Презентационный показ нового украинского художественного фильма «Мамай» — прокат его, при благоприятных условиях, предполагается лишь через год — вызвал одновременно радость и грусть, оставив массу вопросов, которые принято называть «информацией к размышлению».
Радость, потому что долгожданный режиссерский дебют, дипломная работа Олеся Санина, который со времени окончания творческого вуза успел снять энное количество документальных и видеофильмов и стал режиссером первой категории, состоялся и вышел на встречу со зрителем. Потому что эта картина — безусловный продолжатель традиций украинского поэтического кино, снискавшего интерес и уважение мировой кинообщественности, — по своим творческим и техническим показателям может претендовать на равноправное участие в престижных фестивальных баталиях. Потому что, потеснив немногочисленное в последние годы и не всегда удачное кино мэтров, в киноафише появились представители нового кинопоколения.
Грусть же вызвана тем, что кино, сделанное Саниным, можно без натяжки отнести к авторскому, не потребляемому широкими зрительскими кругами, стало быть, не предусматривающему не только прибыль, но и финансовую компенсацию.
Неблагоприятный фон, созданный неадекватными историческими киноэкзерсисами последних лет украинского кино, способствовал сгущению атмосферы неприятия очередной ленты, в основе которой — отсыл к историческим корням. Но сам режиссер, он же автор сценария, подчеркнул, что не стремился создать историческое полотно, а лишь, использовав благодатный материал, предложил публике собственную трактовку истории любви. Он даже назвал своих героев украино-татарскими Ромео и Джульеттой. Тема неприятия семьями, сообществами и даже государствами духовного и физического соединения людей, принадлежащих к разным религиям, не нова в кино. Достаточно вспомнить получивший гран-при на последних «Ликах любви» фильм Чаплиных «Труба в долине». Но в «Мамае» любовная драма носит притчевый характер, наполнена ветром свободы бескрайних степей и светлой грустью потерявшей любимого женщины, которая носит под сердцем его дитя.
Фильм завораживает необыкновенной красоты видеорядом, продуманно сочетающим изысканные крупные планы, богатую игру цвета и света степи с откровенными отсылами к старинным барельефам. Это вдохновенная и очень профессиональная работа оператора Сергея Михальчука, уже сделавшая его «избранным». Валерий Тодоровский, увидев куски отснятого материала «Мамая», безошибочным чутьем угадав талант, пригласил Сергея в Москву на проект «Любовник». И именно за операторскую работу последний был удостоен награды на фестивале в Сан-Себастьяне.
Думаю, операторская работа наряду с очень интересной, создающей настроение музыкой, которая органично вплетается в кинополотно (композитор Алла Загайкевич), станут в первую очередь предметом интереса жюри предполагаемых международных кинофорумов. Кроме того, безусловной удачей картины, на мой взгляд, является открытие «нового лица» украинского кинематографа — исполнительницы главной роли Виктории Спесивцевой.
Притчевая форма, избранная создателями ленты, предполагает четкую, даже жесткую выстроенность, ясность сценарно-режиссерского замысла. Вспомним хотя бы последнюю работу А. Хамраева «Бо-Ба-Бу», собравшую россыпь международных наград различного ранга. В «Мамае» оправданное украинскими думами повторение, украшенное эмоционально сменяемыми ракурсами, часто не подкреплено сквозным сюжетным действием. О причинах скорее нужно догадываться сообразно собственным эмоциям, чем видеть их из сюжетных следствий. Кроме того, временами, если выпасть из состояния, в которое приводит зрителя магия картинки, фильм кажется неоправданно затянутым. Но и здесь я готова оправдать Санина — когда дитя (читай — картина) рождается в муках, дорог каждый кадр, потому предан ему и любишь его безмерно.
Не стану утверждать, что с появлением «Мамая» украинское кино обрело новую стилистику, предложило миру свой, никем не слышанный дотоле язык. Но с радостью отмечу, что в наше кино пришло новое поколение — режиссеров, продюсеров, операторов, актеров и т.д., профессионально и потенциально готовых говорить со зрителем ХХI века. Дай Бог им успешной работы в Украине, не расхватали бы их в мир по ниточке.