Дело молодое

Поделиться
Почетный президент, знатный виноградарь, экс-секс-символ — «астропрогноз» главного украинского кинофорума

Когда приходит «Молодость», темнее кажутся не только ночи. Контрастней отражается также «кинофестивальное движение» в стране. Когда при стечении наилучших экономических обстоятельств в прокат выходят три отечественные ленты и на каждую из этих картин набирается по два разнобюджетных местечковых кинофестиваля. Как правило, эти обреченные ленты газонокосилками объезжают все форумы. И, соответственно, собирают там главные награды — причем везде и сразу. Таким образом складывается презабавная традиция. Согласно которой многим деятелям эффективнее презентовать, нежели творить. И, видимо, им же гораздо прибыльней нагонять пафос, чем пожинать скромные плоды персональных художественных достижений.

...К текущему фестивальному бюджетотранжирству «Молодость», к счастью, отношения не имеет. Несмотря на постоянные катаклизмы, этот смотр молодежного кинотворчества (со статусом «международный») давно избрал для себя единственно верную (отрешенную) позицию — «Иного среди однообразных». И окончательно самоустранился от местечкового тусования. У «Молодости» свои игры, свои традиции и свои тусовки. Уже через неделю стартует фестиваль под номером 37… Очаг фестивальной жизни — столичный кинотеатр «Киев». А в организационной вертикали форума наметились исторические сдвиги. Андрей Халпахчи нынче худрук и отец-вдохновитель. А в гендиректора феста с этого года заступил Максим Илляшенко (он не родственник украинского кинорежиссера).

В интервью «ЗН» г-н Илляшенко составил «астрологический прогноз» 37-го фестиваля, где вечно молодыми звездами могут оказаться Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Жерар Депардье, Ален Делон. И, конечно, Виктор Андреевич — почетный президент (фестиваля «Молодость»).

— Максим, сразу вопрос о возможных трудностях, с которыми вы столкнулись в процессе подготовки «Молодости» под номером тридцать семь — число-то какое непростое…

— Все как всегда — дедлайны, работа со спонсорами, проблемы с финансированием, вопросы рекламы… Все то, от чего и зависит жизнь любого фестиваля. Конечно, времени в обрез. Но это тоже вечная проблема всех организаторов.

— В этом году рекламисты и спонсоры как-то подтянулись к вашему мероприятию? Больше ли обнаружилось меценатов, не пожалевших своих кровных во благо десятой музы?

— Почти каждый год на этом поле происходят определенные маневры. Сам бренд — «Молодость», — конечно же, многим интересен, он привлекателен. Давно вызывает уважение в мире кино и бизнеса. Но есть нюансы. Большому спонсору уже недостаточно быть просто представленным на «титульном фасаде» фестиваля. Ему хочется чего-то иного…

— Чего же ему хочется?

— Многим хотелось бы видеть «специальное событие» вокруг своей марки — внутри фестиваля. Но чтобы это событие заметно резонировало вне оного. В прошлом году, например, у нас был технологический спонсор — Nokia. Кажется, все остались довольны. После «Молодости» они даже получили Золотую медаль на фестивале рекламы в Москве — за сотрудничество с нами. Но на этот раз, к сожалению, не получилось…

— «Посекундная тарификация»?

— Нет. Просто год назад была создана специальная модель их телефона с кинокамерой… И это подавалось как событие в мире кино. Как прецедент. На этот раз требовалось что-то иное. Да и прежний ход оказался уже не таким актуальным. Но это бизнес. Тем не менее в этом году мы рады сотрудничеству с новым очень серьезным партнером — Hares Group.

— А как поживает ваш вечно проблемный «партнер» — государство в лице Минкульта? Что-то выделяют? Или только обещают?

— Действительно, эта тема давно притча во языцех. Из года в год сюжеты повторяются: дежавю… Дадут не дадут? Ждать не ждать…

— «Послать или подождать?..», извините, на слове…

— На этом поле всегда будут зарыты мины замедленного действия. Опять же все эти тендерные процедуры… Но все-таки мы должны получить от государства один миллион двести тысяч гривен. И на этом спасибо.

«Бывший ударник» (конкурс)
— По наиву уточняю: как для «международного» события этих денег умеренно мало или недостаточно вовсе?

— Это примерно тридцать процентов от общего бюджета, если в этом году фестиваль «оценить» в 600 тыс. долл. — с учетом наших минимальных расходов. Не учитывая, конечно, непредвиденных расходов. Хотя на самом деле бюджет «Молодости» потянет и на один миллион долларов.

— В этом году вы заявили картины из сорока стран мира. Представительно. Гостей-то тоже ожидаете из этих стран?

— Из тридцати стран — уже точно. Более ста человек подтвердили свое участие. В этом году, кстати, у нас и рекордное количество фильмов на фестивале — четыре сотни! Много «короткого метра» — за счет этого и такой рекорд.

— Фестивальным центром 37-й «Молодости» станет кинотеатр «Киев». А почему ушли из «Баттерфляя» на Уриц­кого? С учредителями не договорились?

— Понимаете, в «Киеве» два больших зала и один зал DVD. В «Баттерфляе-Ультра­марин», где мы дислоцирова­лись в прошлом году, реаль­но на «Моло­дость» тоже было задействовано в основном два—три зала. Поскольку в других залах демонстрировался текущий голливудский репертуар. Мы благодарны «Баттерфляю» за сотрудничество. А в этом году «Киев» должен как бы сфокусировать фестивальную жизнь в одном месте — в центре города…

— На пересечении «торговых путей»?

— В том числе. Да и с транспортом несколько проще — рядом метро. И, как мне кажется, сама атмосфера и архитектоника «Киева» должны предать нынешнему фестивалю определенное настроение, эдакий шарм… С утра в двух залах конкурсные просмотры, после обеда — внеконкурсные программы. Очень насыщенные, кстати, программы.

— Дом кино в этом году опять «безмолствует», самоустранившись от сотрудничества с «Моло­достью»?

— Нет, мы как раз планируем представить в Доме кино бесплатную ретроспективу украинского сценариста Григория Колтунова. Но активной фестивальной площадкой Дом кино не будет… И не по каким-то «междоусобным» причинам. Скорее из-за технического состояния этого здания.

— Полагаю, морального тоже?

— Это здание давно требует ремонта. Необходимо срочное технологическое переоснащение. Иначе нет смысла даже пытаться вписать фестиваль в международный контекст в таких-то «декорациях». Впрочем, цель «Мо­лодости» не только присутствие в каком-то одном определенном месте, а скорее присутствие фильмов феста в самых разных залах столицы. Сотрудничаем с кинотеатрами «Жовтень», «Украина», «Баттерфляй» (на Петровке).

— С «Одессой-кино» не сотрудничаете?

— Тут есть свои вопросы. Как и проблема с достаточным количеством копий определенных фильмов. Некоторые резонансные картины многие кинотеатры хотели бы показать именно у себя, а это не всегда получается. Что касается «Киева», мы надеемся создать там непосредственную, живую, я бы даже сказал студенческую атмосферу фестивального общения. Программы «Молодости» очень насыщены. Интересна программа нового русского кино. Замечательные новые картины представляют французы, немцы, голландцы, итальянцы.

— Вы открываетесь «Душкой» Стеллинга с участием Маковецкого. А уже решен вопрос с фильмом на закрытии фестиваля?

— На закрытие предполагался фильм «Цветение» режиссера Вадима Перельмана, как известно, он экс-киевлянин и очень успешный в Голливуде человек, которого даже «Оскар» не обошел вниманием после его фильма «Дом из песка и тумана». В «Цветении» в одной из главных ролей Ума Турман…

—Вы, небось, мечтали, что и она появится в Киеве?

— Не «мечтали», а даже вели предварительные переговоры. Но в последний момент Перельман решил перенести свою премьеру на весну 2008-го.

«Душка» Йосса Стеллинга: фильм будет показан на открытии фестиваля 20 октября во Дворце культуры «Украина»
— В таком случае, кто реально (а не виртуально) из vip-гостей может показаться на «Молодости»? Для СМИ это всегда навязчивая идея — приедут не приедут.

— Могу сказать, что уже есть предварительное согласие Сергея Маковецкого — в связи с премьерой фильма Йосса Стеллинга «Душка». Эта картина снималась, в основном, в Киеве. Ожидаем режиссеров Александра Соку­рова, Андрея Звягинцева. Никита Михалков заинтересован фестивалем. Тем более, как я уже сказал, у нас довольно насыщенная программа российского кино. И мы активно работаем с российскими дистрибьюторами. Так как кино в России…

— …больше, чем кино?

— Возможно, и так. Но там ведь действительно снимают уже по триста картин в год! Им правда есть что показывать…

— …и есть что рассказывать.

— Безусловно! Никите Сергеевичу, кстати, много хорошего о «Молодости» рассказала дочь Анна, которая презентовала в рамках прошлогоднего фестиваля фильм «Связь» режиссера Дуни Смир­новой. И Андрей Халпахчи хорошо знаком с Михалковым. Так что надеемся.

— Относительно Изабель Юппер… Вы заявили о выставке ее фотопортретов. А саму «модель» следует ожидать?

— Изабель — невероятно востребованная актриса. Об этом, видимо, даже не стоит лишний раз повторять. Насколько мне известно, она в это время будет в Африке, там у нее двухмесячные съемки. А ее фотовыставка в Киеве в рамках «Молодости» — проект особый. Это часть международной экспозиции «Изабель Юппер — женщина в портретах». Собрано 120 портретов актрисы — от 75 выдающихся фотографов мира. Среди которых Анри Картье-Брессон, Питер Линдберг, Гельмут Ньютон. Еще год назад эта выставка была представлена в Париже. Впоследствии ее видели в самых разных городах мира. Приятно, что и Киев имеет такую возможность… А относительно vipов «Молодости»… Ожидаем и Жерара Депардье…

— «Знатного виноградаря» и активного лоббиста украинских киноинтересов?

— У нас создан наблюдательный совет фестиваля — и Депардье со своей стороны отвечает за приезд vip-гостей на форум.

— Ого!

— Да. Так что, надеюсь, ничто не помешает ему прибыть в Киев. У него даже были запланированы съемки в Израиле. Но он их отменил и обещал быть здесь. Есть вероятность, что благодаря Депардье увидим и Монику Белуччи… Но опять-таки это только вероятность.

— С Жераром Депардье столь тесный контакт благодаря фонду Катерины Чумаченко?

— Ну, не только… Существуют и очень доверительные дружеские отношения с Андреем…

— Халпахчи вы, похоже, разгрузили от бремени финансово-экономической тяжести?

— У него серьезнейший участок — формирование программ. И не только…

— Виктор Андреевич в этом году по-прежнему остается в статусе почетного президента? Или, возможно, опять сей статус вернется к Богдану Ступке?

— Все по-прежнему. Виктор Андреевич — почетный президент «Молодости». И на фестивале он будет вручать специальный приз за вклад в мировое киноискусство Алену Делону.

— Между прочим, «сколько стоит» такой вечно молодой артист, как Делон, — в плане его приглашения на киевский фестиваль?

— А вот как раз благодаря тому, что Ющенко наш почетный президент, это упрощает и даже снимает некоторые проблемы. Вопрос с приездом решается на уровне секретариата президента. Это официальное приглашение актеру — от Виктора Ющенко.

— При всей симпатии к Делону, не странно ли: расцвет его — это фильмы Лукино Висконти и Рене Клемана, а «Мо­лодость» по идее должна бы делать vip-ставки хотя бы на тех, кому за сорок, а не за семьдесят…

— Не спорю. Хотя «возрастной ценз» — очень большая условность.

— Кстати, меня не так давно активно уверяли, будто бы гендиректором фестиваля станет Владимир Оселедчик. Что-то не сошлось?

— Возможно, и велись переговоры. Возможно, и этот вариант рассматривался. Но без меня. И я бы не стал это комментировать.

— Если помните, во времена «нашего счастливого детства» Московский международный кинофестиваль пренепременно сочинял для себя определенный слоган… Ну, к примеру, в таком-то году «мы дружим с неграми», а через два года — уже мир и любовь с китайцами… Что касается «Молодости»: вы как-то стремились сформулировать идеологический «посыл» — хотя бы в отношении номера 37?

— Не стал бы говорить об идеологии… По-моему, сам формат «Молодости» — это и есть «идеология»… Тем не менее определенная «установка» на этот год существует. Хотелось бы выйти на иной, более высокий уровень организации фестиваля. И, повторюсь, хочется, чтобы «Молодость» не замыкалась в рамках интерьера только одного кинотеатра и одного города, а фильмы под «грифом» нашего фестиваля шли в прокате в самых разных городах Украины.

— С компанией Дениса Иванова «Арт-Хаус Траффик» вы по этому вопросу сотрудничаете?

— Можно сказать, что у нас одно общее поле деятельности. И аудитория в общем-то одна. Но у каждого свой прокат. Как свои цели и задачи.

Максим Илляшенко — генеральный директор кинофестиваля «Молодость». Окончил На­циональный университет имени Тараса Шевченко. В настоящее время — в аспирантуре. Периодически занимается переводами с французского. В организационной структуре «Молодости» не первый год. Поначалу работал в пресс-центре. Затем занимался «деловой» стороной фестиваля — документы, контракты, договоры и т.д. С этого года — гендиректор. Его хобби и определенный бизнес — продюсерская деятельность. Неоднократно организовывал в Киеве заметные художественные акции — творческие вечера Аллы Демидовой, Сергея Юрского, Елены Камбуровой и многих других.

КОМПАС

Жюри. Его возглавил Мохсен Махмальбаф (Иран) — режиссер, сценарист, актер. В состав жюри также вошли Гражина Арлицкайте (Литва), Анатолий Кокуш (Украина), Фредерик Зихлер (Франция), Моритц де Хадельн (Швейцария).

Конкурс (полнометражные фильмы). «Конец» (Венгрия), «Калифорнийская мечта» (Румыния), «Путешествия оркестра» (Израиль, Франция), «Жестокость» (Россия), «Мутум» (Бразилия), «Монотонность» (Литва), «Холтрейн» (Германия), «У реки» (Украина), «Скорость рождает забвение» (Аргентина), «Конокрады» (Бельгия).

Внеконкурсные события. Ретроспектива фильмов Изабель Юппер (шесть лет). Новинки голландского кино. Программа Киношколы Сем Шпигель (Израиль). Особое событие — фотовыставка к 70-летию со дня рождения Ады Роговцевой. «Из Италии с любовью» (последние достижения). «Ночь короткого метра» (Нидерланды, Германия, Финляндия, Италия). «Кино с греческим акцентом». «Немецкий бульвар». «Фестиваль фестивалей» (победители крупнейших международных форумов). «Teddy» и его друзья (последние достижения гей-лесби кинематографа, отмеченные на Берлинском кинофестивале). А также панорама нового российского кино, в которую вошли фильмы «Путешествие с домашними животными», «Простые вещи», «Одна любовь на миллион», «11 писем к Богу». Плюс панорама современного французского кино: «В Париже», «Чудо Медеи», «Детство», «Семейные герои», «Тайная любовница», «Бессердечная».

Украинское кино: отражение в «Зеркале недели»

«ЗН» традиционно и ежегодно поощряет достижения молодого украинского кинематографа в рамках фестиваля. И на этот раз в поле зрения газеты будет довольно пестрая панорама отечественного кино, которому, увы, широкого проката пока не видать. В списках этих лент значатся следующие названия: «Розовые сиропы» (реж.Анна Гальченко), «Intermezzo» (Максим Осин), «Как чудо?» (Вероника Шкробтак), «Молчание» (Олег Старинский), «…» (Максим Шлапак), «Груша» (Юрий Булдименко), «Большое путешествие» (Виктория Трофименко, Ульяна Данилюк), «Сокровище» (Игорь Пасько), «Не от мира сего» (Елена Максименко).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме