4 мая в присутствии представителей Посольства Италии в Украине, Итальянского института культуры в Киеве, представителей министерств иностранных дел Италии и Украины, а также министра культуры Украины Ю.Богуцкого в Музее искусств им. Б. и В.Ханенко торжественно открыта экспозиция древнеримской скульптуры из Рима, Пармы и Капуи, посвященная теме ребенка и детства. Инициатива привезти ее в Киев принадлежит доктору Николо Франко Баллони — директору Итальянского института культуры. Куратор выставки — доктор Анна Мария Реджани.
Для показа киевлянам экспозицию подготовила генеральная дирекция археологического наследия Италии. В ней представлены десять скульптурных памятников, щедро прокомментированные текстами и сопровождаемые обширным фоторядом. Благодаря этому посетители, созерцая скульптуру и наслаждаясь стилистикой пластических изображений, могут одновременно вникнуть в детали гендерных и возрастных отношений в древнеримском социуме, узнать о судьбе детей, признанных или не признанных отцом, о ритуале очищения новорожденного и многом другом.
В уютном торжественном холле музея до 20 июня ценителей прекрасного будет встречать скульптурное изображение женщины с двумя малышами на коленях. Эту композицию археологи нашли на раскопках в городе Капуя. Она датирована IV веком до н.э. Образ архаичный — из тех, которые обычно характеризуют как «примитив», однако именно изображение женщины очень выразительное — величественное и даже горделивое.
В этом же холле — еще одна скульптура, девичья головка, датированная IV–ІІІ в. до н.э. Не покидает ощущение некоторой двойственности: образ, архаичный по происхождению, кажется выполненным в наши дни, настолько он современный по эмоциональному наполнению.
Доктор А.М.Реджани «Женщину с двумя малышами на руках» считает символом богини — покровительницы женщин.
В Риме есть выдающийся памятник античности — «Алтарь мира» (9 г. до н.э.), сооруженный в честь императора Августа
(63 г. до н.э. — 14 г. н.э.). На одном из его рельефов также есть изображение женщины с двумя детьми — как символ преуспевающей Римской империи. Вполне возможно, что этот образ из интимного трансформировался в официальный не без влияния мощного правителя. Август уничтожил республику, стал первым императором, был непобедимым в войнах и гордился тем, что «получил Рим глиняным, а оставил мраморным».
Говоря об «Алтаре мира», стоит вспомнить и о рельефе, на котором с портретным сходством изображен император Август с родственниками. Рядом с императором — его дочь Юлия с мужем Агриппой. За ними — наследник Августа Тиберий. Среди многочисленных детей узнаваем образ Гая Цезаря. Скульптурные образы выполнены с протокольной точностью, характерной для рационального способа мышления римских художников. Как видим, культ семьи, рода и, соответственно, ребенка был принципиальным для римлян, особенно для патрициев. Чувство гордого самоуважения вызывала и их принадлежность к городу. Несмотря на то, что женщина в античном мире играла второстепенную роль, римские мужчины кланялись беременной женщине только потому, что она носила будущего римлянина.
Именно на идее огромного внимания к ребенку как наследнику традиций Рима, его гражданских и культурных достоинств построила концепцию экспозиции ее куратор А.М.Реджани. Археолог и знаток этнокультуры античного мира пишет: «Из литературных источников известно, что ввиду привязанности к детям (в патрицианских семьях) отцы часто брали их с собой на официальные собрания и обряды. Дети декламировали панегирики в честь выдающихся родственников». Император Август в детстве писал стихи в честь своей бабушки Юлии. Нерона славил его сын Тиберий. Так было принято.
В экспозиции зрители увидят уникальное изображение Нерона, который еще не вышел из детского возраста и не превратился в жестокого, распущенного деспота, уничтожавшего сенаторов, сжигавшего город, травившего людей дикими зверями. Перед зрителями — светлый, возвышенный, идеализированный, по образцу греческой скульптуры, образ мальчика, одетого в детскую тогу — претексту. Именно от слова «тога» (одежда патрициев) произошло название свободного человека — «тогатус». На груди юноши — амулет-булла. Ее дарили ребенку в день очищения. Булла символизировала высокое происхождение ребенка законного рождения. Поскольку не каждый малыш, даже в патрицианской семье, получал буллу и отцовское признание. Детальнее о довольно дифференцированных отношениях отцов с детьми посетители музея узнают из пространных текстовых комментариев.
В коллекции есть сюжетно-повествовательные образы детей: «Маленький раб с фонарем», «Мальчик с театральной маской» и «Портрет мальчика» (тип Луция Цезаря). Композиции датированы І–ІІ веком новой эры. Они весьма точно воплощают тенденцию возврата пластической формы к традициям древнегреческой скульптуры как прародительницы римской. Слова римского поэта Горация: «Плененная Греция пленила собственных победителей» подтверждают значение, которое Греция имела для искусства Рима. В совершенстве выполненный «Мальчик с театральной маской» вызывает восторг и вместе с тем определенную тревогу. В этой запрокинутой детской головке есть интрига, какой-то невысказанный подтекст. Это так очевидно перекликается с поэтическими настроениями эпохи просвещенного, влюбленного в греческую культуру императора Адриана (117—138 гг. н.э.), сменившие воинственность времен Флавиев и императора Траяна. Заметно возросла роль фатума, случайности, значение судьбы в жизни человека. «Душа, которая путешествовала и радовалась, пока была спутницей и подругой тела. В какие края ты теперь улетишь, оголенная, бледная?» — спрашивал в одном из стихотворений император Адриан. Кажется, что такое же, печально-загадочное настроение было у автора — творца «Мальчика с театральной маской».
Впрочем, в залах Музея искусств им. Б. и В.Ханенко у каждого посетителя выставки есть возможность настроиться на личный диалог с древнеримской историей, искусством, римскими обычаями. Надеюсь, киевляне по достоинству оценят культурный жест Италии — выставку «Ребенок и детство».