управление Киевской городской государственной администрации, Украинский государственный центр искусства Всеукраинского музыкального союза и Национальная опера Украины) на этот раз удалось оторваться от привычных, изрядно надоевших штампов. Невооруженным глазом видно: смена руководства и обновление режиссерской «верхушки» пошли балетному форуму только на пользу.
В этом году программа фестиваля стала более насыщенной и яркой, что помогло достойно представить интересных танцовщиков из Киева, Москвы и Санкт-Петербурга, которые, как бы соревнуясь между собой, продемонстрировали свое мастерство и творческую фантазию.
«Начало - более чем половина всего» - изрек кто-то из мудрых. И действительно, неожиданный пролог стал своеобразным камертоном для всего праздника: под звуки романтической музыки Шопена на сцену выходили в изысканных вечерних туалетах примадонны и премьеры мирового балета. Богатейшая гамма красок вторила выразительным по настроению и пластике коротким театрализованным танцевальным интермедиям - плоду фантазии балетмейстера из Москвы В.Смирновой. Безукоризненно сложенные, красивые молодые люди не столько демонстрировали костюмы, сколько создавали живые характеры своих персонажей, выступающих в этих костюмах. Звезды балета придавали особый шарм коллекции известного московского кутюрье Валентина Юдашкина.
Настоящей королевой фестиваля была звезда Большого театра России, дочь легендарного Мариса Лиепы - Илзе Лиепа. Балерина исполнила весьма отличающиеся по стилю хореографические номера, в которых, как в зеркале, отразились разные грани ее таланта. Ставшая уже классикой «Русская», известная постановка К.Голейзовского на музыку П.Чайковского, как бы олицетворяла своим мягким лиризмом и напевностью характер самой гостьи. Стилизованная под средневековый танец «Павана» Г.Форе в постановке У.Иглинга и полный страсти фрагмент из балета «Мадам Бовари» (хореография М.Шеннона) на музыку фортепианного концерта С.Рахманинова в полной мере представили идеальный дуэт двух солистов - Илзе Лиепы и Марка Перетокина, - казалось, что они созданы друг для друга. Хореографическая новелла в постановке Владимира Васильева «Ворон» на музыку М.Теодоракиса была наполнена неожиданными позами и ракурсами, которые высветили уникальность пластики и красоту линий божественной Илзе. Балетмейстер неожиданным образом обыграл выразительность и гибкость ее, казалось бы, говорящих стоп, которые в своем чувственном изломе напомнили зрителям о том, что истинная красота совершенна во всем.
Украшением фестиваля стало выступление народной артистки Украины Елены Филипьевой, гордости Национальной оперы. Удостоенная всяческих регалий прима не побоялась предстать на фестивале не только в апробированной партии Сильфиды в безукоризненно исполненном па-де-де (партнер - С.Вихарев) из одноименного балета Х.Левенсхольда в хореографии А.Бурнонвиля, но и в нескольких премьерах. Изумил драматизм дуэта «Бешеные мысли», созданного А.Рехвиашвили на музыку Ж.-М. Жаре в талантливом исполнении Е.Филипьевой и В.Буртана. Дерзким и захватывающим было «Танго» А.Пьяцоллы (хореография А.Рехвиашвили), в вихре которого слились в танцевальном экстазе двое. Надо сказать, что роль партнера в этом коротком, жестком и динамичном диалоге самозабвенно исполнил заслуженный артист Украины Максим Мотков. Еще одну, уже известную ранее постановку А.Рехвиашвили - «Пульс» на ритмы Китаро-Черненко показали солисты Национальной оперы Евгений Кайгородов и Яна Гладких.
С неослабевающим интересом следил зал за выступлениями гостей из Москвы, солистами Московского академического музыкального театра им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, народными артистами России и Татарстана, лауреатами международных конкурсов Лилией Мусоваровой и Айдаром Ахметовым. Дуэт этих танцовщиков киевлянам уже знаком по предыдущим балетным импрезам. Темперамент и артистизм графически совершенного танца - их бесспорный козырь. Однако нельзя сказать, что все показанное ими в концертах было безупречным. В известных па-де-де из классических балетов «Жизель» и «Корсар» танцовщикам изменило присущее им чувство стиля и резали глаз неуместные эмоции (особенно у партнера!). Современная хореография, представленная ими во второй день фестиваля, была диаметрально противоположной: конструктивистская, почти математически выверенная «Медитация» на музыку В.Артемова в постановке В.Стурова резко контрастировала с великолепной трактовкой поэтичнейшей романтической катилены знаменитого «Адажиэтто» Г.Малера в не менее известной постановке современного аргентинского балетмейстера-модерниста О.Арайса.
Первый день фестиваля был полностью посвящен классике, и посему публику «угощали дежурным блюдом» - набором традиционных па-де-де и гран-па из классических балетов. К сожалению, исполнение солистами Национальной оперы фрагментов из балетов «Пахита», «Баядерка», «Дон Кихот» фурора не произвело. Слишком часто исполняемые в концертах отрывки утратили свою привлекательность, похоже, не только для зрителей, но и для самих исполнителей и незаметно превратились во внестилевой дивертисмент.
Трижды на сцене появлялась народная артистка Украины Анна Кушнерова. За последний месяц она достаточно часто побаловала нас своими бенефисами и гала-концертами, организованными в ее честь. На нынешнем фестивале балерина решила предстать в традиционном репертуаре и сюрпризов публике не приготовила: все, что она предложила вниманию зрителей, мы уже не раз видели. Несмотря на то, что в последнее время А.Кушнерова много и активно выступает, пробелы в «школе» все же ощущаются, очевидно, из-за этого ее танец грешит небрежностью и нестабильностью.
Очень жаль, что мы так и не имели счастья лицезреть на фестивале заявленных в буклете прима-балерин из Москвы и Санкт-Петербурга, суперзвезд современного мирового балета Нину Семизорову и Юлию Махалину. Вместо них в одном из вечеров выступала их младшая коллега, солистка Мариинского театра Анастасия Волочкова. Она вместе с Марком Перетокиным, солистом Большого театра, исполнила адажио из «Лебединого озера». Чувствовалось, что партнеры танцуют вместе впервые. К сожалению, знаменитый белый лебедь в исполнении А.Волочковой был далек от классического образца и ее Одетта почему-то выглядела этакой манерной барышней. Чуть позже танцовщица в который раз показала в Киеве свой коронный номер - «Виллиса, или Гибель Богов» в постановке Э.Смирнова. Надо сказать, что артистка гораздо естественнее и выигрышнее для себя воспринимается в современном танце, эстетика которого ей несомненно ближе. Истинный академизм классики доступен далеко не всем!
Второй день, как и следовало ожидать, выдался ярче первого. Великий реформатор хореографического искусства Сергей Лифарь, глядя на все происходящее с высоты своего положения, наверняка остался доволен своими последователями. Весь вечер был посвящен современной хореографии, образцы которой с блеском демонстрировали участники фестиваля. На протяжении всего вечера и публику, и артистов не покидало ощущение творческого подъема. Казалось, сама муза танца посетила театр и осталась в нем до конца праздника...
Многие артисты признавались потом, что на фестивале исполняли свои излюбленные номера. Неудивительно, что выбор народного артиста Украины, премьера Киевского государственного театра оперы и балета для детей и юношества Сергея Бондура пал на известный и любимый многими «Монолог» на музыку Дж.Родриго (хореография Г. Ковтуна, редакция С.Бондура). Пластическое соло на сцене превращалось в живую исповедь души, поведанную талантливым исполнителем.
Отзвуком великих страстей прошлого предстал хореографический монолог «Медея» (постановка В. Карелина на музыку Генделя, Стравинского и традиционную японскую) в исполнении заслуженного артиста России, солиста Мариинского театра Сергея Вихарева. Зрелый и опытный мастер в третий раз показывает в Киеве эту столь неординарную работу, очевидно, ставя своей целью приучить киевлян к эстетике танца модерн. На мой вопрос о том, чем вызвана такая привязанность к «Медее», танцовщик ответил коротко: «Я очень люблю этот номер»... Воистину, любовь - всесильна!
На фестивале был исполнен еще один популярный фрагмент, правда, не из классики. Испанский колорит, дух непримиримого соперничества, острый сюжет... Судя по всему, немеркнущему произведению Проспера Мериме суждено еще долго будоражить наши чувства. Герои «Кармен-сюиты» - одноактного балетного триллера на музыку Бизе-Щедрина в постановке Альберто Алонсо (созданного в свое время для Майи Плисецкой) - яростно и самозабвенно борются за любовь. Исполнители эффектного фрагмента, солисты Национальной оперы Татьяна Билецкая, Виктор Яременко и Сергей Бондур составили поразительное творческое трио. Благодаря неповторимым индивидуальностям каждого из них широко известный балет заиграл новыми красками.
Обзор программы нынешнего фестиваля «Серж Лифарь де ла данс» будет неполным, если не упомянуть об одном номере, который единственно можно назвать прямой связью между киевским балетным форумом и великим танцовщиком XX века. Два вечера подряд молодой солист Национальной оперы, лауреат I и II международных конкурсов им. Сержа Лифаря Вадим Буртан исполнял фрагмент из балета «Сюита в белом» на музыку Э.Лало - «Мазурку» в постановке Лифаря. Странно вот что: фестиваль-то - «именной», проходит уже в третий раз, руководство сменилось, а к творческому наследию гениального предшественника, исчисляемому даже не десятками, а сотнями разнообразных по форме, стилю и содержанию постановок, никто у нас так и не собирается обращаться. Воникает вопрос: неужели нескольких лет было мало для перенесения из парижской «Гранд-Опера» в Киев хотя бы одного балета Лифаря? К разговору о проблеме возвращения на родину творческого наследия Сергея Лифаря и умелого распоряжения этим богатством мы еще вернемся.
Итак, Третий Международный фестиваль «Серж Лифарь де ля данс» завершен. А мы еще долго будем вспоминать эти два дня Большого Балета. И, конечно же, фантастический финал, во многом перекликающийся с прологом... Все звезды в сверкающих умопомрачительных туалетах прощаются друг с другом и с киевским зрителем, вполне демократично и очень лихо отплясывая под знакомые ритмы песен Френка Синатры. А мы говорим: «До свидания, праздник! Да здравствует балет!»