Новая музыкальная феерия у самого Черного моря
В книге Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» люди, побывавшие по ту сторону бытия, рассказывают в один голос о чувстве необыкновенной свободы, всепроникающей любви и им подобным эмоциях. Не знаю, как удалось это устроителям и участникам второго Международного фестиваля новой камерной музыки «Два дня и две ночи», недавно завершившегося в Одессе, но все, кто попал в орбиту этого музыкального праздника испытали на себе непередаваемую атмосферу творческой свободы, радости общения, любви, взаимопонимания и веры в добро, творимое искусством. Омовение музыкой, усиленное визуальными и театрализованными картинами, делает всех присутствующих участниками фантастического, эмоционально наполненного действа. Не скажу, что принимала все безоговорочно, не стану разбираться в тонкостях композиционных и исполнительских витийств - это дело специалистов-музыковедов. Приведу только короткие беседы с некоторыми устроителями и участниками фестиваля, чтобы дать почувствовать атмосферу этого праздника.
Бернгард Вульф, проректор высшей школы музыки Фрайбурга (Германия), президент фестиваля, член правления Международной общественной организации «Ассоциация Новой Музыки». Камерный оркестр Одесской консерватории, играя Шонберга в обработке Бернгарда Вульфа, выдавал такое бриллиантовое пианиссимо, что у меня от восторга останавливалось сердце.
- Идея фестиваля была рождена прекрасной летней ночью на даче семьи Цепколенко. Мы не очень верили в ее осуществление, но составили полную программу, и в 1995 году состоялся первый фестиваль. В этом году у нас была мощная поддержка, есть надежды на будущее. Ведь значение этого фестиваля очень велико для музыки вообще, так как он дает возможность обмениваться идеями. Сегодня мысли о национальных границах и идеях не являются генеральными - современное искусство более важно для индивидуальных идей и мечтаний. Современная музыка - это шанс сделать свой вклад в искусство, шанс выразить себя. А на фестивале можно сложить все эти идеи вместе и показать, что все люди разные, но мир наш един.
Кристина Ашер, меццо-сопрано из Германии. Голосом своим владеет филигранно, но, что самое главное, в ее исполнении есть высшая философия интеллекта. На мой взгляд, новая музыка - серьезнейшее испытание для голоса.
- Это моя большая любовь, и я не считаю ее тяжелой. У меня была долгая карьера обыкновенной оперной певицы, но когда училась в Нью-Йорке, стала петь много новой музыки - это доставляло огромное удовольствие, было просто счастьем для меня. Лет десять назад решила вернуть себе это счастье. Люблю работать с композиторами, путешествовать по миру с новой музыкой. Один из композиторов, с которым я долго и плодотворно работала, познакомил меня с Кармеллой Цепколенко. Мы с ней долго и хорошо переписывались - вот почему я здесь сейчас. И снова счастлива. Уровень фестиваля не оставляет вопросов. Надеюсь на встречу в будущем году.
Павло Длябога, дирижер из Швейцарии, украинец по происхождению. У Инны Лесовой в одном из ранних стихотворений были такие строки: «И были у дирижера прекрасные длинные руки. Он поднимал их нежно и вылетали звуки из рук его, словно птицы... Глухой бы музыку видел, без боли и без усилий слепой бы услышал руки...». Я вспомнила их, увидев на сцене Дирижера - Павла Длябога. Что привлекает его в Украине: чистый интерес к новому искусству или ностальгия, зов предков?
- Ностальгия продолжается уже более шести лет, - улыбаясь отвечает он на прекрасном украинском. - Первый раз приезжал в Украину в 1989 году, с тех пор - постоянно бываю здесь. У меня были концерты почти во всех городах Украины с симфоническими и камерными оркестрами. На Одесском фестивале - второй раз, но выступал в этом году впервые. Стараюсь наладить постоянный обмен культурой между Швейцарией и Украиной, прилагаю к этому не только творческие, но и собственные финансовые усилия, считаю очень важным открыть окно из Украины в мир и наоборот. Одно из них - этот фестиваль, чрезвычайно важное событие - такого в Украине просто не было, а уровень его очень высок. Украина была в этом плане как бы отделена от всего мира идеологической границей консерватизма. Термин «авангард» появился в 20-х годах и носил более идеологическую, политическую окраску. Наше время, конец ХХ столетия я назвал бы полистилистическим. Ведь Мессиан, Шонберг, Стравинский - давно уже классики. Нет смысла спорить про или контра новой музыки - для каждого искусства есть своя ниша, тем более, что мы находимся уже в более-менее свободной стране.
- Кого из украинских музыкантов вы подняли бы на мировой пьедестал?
- Одно слово - Евгений Станкович. Сейчас уже 6 месяцев он находится в Швейцарии в качестве гостя композитора Антона Берна. Готовится к Международному конкурсу, где представляют свое искусство не только композиторы, но и художники, фотографы. Мне приятно, что внимание на него обратили не без моей помощи.
Карин Левайн, флейтистка из Германии. Хрупкая, обаятельная, эмоциональная. Музыкант - от Бога. Ее выступления на фестивале - потрясающие театрализованные представления!
- Это мой второй фестиваль «Два дня и две ночи». Он более интернациональный в этом году, все хотели играть здесь и он действительно стал международно известным. Я играю классику - Моцарта, Баха, Шуберта, но в новой музыке мне нравится совершенствовать технику игры на флейте, нравится выражать в музыке свои личные настроения. Не говоря уж об атмосфере фестиваля - она удивительна, с удовольствием приеду в будущем году.
Кармелла Цепколенко, композитор из Одессы, артистический директор фестиваля, председатель правления «Ассоциации Новой Музыки». Одновременно - душа фестиваля, постоянный источник дружелюбия и нежности. А работоспособность ее просто поразительна!
- Идея родилась еще в 1992 году, когда я приехала из Дормштадта. Это было мое первое знакомство с очень известными музыкантами. Появились связи, было очень много поездок. На фестивале есть, может быть, два ансамбля, которых я не знаю, но они рекомендованы моими друзьями, у них есть кассеты, компакты, что говорит о их высоком профессионализме. Люди, которые сюда приглашены, не только высокие профессионалы, все они просто очень хорошие - ведь мы выбираем друзей, которые соответствуют нашим представлениям о жизни. После рождения идеи она показалась и мне, и Бернгарду Вульфу совершенно безумной - ведь денег не было! Масса вопросов: как все организовать? кто пойдет? кто будет слушать?
Но - получилось! Думаю, в этом году уровень фестиваля намного выше, не говоря уже о количестве участников. Фестиваль зарегистрирован и вошел в январский номер журнала «Гуадемус информасьон». Это журнал, в котором напечатаны все конкурсы, все фестивали, представлен календарь всех фестивалей, в котором есть и наш. Перед первым никто не верил, что это вообще состоится и будет так посещаемо, получит такой резонанс, поэтому все прошло спокойно со стороны наших исполнителей. Сейчас многие хотели бы участвовать, но мы отдаем предпочтение ансамблям и исполнителям, преданным именно новой музыке, а не просто выучили одно произведение специально для фестиваля.
- Кто же поддерживает фестиваль?
- Основная поддержка - фонд «Відродження» - и первый, и этот фестиваль. Мы очень им благодарны. Это замечательное направление, предложенное Соросом, - поддержка новой культуры. Нам помогала Одесская консерватория, областная и городская администрации. Из западных фондов поддержали Гете-институт, Французский культурный центр, «АФФА» - организация, которая поддерживает французских художников и музыкантов, швейцарские фирмы «Прогельвеций» и «Нестле», Министерство культуры Голландии и Фрайбергская консерватория. Есть проблема. Мы, например, не оплачиваем гонорар одесским музыкантам, принимающим участие в фестивале, музыкантов из других городов Украины пригласить не можем - ведь мы оплачиваем только проживание и питание, а они - тоже люди небогатые, не могут себе позволить ездить на фестиваль за свой счет.
- Кармелла, оформление зала, режиссура номеров, чьи это идеи?
- Идея фестиваля предполагает взаимоотношения видов искусства: у нас есть инсталяции, видеоинсталяции, выставки и перфомансы. Нам очень помогали многие художники. Экзотические птицы Мессиана - это была выставка одесского художника Ройтбурта, более известного на Западе, чем у нас в Украине. Во второй день фестиваля прошла инсталяция киевского художника Юрия Новикова, который сделал еще подарок нашим исполнителям и композиторам - нарисовал серию портретов. Была представлена инсталяция Дмитрия Дюльфана, инсталяция по проекту Василия Рябченко «Принцесса». Мы пытаемся найти общие точки соприкосновения у различных видов искусств.
- На фестивале задействовано огромное количество техники, световой аппаратуры, звуковой, откуда это?
- Техническое обеспечение - фирма «Элти-рекордс» Романа Топилова, который является одновременно и техническим директором нашего фестиваля. Помогает уже во второй раз и очень много работает по пропаганде новой музыки. У него на студии записывались произведения для моего компакта.
- Вы можете подвести предварительные итоги фестиваля и заглянуть немного вперед?
- Мне нравится, что атмосфера здесь очень приятная, творческая, много людей, зал - теплый. Хочется, чтобы наш фестиваль стал традиционным. В Одессе создана международная «Ассоциация Новой Музыки». Основатели - Швейцария, Германия и Украина. Надеемся, что с помощью этой ассоциации мы сможем найти спонсоров будущего фестиваля. Мы рады общению со всеми, кого интересуют наши идеи и кто может помочь нам воплотить их в жизнь.
Роман Топилов, технический директор фестиваля, руководитель фирмы «Элти-рекордс», удачно сочетающий в себе мощное творческое начало с бизнесовым расчетом.
- Знаю точно, что мы - единственная студия в Украине, которая занимается новой и джазовой музыкой серьезно. Не только на уровне записей, но и на уровне изданий. Нами изданы две пластинки Кармеллы Цепколенко, три компакта, посвященных Международному фестивалю еврейской музыки - там тоже представлено много современной музыки. Готовим несколько серьезных проектов издания джазовой музыки: В.Чекасин, группа «R-джаз», Анатолий Вапиров и Юрий Кузнецов, сольные пластинки Юрия Кузнецова и Сергея Терентьева. Готовы к изданию несколько академических проектов. Именно в этом вижу будущее студии. Да, сегодня эти проекты коммерческими не назовешь, но завтра они станут ими. Не говорю, что мы не занимаемся коммерческими изданиями, без них нельзя, но никогда удельный вес их в работе студии не будет стопроцентным. Как минимум четверть будет посвящена смелым проектам. Мы экспериментируем, вернее, экспериментируют музыканты, а мы пытаемся почувствовать лучшее. Верю, что, благодаря этому, завтра мы окажемся в чем-то впереди.
- Вам хватило уровня технического обеспечения студии для работы на фестивале?
- Он вполне достаточный для проведения фестивалей такого уровня. Другое дело, что есть масса привходящих обстоятельств: мы не хозяева зала, не от нас зависит напряжение в сети, необходимое для нормальной работы. В первый день фестиваля, например, напряжение падало до 180 в и качественная фирменная аппаратура просто отказывалась работать. Но, в принципе, наша студия может обеспечить проведение фестиваля высокого уровня, равно, как и любые записи.
Закрытие фестиваля в ночь на 14 апреля сопровождал праздничный перезвон пасхальных колоколов, словно давая надежду - быть будущим «Двум дням и двум ночам».