Киевский Молодой театр приглашает зрителей на ужин. Не спешите удивляться гастрономической переориентации театра. Это не обычный ужин, это тайная вечеря, поучаствовав в которой зритель сможет узнать нечто интригующее и не предназначенное для всеобщего знания. Он станет участником захватывающей словесной дуэли, в которой сойдутся два непримиримых соперника. Во времена Наполеона переносит зрителя премьера малой сцены Молодого театра - спектакль по пьесе Ж.-К. Брисвиля «Тайная вечеря», перевод В.Германа, режиссер-постановщик Тарас Криворученко. Под покровом ночи, в тишине дворцовых покоев начнется диалог всемогущих французских политиков, двух лучших министров Наполеона, Талейрана и Фуше. Их разделяет все, взаимная ненависть, противоположные взгляды, намерения, суждения, роднит жажда власти, карьеризм, отсутствие такого понятия, как честь.
Может быть, от того, что время выхода спектакля совпало с событиями недавних выборов в нашей стране, ощущение ассоциаций и параллелей усилилось. Может быть, потому пронзительнее зазвучала и основная мысль спектакля о том, как и кем решается судьба целого народа.
Оставим политические параллели и вернемся к спектаклю, ибо фактом художественного обобщения он - предмет для рассмотрения не менее интересный, чем изучение современной рокировки политических сил.
Не редкость, когда сценография спектакля становится главенствующей в решении всего действа. Так и в «Тайной вечере» условия сценической игры задаются сценографией. (Художник Ярослав Нирод.) Сцена представляет собой поверхность бильярдного стола, по полю которого свободно разбросаны шары, треугольник, их организующий, уже в стороне, партия в самом разгаре. Оформление предельно лаконично, в центре сцены длинный стол и два стилизованных стула. Цветовое решение тоже выдержано в строгом и сдержанном стиле - черный и красный цвета. И белые пятна бильярдных шаров... Представлять противостояние героев спектакля в виде любой игры (карточной, шахматной и т.п.), прием, конечно, не новый. Но всегда наиболее важен момент оправданности этого представления. В «Тайной вечере» он стопроцентно играет на режиссерскую идею, в основе которой - азартный поединок двух высококлассных игроков, досконально знающих правила игры, слабости друг друга и жаждущих только победы. Казалось бы, незначительная деталь оформления, хотя детали-то и важны, задник сцены завешен белыми жалюзи, контрастирующими своей модерновостью с остальным оформлением и несколько стилизованными под старину костюмами героев. Современность этих жалюзи - прозрачный намек на возможность подобных диалогов и в современных интерьерах. Желанию режиссера сделать беседу двух политиков событием вневременным или скорее приспособленным к любому времени, помогает текст самой пьесы, основа которого - торг за власть, за сферы влияния, возможность корыстного предательства для собственной выгоды, наплевательское отношение к тем, кому приходится расплачиваться за комплексы своих властителей.
Пьеса внешне бездейственна, все события происходят в напряженных диалогах двух персонажей, на исполнителей которых ложится непростая задача - удержать внимание и интерес зрителей. Нар.арт.Украины Валентин Шестопалов (Талейран) и засл.арт. Украины Валерий Шептекита (Фуше) оказываются на уровне требований, которые ставит перед актерами дуэтный спектакль. Их словесный поединок, выстроенный режиссером на огромном внутреннем напряжении желания взять верх над противником, - это постоянно колеблющаяся амплитуда настроений Талейрана и Фуше. Актерами филигранно передается тонкая нюансировка чувств этих персонажей. Интонации фраз, модуляции голоса, пластика построенных переходов, словно непрограмируемое движение бильярдного шара. Но так ли оно случайно? Талейран - мастер виртуозной дипломатической интриги. В.Шестопалов показывает огромное чувство собственного достоинства этого аристократа, хитросплетения его мыслей скрыты под маской превосходства. Он невозмутим и хитер, порочен и хладнокровен. Также убежден в своей силе и Фуше в исполнении В.Шептекиты. Лицо Фуше - тоже маска с застывшим выражением, за которым спрятаны чувства, что обуревают этим честолюбивым и жестоким человеком. Но у Фуше-Шептекиты меньше выдержки, чем у Талейрана-Шестопалова, порой он срывается с аристократичного тона беседы, здесь амплитуда напряжения диалога достигает высшей точки, словно бильярдный шар попадает точно в лузу. Состояние бессилия и Фуше, и Талейрана в моментах, когда они оказываются уязвленными ударом противника, особенно интересно в актерском исполнении. Эти состояния сродни обыкновенным человеческим чувствам, которые придают особенные оттенки палитре изображаемых переживаний и подтверждают стремление актеров избежать однообразия в трактовке характеров своих, скажем прямо, неоднозначных героев.
Спектакль смотрится на одном дыхании. Интрига не отпускает до финала, зритель с напряжением ждет исхода диалога власть имущих, ждет, как тот французский народ, возгласы которого слышны за стенами дворца во время этой тайной вечери. Ах, история, история! Все твои спирали развития! И прошлое в будущем! Именно об этой связи времен задумаешься после эстетического наслаждения от игры актеров в спектакле «Тайная вечеря». Неужели народу только и остается, что ждать? Вот она, сила искусства! Заставила задуматься.