Апрель — месяц культурного проекта «Французская весна в Украине». Значительное место в нем занимает кинематограф. В ночь с 17 на 18 апреля в столичном кинотеатре «Украина» состоялось очередное кинособытие, не прошедшее незаметным у кинопублики: «Длинная ночь… короткого метра». До этого программа не менее успешно прошла в Донецке, Харькове, Днепропетровске, Одессе и Львове.
С 11 часов вечера и до шести утра около полутысячи счастливчиков имели возможность наслаждаться французским кино. Билеты были раскуплены еще за неделю до показа, и не случайно, ведь программа включала ярчайшие работы за прошедшие 15 лет всего спектра французского кинематографа: художественные фильмы, немое кино, анимация и документалистика. Состоялась незабываемая встреча с молодыми талантливыми и пока не известными кинематографистами, а также с выдающимися мэтрами этого вида искусства.
На протяжении семи часов было продемонстрировано около 40 фильмов. Из них хочется отметить игровые картины последних лет: «Я подожду следующего» Филиппа Оренди (номинированную в этом году на премию «Сезар») и ленту Лионеля Байю «Сквош» (номинированную на «Оскар»). Оригинальный фильм Дидие Фламана «Винт» 1993 года с Жаном Рено в главной роли еще десять лет назад был отмечен в конкурсной программе Киевского МКФ «Молодость». Бурное оживление в зале вызвала картина Жана-Баптиста Юбера «Viejo Pascuero, или письмо Санта Клаусу» о мальчике, пишущем послание Санта Клаусу в первых числах января. Он подробно описывает, как учился весь год и помогал всем вокруг и явно заслужил велосипед, который и заказывал, чтобы ездить в школу, находящуюся на высоком холме, а получил в подарок дудку и юлу! Вначале мальчик прилежно описывает свое поведение, однако потом его тон резко меняется, и набирая обороты нецензурной лексики, он обрушивает злобный шквал ненависти на обманувшего его Санту.
Аншлаг в кинотеатре на этой программе не удивителен, ведь короткометражное кино, не воспринимаемое всерьез в нашей стране, редкий гость на наших экранах. А зря, ведь это давно сформировавшийся отдельный жанр. Первенец киноискусства и поныне играет значительную роль в мировом кинопроцессе. Такие мэтры, как Сирилл Коллар («Дикие ночи»), Леос Каракс («Пола Икс», «Любовники нового моста») и нынешний фаворит Франсуа Озон («Бассейн», «Восемь женщин», «Под песком») пришли в большое кино именно короткометражной дорогой.
А в сложившемся кинематографическом положении в Украине «короткометражки» могли бы стать «спасательным выходом». Не оправдавшие себя трехчасовые «гетманиады» вполне превращаемы в успешную ночь украинского короткометражного кино. Эти тысячи метров пленки так необходимы нашим молодым кинематографистам, которые из года в год демонстрируют свои таланты на кинофестивале «Молодость» — основном событии, достойно представляющем «коротышки».
Вселяет надежду запущенный в 2003 году проект Министерства культуры и искусств Украины — «Любовь это…», состоящий из двенадцати или более получасовых опусов о любви. Некоторые уже отсняты, многие в процессе, и хочется верить, что им суждено увидеть свет и стать первым шагом к возрождению украинского кино. Для многих режиссеров, участвующих в проекте, это будет дебют, а для нас — возможность узнать новые имена и новое отечественное кино.
«Длинная ночь… короткого метра» напомнила о немаловажности анимации, как детской, так и взрослой. Картина Луи Брисно «Птицы в клетках не летают» 2000 года, в свое время отмеченная призами на МКФ «Молодость» и Международном анимационном фестивале «КРОК», вновь порадовала зрителей. И вспоминается «Шел трамвай № 9» Степана Коваля, побывавший на многих кинофестивалях, впервые за годы независимости Украины получивший приз мирового значения «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля 2003-го, с которым родная публика массово так и не познакомилась.