«ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА» НА ФУНДАМЕНТЕ РАЗРУШЕННОЙ ЦЕРКВИ

Поделиться
В с. Опишня, что на Полтавщине, в нынешнем году в пятый раз Государственный музей-заповедник гончарного искусства готовится к проведению Творческого практикума художников-керамистов...
Уголок национальной галереи в с.Опишня
«Демографическая катастрофа», скульптор Л.Шилимова-Ганзенко

В с. Опишня, что на Полтавщине, в нынешнем году в пятый раз Государственный музей-заповедник гончарного искусства готовится к проведению Творческого практикума художников-керамистов. За прошедшие годы статус практикума менялся, стал международным, структура усложнялась. Практикум «оброс» мероприятиями симпозиума, как гнездо аиста обрастает хатами. Теперь он проводится в рамках II Национального симпозиума гончарства «Опишне 2001».

По сравнению с «Опишне 2000» в нынешнем году заметен более прагматический подход устроителей к проведению симпозиума. Требования же к участникам в каком-то смысле ужесточились, в каком-то измельчали. В «Опишне 2000» участнику Практикума по контракту вменялось в обязанность изготовление монументальной керамики размером не менее 2ґ2ґ2 м, в нынешнем — 1, 5ґ1, 5ґ1, 5 м, в прошлом году практикум длился 40 дней, в нынешнем — 30, участников было 40, теперь — 30. Однако сумма гран-при возросла с двух до четырех тысяч. При этом участие студентов за счет дирекции симпозиума вовсе не предусмотрено. А в 2000 г. на практикуме было семь студентов художественных учебных заведений — почти четверть участников.

То есть упор в «Опишне 2001» сделан на профессионализм, на мгновенную выгоду. Коммерциализация всего мыслимого и немыслимого в нашей жизни стала знаком времени. Поэтому одна из заявленных задач симпозиума — «привлечение к занятию гончарством молодой генерации граждан Украины» — рискует остаться пустой декларацией. Нет, теоретически молодые могут участвовать в мероприятии. Но лишь за свой счет. А «счет», к слову сказать, не мал: за 30 дней не уложишься и в $300, если с дорогой считать. Молодых отсекли от Практикума, говорят, потому, что те не оправдали надежд, слишком активно гусарский образ жизни вели и оставили после себя лишь измусоленные колоды карт и коллекцию пробок.

Самым ценным для керамиста или скульптора, который в наше время еще хочет заниматься творчеством (многие вынуждены — а то и сердечно желают — заниматься лишь зарабатыванием денег), является то, что в Опишне можно несколько недель жить на всем готовом и посвятить эти недели любимому делу.

Что ни говорите, в советское время с творчески настроенной молодежью государство работать умело. При этом «гусарства» (исхожу из личного опыта) было в творческой молодежной среде ничуть не меньше. Для молодых писателей раз в пять лет проводились совещания в Киеве и Москве, для художников устраивались ежегодные пленеры в Седнове и Гурзуфе, для скульпторов — в Дзынтари и том же Седневе. У литераторов выходили книги, работы художников и скульпторов попадали на отечественные и зарубежные выставки, в каталоги…

Общение единомышленников на молодежных семинарах в домах творчества ничем не заменить. Во всяком случае, многие участники «Опишне 2000», ныне профессиональные художники, прошли через мастерские Седнева, Гурзуфа и Дзынтари и с благодарностью о них вспоминают. К сожалению, в Украине нет базы творчества для молодежи. В Славянске Донецкой области (в этом году там впервые состоится симпозиум по керамике) та же нацеленность на профессионалов… В числе соорганизаторов симпозиума числятся такие солидные госучреждения, как Министерство культуры и Министерство просвещения. Им бы и озаботиться не коммерческим успехом мероприятий, в которых они участвуют, а молодыми талантами. А то ведь действительно, как остроумно и не без ехидства заметил знакомый художник, время перемелет нынешних молодых как в ступке: одна пыль останется.

О пристрастиях международного жюри нынешнего года судить пока рано. А вот в «Опишне 2000» общая направленность Практикума (судя по призовым работам) — это поиск новых форм, авангард… Устроителями поощрялось сочетание керамики и металла, керамики и дерева, то есть отход от народных традиций. Скульпторы искали себя в объемных абстракциях, примитивизме, аукались через тысячелетия со скульпторами времен трипольской культуры. «Подальше от реализма!» — кажется, таков был непровозглашенный лозунг практикума. В этом просматривается один из парадоксов времени: с одной стороны всеми одобряется призыв к возрождению национального творчества, с другой — модерн, Запад.

Людмила Шилимова-Ганзенко из Черкасс получила премию в номинации «Монументальная керамическая скульптура». Произведение Людмилы называется «Демографическая катастрофа» — печные трубы и колесо без аиста… По мнению автора, эти работы символизируют современную демографическую ситуацию в Украине. Когда стали рыть углубление для установки этой скульптурной композиции, наткнулись на фундамент от церкви, которая когда-то стояла в Опишне на месте нынешнего Коллегиума. На этот фундамент и установили «Демографическую катастрофу», что в какой-то степени уточнило концептуальный замысел художника и заставило подумать уже не о демографической, но о глобальной духовной катастрофе… Только вот к художественному осознанию этой темы творческая интеллигенция, кажется, еще не совсем готова. Впрочем, может быть, именно для постижения этой темы неосознанно и ведется поиск новых форм…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме