Местом своей выставки он избрал планетарий, галерею «Персона», где мы попадаем в атмосферу его кино- и живописных картин, в круг его дум и надежд.
Юрию Ильенко 9 мая исполнилось всего 63 года. На ухоженной его руками даче цветут плодовые деревья, в просторной киевской квартире распределяют время за компьютером сыновья: студент Филипп и гимназист Андрей. Вослед сценариям написана книга «Парадигма кино». Автор рассматривает творчество как божественную свободу, осознания воображения - инструмента интуиции. Книга чрезвычайно емкая. Читать, постигая многочисленные дефиниции, сложно. Несмотря на обилие цитат, она уникальна. Ее выход тоже приурочен к выставке.
Фильмы, сыновья, книги... Две премии в Каннах, три приглашения в Голливуд... Профессор Ильенко восторгается своими студентами в киевском театральном: «Таланту и личности нельзя научить. А больше там ничего и нет. Учеба - некий провокатив, срывающий завесы...». Жена Людмила Ефименко преподает на его курсе актерское мастерство. В фильмах «Легенда о княгине Ольге», «Лесная песня. Мавка», «Лебединое озеро. Зона» сыграла заглавные роли. «Я всегда брал на главные роли своих жен, вопреки запретам и недоброжелательству. Они талантом доказывали свое право». А сейчас Юрий Ильенко стоит за камерой фильма «Аве Мария», где Людмила Ефименко сценарист и режиссер. В манифесте к фильму создатели называют социальную цель картины - единение общества на основе христианских ценностей. Впрочем, эта цель прослеживается и на выставке Ильенко.
В его живописных работах чрезвычайно плотно заполнено пространство. По сути, это фильмы на объеме холста или бумаги. Жертвенность мужчины в созидании и разрушении осмысливается современником-христианином. Мэтра Ильенко не устраивает только линия и цвет. Он превращает в смысл сам материал. Холстом служат высушенные рыбы. Архаика и модернизм, изображение и «реализм» фактуры провоцируют созерцателя... Однажды его «холст» стал закуской к пиву. И это показалось художнику самым «глубинным» проникновением его живописи. Работы Ильенко перегружены композиционно и смыслово. Может, в этом доверие к зрителю? Своему. Многозначны и предметные композиции. Особенно те, что с часами. Юрий Ильенко часовых дел мастер. Буквально. Некоторые механизмы так своеобразны, что достойны патента. Он же - мастер времени, поставляет новости: художественные, светские, политические. «Сколько раз слетал со страниц газет, телепрограмм... Сказал неугодное тем, кто заказывает музыку. Они инфицированы совковым пониманием взаимоотношений в жизни. Меня при Союзе 17 раз подавали на звание, сразу, без заслуженного, стал народным. Помню, Щербицкий еще удивился, почему так поздно?.. А сам меня же и вычеркивал». Хотя регалии академика, лауреата помогали, все же 23 сценария остаются нереализированными. В том числе с Иваном Гаврилюком в роли Мазепы, Никитой Жигурдой в роли Христа - его портрет в этой роли представлен на выставке. Не единожды мастер хлопотал за коллег. А те создавали ему славу неуживчивого и самодостаточного главы клана. Свое уважение к мастеру засвидетельствовали в день открытия выставки господа Ющенко, Жулинский, Драч, по сценарию которого была снята первая режиссерская работа «Колодязь для страждущих». Прослеживая свой путь от ВГИКа до сегодняшних ипостасей, он обобщает: «Когда-то давно, когда из ассистента перешел в операторы, я понял свою ошибку: я пытаюсь все делать сразу. У оператора принципиально иное мышление... Часто наши политические деятели оказываются наверху с концепцией исполнителя. В первые годы после перестройки было ощущение, что мы обновились, что в ином времени и мы иные. Это одна из иллюзий, которые дорого обходятся. Не изменилось отлитое в бронзе мышление, то, что называю инфицированность социализмом. Оно в подсознании».
- И нужен Моисей, 40 лет водить народ по пустыне? Или ждать, как выразился один «раскрученный» художник, пока вымрут сорокалетние?
- Мы продолжаем инфицировать новые поколения. Инакомыслящие преследуются и сейчас. Да, они расшатывают общество. Нельзя было давать диссидентам-шестидесятникам никакой власти. Вся их система отношений с миром была построена на отрицании и расшатывании. Теперь же нужен новый конформизм. Вера в то, что мы строим светлое капиталистическое будущее. Хотя диссидентство и сейчас необходимо для укрепления новой системы.
- Инакомыслящие не дают обществу «оскотиниться» до национал-социализма?
- Фашизм в природе человека. Иначе как бы он захватил столько энергий человеческих. И он в природе общества, построенном на обмане недоразвитого сознания, которому предлагают решение здесь и сейчас. Забрать и поделить. Фашизм обещает решить все проблемы. Коммунисты - за счет богатых, фашисты - за счет евреев. Привлекательность скорого решения проблем такой «хирургией» - для радикалов и обездоленных.
Юрия Ильенко не заподозришь в эстетстве, избравшем планетарий для игр с пространством и социумом. Такой он сегодняшний: художник, кинорежиссер, писатель. Во всех своих ипостасях он - демиург. Древние греки наделяли это понятие чрезвычайно емким смыслом: от вольного ремесленника до творческой силы, первоосновы мира. Мир Ильенко - производный от нашего. Он тоже не получает месяцами зарплаты, перебиваясь на чернобыльское пособие, спорит с сыновьями, для которых он, хотя и авторитет, но всего лишь папа Юрий Ильенко. Однако ему дано видеть нашу жизнь еще и из будущего. В этом его дар инакомыслия. Как художник - он всегда прав.
Выставка продлится до конца мая.