Дирижер Ярослав Шемет: "На первой репетиции надо вести себя, как на первом свидании"

16 августа, 2019, 16:56 Распечатать Выпуск № 30, 17 августа-23 августа 2019г.
Отправить
Отправить

Украинско-польский дирижер Ярослав Шемет родился в 1996 г. в городе Мерефа под Харьковом.

Дирижер Ярослав Шемет: "На первой репетиции надо вести себя, как на первом свидании"

Критики называют его очень успешным молодым дирижером, ведь,несмотря на свой возраст, он уже сотрудничал со многими оркестрами и солистами из Австрии, Германии, Польши, Украины, Чехии…

Ярослав также преподает в своей alma mater - Познаньской академии музыки и успел сформировать два музыкальных коллектива. Свой первый оркестр Шемет основал еще в тринадцать лет. Он состоял из студентов и выпускников Харьковской школы талантов. Дирижер говорит: "В детстве у меня, как и у каждого юного музыканта, была только одна цель - выступать, а девизом жизни - бетховенское "высекать огонь из человеческих сердец".

Широкой аудитории в Украине музыкант стал известен после совместного выступления на львовском Leopolis Jazz Fest-2018 группы шведского виолончелиста Ларса Даниэльссона с оркестром INSO-Львов, дирижировать которым доверили именно Ярославу Шемету.

В эти дни дирижер вместе с Молодежным симфоническим оркестром Украины - в немецком городе Байройте, где они презентуют три концертных программы на The Festival of Youth Artists.

- Свою музыкальную науку я начал в ДМШ в родном городе Мерефа, - рассказывает Ярослав Шемет. - И уже в трехлетнем возрасте меня взяла к себе в класс Виктория Кудина, учившая вокалу и игре на фортепиано. В этом маленьком городе я делал свои первые шаги на сцене и ездил на конкурсы. Немного погодя начал играть на кларнете и писать музыку, если это можно так назвать. Волей судьбы на одном из конкурсов меня заметил руководитель отдела хорового дирижирования Харьковской средней специализированной музыкальной школы-интерната Алексей Кошман и пригласил на прослушивания, которые я успешно прошел. Собственно, в десятилетке я и получил всю необходимую базу для дальнейшего развития.

После окончания школы я начал ездить на консультации и прослушивания в разные страны в поисках своего ментора, которого и нашел в Познаньской академии музыки. Это был профессор Варчислав Кунц, который не только научил меня дирижировать, но и прежде всего ввел в оперный мир, дал основы музыкального маркетинга. А уже после получения степени бакалавра, благодаря гранту от ERASMUS+, я поехал в Венский университет искусств, где учился у Иоганнеса Вильднера и Конрада Лайтнера. Кроме науки у мастеров дирижерского искусства, которые были ассистентами и играли под руководством Герберта фон Караяна, Карлоса Клайбера, Карла Бема и других известных маэстро, я, можно так сказать, поселился в Венской опере и филармонии. Практически ежедневно меня можно было найти на Steinplatz и в очереди за автографами. Тогда это была единственная возможность пообщаться, например, с Риккардо Мутти и Валерием Гергиевым.

После Венского университета я вернулся в Познань, где получил степень магистра. Сразу после окончания меня пригласили преподавать в родную alma mater.

- Какие у вас в детстве были представления о карьере профессионального музыканта? И что из этого оказалось реальностью, а что нет?

- В детстве у меня, как и у каждого юного музыканта, была только одна цель - выступать, а девизом жизни - бетховенское "высекать огонь из человеческих сердец". Это не изменилось и по сей день. Но у детей подавляющий перевес над взрослыми - они не видят препятствий и проблем для достижения какой-либо цели. Когда нам было по 13 лет, мы собирали оркестр в десятилетке и не задумывались, например, над тем, что у нас нет помещения, пультов или нот… И что на все это нужны деньги. В отличие от взрослых, мы просто действовали, не спрашивая себя "как?". Это правило я пытаюсь соблюдать и сегодня - не видеть препятствий и проблем в достижении цели.

- Вы работали в польском городе Гданьске. Расскажите о тамошнем театре, коллективе, с которым сотрудничали. Можете сравнить подходы к работе дирижера на Западе и в Украине?

- Да, я работал в Балтийской опере в Гданьске в сезоне 2017/2018, еще оканчивая пятый курс в консерватории. Это был мой первый опыт как самостоятельного музыкального руководителя и постановщика такого уровня заведения. До этого я только ассистировал и делал студенческие спектакли. В Гданьске я поставил, между прочим, оперу Жоржа Бизе "Искатели жемчуга" вместе с известным режиссером Томашем Подсядло (Tomasz Podsiadło), которую очень тепло восприняли критики. В этом театре я начал познавать оперную кухню изнутри. Коллектив воспринял меня очень хорошо, несмотря на то, что мне было только 21.

- Кто в большей степени определяет судьбу приглашенного в западный оркестр дирижера - тамошний директор, сам оркестр или какая-то государственная структура?

- На данный момент я дирижер-фрилансер, поэтому получаю контракты по-разному. Главное отличие, по моему мнению, - это наличие импресарио или агентства, которое находит контракты. Если это государственное учреждение, то поиском потенциальных дирижеров и солистов занимается интендант по согласованию с директором. Однажды меня повторно пригласил оркестр, написав письмо в дирекцию. Но чаще всего я получаю приглашение благодаря так называемому сарафанному радио, которое опирается на уже заработанную репутацию.

- Можно ли, по вашему мнению, говорить о принципиальных отличиях украинской и западноевропейской дирижерских школ? Если да - в чем они состоят?

- Трудно говорить о принципиальных отличиях. Мы уже не живем за железным занавесом. Благодаря социально-политическим трендам, а прежде всего Интернету и открытым границам, можно в любой момент посетить мастер-класс или концерт на другом конце мира. С технической стороны, отличия проявляются в самом процессе образования, менталитете и доступе к современным учебникам и партитурам. Последнее, по моему мнению, является основной проблемой образования музыкантов в Украине из-за отсутствия нужных средств. В западном образовании отводится много внимания новым музыкальным трендам, современным интерпретациям, не теряя при этом определенных традиций.

- Сколько в среднем вам надо времени, чтобы разучить концерт или оперный спектакль?

- Это зависит от программы и сложности партитуры. Иногда мне нужна неделя, иногда - месяц, а иногда, как год назад в Мюнхене, у меня было только три дня на подготовку новой программы, да еще и в дороге. Одно из главных правил каждого дирижера - должен быть всегда готов. Поэтому на досуге я пытаюсь изучать как можно больше новых партитур.

- Какие проекты связывают вас с Украиной? Хотели бы вы, чтобы у вас было больше контрактов здесь или все же видите дальнейшее развитие своей карьеры на Западе?

- За последний год с Украиной меня связали несколько проектов: я являюсь приглашенным дирижером в оркестре INSO-Львов, дирижером-ассистентом в Молодежном симфоническом оркестре Украины, время от времени сотрудничаю с Одесским национальным театром оперы и балета, выступаю на разных фестивалях в качестве приглашенного дирижера. Карьера в Украине или на Западе, Китае или США - мне все равно. Я просто хочу нести свою миссию в мир, поэтому знаю, что все двери для развития открываются в правильный момент.

- Что вам больше импонирует - дирижировать оркестром во время концерта или принимать участие в подготовке театральной постановки?

- Это тяжелый вопрос. Концерт и репетиция, подготовка театрального спектакля и сам спектакль - это вещи неделимые. На концерте мы показываем результат, но это только вершина айсберга. Аплодисменты после удачного спектакля, положительные рецензии критиков сложно сравнить с наслаждением, которое я чувствую на протяжении создания чего-то нового - концерта или спектакля. Видеть прогресс изо дня в день, наблюдать, как воплощается замысел композитора, - это, наверное, высшее вознаграждение.

- Бывает такое, что вы прямо на сцене импровизируете? Может ли что-то неожиданное и неотрепетированное родиться прямо на сцене?

- Да, но каждая импровизация должна быть подготовлена. Я часто это делаю по двум поводам. Во-первых, как и каждый дирижер, я работаю с живой материей. Во время концерта, а чаще во время спектакля, что-то может пойти не по плану, поэтому надо быть готовым к импровизации, чтобы сохранить целостность спектакля. В ситуациях, когда надо сыграть 10–15 концертов подряд с одинаковой программой (часто это происходит в турне), без импровизации коллектив теряет определенный адреналин и входит в зону комфорта. Из-за этого оркестр теряет желание создавать что-либо уникальное, у музыкантов снижается концентрация, и они начинают просто отыгрывать материал. Каждый концерт тогда превращается в рутину, которая убивает вдохновение. Я пытаюсь этому помочь именно через импровизацию. В турне практически на каждом концерте пытаюсь внести что-либо новое, предложить другую интерпретацию, вдохновить музыкантов, что всегда открывает новые горизонты к созданию чего-то уникального прямо на сцене.

- Чувствуете ли вы, что ваша исполнительская, дирижерская манера как-то меняется - не только со временем, но и в связи с условиями работы в разных коллективах?

- Конечно, потому что музыкант никогда не перестает развиваться. С каждым концертом и репетицией мы набираемся опыта, совершенствуемся, что делает нашу профессию исключительной. Очевидный факт, что манера каждого дирижера меняется в зависимости от коллектива. Каждый оркестр - это уникальный живой организм. Задача дирижера при первом контакте с оркестром - отыскать образ работы с коллективом, ключ, подходящий только к нему. Некоторые дирижеры шутят, что на первой репетиции надо вести себя, как на первом свидании, потому что от этого зависит дальнейшее развитие отношений.

- Какие дирижеры современности являются для вас образцами мастерства?

-Это зависит от стиля и эпохи. И в целом самую большую инспирацию я нахожу в роботах Янника Незет-Сегена. Его подход к репетиционному процессу и ощущение музыкальной материи очень мне близки.

В украинской культуре примером для меня является Оксана Лынив. Ее трудолюбие и идеи вдохновляют. То, что она делает для нашей культуры, - это сокровище. Возьмем, например, Молодежный симфонический оркестр Украины или фестиваль Lviv MozArt, которые она создала. В Украине проектов такого масштаба еще не было. Благодаря Оксане Лынив наши талантливые дети впервые в истории представляли Украину на международном фестивале Young Euro Classic в Берлине, а во Львов начали приезжать музыканты мирового класса. Именно по ее примеру я открыл фонд в Польше и также хочу помогать молодым, распространять нашу культуру в мире.

- С каким оркестром вы хотели бы сотрудничать?

- Со многими. Каждый оркестр, как и человек, уникален, а я очень люблю познавать интересные личности. В долгосрочных мечтах у меня, как и у каждого дирижера, сотрудничество с Берлинской филармонией, Венской оперой, Чикагским симфоническим оркестром. А нынешние мечты уже осуществляются: в скором времени я выступлю с Молодежным симфоническим оркестром Украины на молодежном фестивале в Байройте, в декабре буду записывать диск в Швеции с Ларсом Даниэльссоном и Гетеборгским симфоническим оркестром, а в январе 2020-го буду выступать в Эльбской филармонии в Гамбурге. Тайно мечтаю, что когда-то наступит время и меня пригласят в филармонию или оперу в родном городе Харькове.

- Расскажите о коллективах, которые вы сами сформировали, - оркестр Musique Moderne и Polish Symphony Orchestra. Что этому предшествовало?

- Оркестр Musique Moderne сначала имел другое название - Bardzo Kameralna Orkiestra. Я его создал еще на первом курсе консерватории, это была студенческая инициатива. Через некоторое время нас заметил менеджер, сделал полный ребрендинг, подготовил профессиональную оферту и запустил нас на широкий рынок. Идеей было пропагандировать современную музыку и современных композиторов, выступать на ведущих фестивалях этого направления в Польше. Оркестр успешно просуществовал три года, после чего из-за отсутствия времени я отдал его Союзу композиторов при Музыкальной академии в Познани.

Проект Polish Symphony Orchestra я создал вместе со спонсорами, которые были заинтересованы в развитии молодых польских талантов и популяризации классической музыки. Это конкурсный проектный оркестр, нацеленный на турне за границей и распространение европейской культуры. Образцом для нас был коллектив I, Culture. Из-за определенных финансово-политических трудностей сейчас работа оркестра прекращена.

- Несмотря на ваш молодой возраст, вы также преподаете. Расскажите детальнее об этом опыте. Чем он для вас важен?

- Да, с прошлого года я преподаю в моей alma mater. Веду чтение партитур у симфонических дирижеров, теоретиков и композиторов, постановку мануальной техники и как приглашенный лектор читаю лекции и провожу мастер-классы на кафедре хорового дирижирования. Это уникальный опыт, потому что, как это ни парадоксально, я сам продолжаю учиться у своих студентов. Кроме того, для меня очень важно инспирировать людей, пытаться им прививать любовь к музыке и искусству в целом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК