Три года назад газета ZN.UA инициировала создание театральной премии "Зеркало сцены". В этом году театральный марафон продолжается, в поле зрения -лучшие работы молодых украинских актеров в киевских спектаклях 2017-го.
Прежде всего следует кратко напомнить историю вопроса. Премия "Зеркало сцены" возникла как очевидная реакция на интересные художественные и инновационные процессы в украинском театре нового времени: независимые проекты, молодая режиссура, новая драматургия, новое актерское поколение. Как известно, в Европе с давних времен бытуют традиции театральных премий, тесно связанных с влиятельными аналитическими изданиями. В качестве примера - театральная премия британской газеты Evening Standart. (И пример этот далеко не единственный.)
Цель театральной премии "Зеркало сцены", за три года уже получившей имиджевый статус и известность, - медийная и, по мере возможностей, финансовая поддержка современных новаторских сценических процессов в Украине.
Каждый год "Зеркало сцены" выбирает определенную тему. Например, по итогам 2015-го эксперты премии (наши коллеги, журналисты и критики) определяли лучший независимый арт-проект. И в результате таким проектом был признан спектакль "Оскар и Розовая Дама" (режиссер Ростислав Держипильский, совместная продукция артистов Ивано-Франковска и Киева).
А уже по итогам 2016-го театрального года в рамках "Зеркала сцены" исследовалась другая тема: лучшая работа молодого режиссера. И почти единогласно наши эксперты такой работой признали спектакль "Украденное счастье" в киевском театре "Золотые Ворота" (режиссер Иван Уривский). Церемония награждения победителя состоялась накануне Международного Дня театра в марте 2017-го.
В этом году - по итогам 2017-го - попытаемся определить самые яркие работы молодых украинских актеров в киевских премьерах прошлого театрального года. Важны уточнения. Молодые актеры - "до" 30 лет. Роли, заметно повлиявшие на творческий рост и карьеру. Роли, получившие известность далеко за пределами определенного театра. Потенциальная творческая перспективность и харизматичность таких молодых актеров.
Собственно, 2017-й подарил театралам много интересных актерских работ - именно от молодых. Среди молодых актеров, работы которых стоят внимания критиков и зрителей, ZN.UA предлагает десятку. Итак, о тех молодых, чьи театральные отражения - в "Зеркале Сцены-2018".
Елизавета БАКУЛИНА ("Холодная мята", Украинский малый драматический театр). Формулу этого спектакля авторы определили как "чувственные рассказы". В постановке много интересных актерских работ, одна из таких - у Елизаветы Бакулиной, которая убедительно настраивается на душевную интонацию рассказов Г.Тютюнника, на мгновенные переходы от одного психологического состояния к другому. Перед этим Елизавета Бакулина непродолжительный период играла знаменитую ибсеновскую Нору в спектакле "Кукольный дом" на Новой сцене Театра имени Леси Украинки. Итак, интересное актерское движение: от Ибсена - к Тютюннику.
Александр БЕГМА (Освальд в "Призраках", Театр "Сузір'я"; Шут в "Двенадцатой ночи", Театр драмы и комедии). Ученик Дмитрия Богомазова. Студент IV курса "Карпенко". 2017-й подарил ему встречи с великими авторами - Ибсеном и Шекспиром. В комедии Великого Барда Александр виртуозно и наполненно музыкально играет Шута - как церемониймейстера, композитора и аккомпаниатора. Он словно озвучивает тот маскарад, который бурлит в Иллирии. Первое образование актера - музыкальное. Потому естественно, что режиссеры зачастую видят его как убедительную музыкальную краску в том или ином спектакле, хотя и драматический потенциал молодого артиста - заметный.
Анастасия БЛАЖЧУК (Майя Михайловна в "Напомни себе вспомнить", Молодой театр). Такая "возрастная" роль - словно танец канатоходца над шумной ареной, когда надо удержать баланс. Когда надо постоянно помнить, кто есть ты, а кто - твоя героиня. А ее героиня - 90-летняя бабушка, которая в киевской квартире вызывает любовные призраки прошлого и не перестает спорить с нынешним своим кавалером по имени Склероз. Молодая актриса Молодого ступает на такой драматический канат отчаянно. И вместе с тем - очень разумно. Словно предвидя дальнейший результат. Играя возраст, она пытается закольцевать несчастливую женскую судьбу (от юности до старости), так и не познавшую мужской взаимности. Играя возраст, она невольно иллюстрирует слова Юрия Андруховича в одном из его шекспировских переводов: "Старость - это наше будущее детство". Следовательно, это в некоторой степени - реверсная игра. Актерская попытка вернуть персонаж в его детство-юность, которые еще ничего не ведают ни о склерозе, ни о других лакомствах.
Мария ДЕМОЧКО (Дюймовочка в одноименном спектакле, ТЮЗ на Липках). Возможно, идеальное воплощение образа крохотной волшебной героини из сказки Ганса Кристиана Андерсена. Ибо сама эта актриса - как alter ego Дюймовочки: хрупкая, непосредственная, добрая. Несмотря на это, молодая актриса еще и способна "держать зал", особенно когда в нем озорные ребятишки и их серьезные родители. И самая большая награда для актрисы - когда маленький зритель абсолютно искренне воспринимает "ее" как Дюймовочку.
Анастасия ЕВТУШЕНКО (Оксана в спектакле "Саша, вынеси мусор", Молодой театр). В пьесе Наталии Ворожбит она играет падчерицу Оксану. Она готовит поминальный обед, она отправляется на кладбище, она встречается с призраком "того", кто остался где-то там, далеко, - на войне, в какой-то другой жизни. Тем временем беременная Оксана - символизирует продолжение жизни, несмотря на все испытания, потери, войны. Еще недавно эту актрису воспринимали больше как комедийную, даже прочили ей сыграть Проню Прокоповну в обновленной версии спектакля "За двумя зайцами". А теперь, со временем, раскрывается ее глубокий драматический потенциал.
Александр РУДИНСКИЙ (господин Тобиас Риг в "Двенадцатой ночи", Театр драмы и комедии). Ученик Дмитрия Богомазова. Студент 4-го курса "Карпенко". Его рыжая грива - залог мгновенного узнавания среди разноцветных кавалькад и прочих творческих маскарадов. Комик с душой лирика. Гибкий, как лоза, искренний, как слеза. Его любимый актер - Евгений Миронов. Его любимый режиссер - сами догадайтесь, кто. В "Двенадцатой ночи" он невольно становится эмоциональным и жанровым эпицентром шекспировской комедии - благодаря максимальной актерской отдаче, естественной энергетике.
Антон СОЛОВЕЙ (Альберт, Юрасик в спектакле "Папа, ты меня любил?", Театр "Золотые Ворота"). Сверхсложная задача у этого молодого актера - сыграть раздвоение в квадрате, удержать актерскую планку наравне с такими звездами, как Александр Ярема и Роман Ясиновский. И, собственно, Антону многое удается. Больше всего удается то, что Соловей еще больше запутывает и без того сложную шараду семейных взаимоотношений. Актер вносит в эту историю психологическую многомерность, провоцирует зрителя своим немым вопросом на ироническом лице: а может, тот сын Саша - это на самом деле я? Такие загадки и вопросы и создают особое магнетическое поле в спектакле. Антон же, как профессиональный музыкант, придает постановке еще и особую интимную мелодичность, которую заметили и даже громко похвалили на международном театральном фестивале в Германии.
Анатоль Фон-ФИЛАНДРА (Джерри в спектакле "Двое на качелях", Театр "Актер"). Возможно, самый неожиданный герой знаменитой пьесы Вильяма Гибсона, которой в этом году исполнилось уже 60 лет. Анатоль играет не плейбоя (как это бывает в отдельных трактовках), не циника-адвоката (это тоже бывает), его герой, скорее всего, - неприкаянный ребенок, который в огромном Нью-Йорке случайно встретил такого же ребенка (Гитель). И он хочет обрести с ней счастье. Интересно наблюдать, как в этом спектакле Анатоль порой играет и за Джерри, и за Гитель, и за режиссера, закрывая собой отдельные огрехи постановки. Убеждая себя и зрителя в том, что идеальная любовь - возможна. Конечно, возможна, если в нее веришь.
Евгений ХРАМЦОВ (Грегори Соломон в спектакле "Цена", Театр имени Леси Украинки). Большой риск для очень молодого актера - играть очень пожилого человека в классической пьесе в Национальном театре. К тому же это пьеса Артура Миллера, а этот герой - старый, мудрый еврей с горьким жизненным опытом. Евгений не прибегает к средствам грима, не имитирует стариковские манеры. Он как-то так, без преувеличения, подчеркнуто духовно и ответственно старается пропустить сквозь свой гордый юношеский нрав - душевный опыт "другого", далекого пожилого человека. Вместе с молодым режиссером Александром Степанцовым они не создают пародию на старого еврея, а хотят увидеть его самого - глазами молодых, вне возраста.
Павел ШПЕГУН (господин Эндрю Трясощек в спектакле "Двенадцатая ночь", Театр драмы и комедии). Ученик Дмитрия Богомазова. Студент 4-го курса "Карпенко". Молодой актер, один из немногих (кого видим в текущем репертуаре), кто способен на трагикомические рефлексии, на приклеенную улыбку клоуна, за которой невольно читается что-то фатальное и драматическое. Ибо такова природа. В "Двенадцатой ночи" его господин Эндрю кажется не просто приятелем господина Тобиаса, а каким-то хитрым многоликим чертякой, который незаметной рукой будто и заводит всю эту "шарманку" шекспировских метаморфоз.
О новом лауреате театральной премии "Зеркало сцены-2018" все станет известно уже в марте, накануне Международного Дня театра. Среди экспертов, которые будут определять лучшего из лучших, - украинские критики, журналисты, культурные обозреватели. В следующих номерах ZN.UA - продолжение и развитие темы, а следовательно - и новые имена молодых актеров.