ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО!

Поделиться
Затрагивать тему законодательства, регламентирующего меценатскую и спонсорскую деятельность в Украине, в последние годы было делом неблагодарным...

Затрагивать тему законодательства, регламентирующего меценатскую и спонсорскую деятельность в Украине, в последние годы было делом неблагодарным. Точнее, порассуждать о нецивилизованных украинских законах мы всегда были горазды. Но каждый раз, когда, например, у меня возникала идея раскрыть эту тему в том издании, в котором я работал еще год назад, эти попытки наталкивались на протест «высшего руководства» — мол, «опять одни начнут денег просить, а другие интеллигентно от них отплевываться». И, надо сказать, это самое «высшее руководство» было абсолютно право. Поскольку в стране, где государство стремится ободрать налогоплательщика до нитки, говорить о «цивилизованном законодательстве в области благотворительной деятельности» было, по меньшей мере, несерьезно.

Но вот государственные мужи начали делать некоторые шаги навстречу как олигархам (зачастую себе), так и простым смертным, декларируя постепенное снижение налогов и даже иногда подтверждая свои стремления на деле. А судя по тому количеству статей о привлекательности меценатства, которое мы могли прочесть за последнее время в деловой прессе, тема эта становится востребованной, даже модной. Посему возникает вопрос: «Насколько сегодня серьезен вопрос о совершенствовании вышеупомянутого законодательства в стране, которая всеми силами стремится в Евросоюз и поэтому пытается приобрести хотя бы некоторые черты развитого европейского государства? Есть ли реальные основания говорить о существенном увеличении количества потенциальных меценатов и нужно ли для их благотворительной деятельности новое, более либеральное законодательство?

Словарик мецената

Для начала определимся с понятиями «меценат» и «спонсор». Хотя об этом уже много писали, но на практике данные термины часто путают. К примеру, когда некая бизнес-структура или отдельный бизнесмен выделяет деньги для проведения концерта, финансирует театральную постановку, организацию выставки и т.д. и главным условием ставит определенное количество «засветок» своей торговой марки или имени на телевидении, радио и в прессе, то такого «благотворителя» сложно назвать меценатом. Но проблема отечественной бизнес-культуры предыдущих лет как раз и заключалась в том, что многие бизнесмены считали такие поступки со своей стороны самым настоящим меценатством. А на возражения, что, мол, меценатство — «это когда делают за просто так, за спасибо» отвечали, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Как сказал главный редактор «Делового журнала» Владимир Корнилов: «Если бы Гай Цильний Меценат в свое время потребовал от императора Августа какие-то льготы или привилегии за то, что он поддерживает поэтов и музыкантов, то сегодня слово «меценат» имело бы другое значение. Меценатство, которое требует дивидендов в любой форме, это уже спонсорство».

На кого равняемся?

Сложно не согласиться с этими словами. Но для того, чтобы это стало аксиомой среди потенциальных меценатов, необходимо, чтобы в бизнес-среде выкристаллизовалась определенная бизнес-элита — некий круг своего рода «законодателей мод», с которых другие бизнесмены не стеснялись бы брать пример. Несложно заметить, что если в середине 90-х главной забавой «новых русских» было финансирование разного рода конкурсов красоты и спонсирование «модельных агентств», то в последнее время, с отходом «братвы» на задний план и поднимающимся (правда, иногда из нее же) легальным большим бизнесом, эстетика мероприятий, на которые бизнесмены выделяют средства, заметно возросла.

Это подтверждает и председатель правления «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин: «Безусловно, большой бизнес в Украине давно структурирован и в последнее время весьма активно поддерживает те или иные культурные акции общенационального уровня. Естественно, растет и культура благотворительности, повышается ее «вкусовой» уровень. Опыт и практика свидетельствуют о том, что опостылевшие конкурсы красоты всех уровней, включая районный, пошли на убыль».

Его позицию поддерживает, правда, с некоторыми оговорками, и известный общественный деятель, организатор театрального фестиваля «Мистецьке березілля» и директор одноименного продюсерского агентства Сергей Проскурня: «Изменение вкусов бизнесменов имеет несколько причин. Во-первых, это общая пресыщенность — есть целый ряд богатых людей, которые начинают ощущать в себе потребность в филантропии. То, что их становится все больше, очевидно. Их филантропия базируется не на понимании творческого процесса и углубленном проникновении в явления культуры и искусства, а исключительно на гурманских, эпикурейских мотивах, желании еще как-то себя выделить.

Но в кругу этих людей подобное может стать модой. И уже тогда это может превратиться в серьезное явление.

Второй мотив — это пресыщение поп-культурой. Субкультура уже не удовлетворяет потребности людей. Во-первых, ее очень много, во-вторых, она не обновляется. Поэтому люди ищут ощущение новизны и случайно попадают в оперу, драматический театр — в ту среду, в которой еще лет пять назад себя даже не представляли. Они еще не умеют себя вести в этой среде, не выключают мобильные телефоны, даже если Костя Райкин напоминает об этом перед началом спектакля три раза. Но они уже смотрят Райкина в спектакле «Контрабас» не как явление субкультуры, это попытка прикоснуться к чему-то серьезному и вечному».

Нужно сказать, что тот же спектакль «Контрабас» с Константином Райкиным и многие другие культурные мероприятия подобного уровня в последние 2-3 года стали возможными в Украине как раз благодаря тому, что отечественные компании увидели в спонсировании такого рода акций источник создания благоприятного имиджа. Еще не так давно подобное было большой редкостью. Достаточно вспомнить яркий, вызвавший большой резонанс фестиваль, устроенный Романом Кофманом в Киеве в конце 90-х годов под названием «Роман Кофман и его друзья». Тогда, чтобы пригласить для концертов в Национальной филармонии Украины мировых звезд первой величины, Роману Исаковичу пришлось немало поморочить себе голову. Поддержать фестиваль предлагали многим фирмам, поддержали же только иностранные компании. Отечественные бизнесмены тогда никакой заинтересованности так и не проявили, и примеров таких великое множество.

Сегодня на заметное изменение ситуации в этом отношении повлияли сразу несколько факторов: во-первых, в Украине появились компании, которые занимаются не перепродажей, а выпуском собственной продукции. Как следствие — появились собственные торговые марки, которые нужно «раскручивать». Появилось разделение понятий «прямая реклама» и «имидж», PR. А коль скоро возникла потребность в создании имиджа не «крутых пацанов», а серьезных компаний, заботящихся о своей репутации, то яркие явления «высокой культуры» как нельзя кстати подошли для реализации этих намерений. На это начали выделяться немалые суммы, причем не из «лишних» денег, а из рекламных бюджетов. Можно сказать, что участие в качестве «титульного спонсора» различных фестивалей, благотворительных акций и т.д. сейчас является своего рода рекламой V.I.P-класса.

Помимо названых причин подстегнуло к этому наших бизнесменов также и то, что на привычных рекламоносителях попросту стало мало места — телеканалы забиты рекламными блоками, а популярные периодические издания — рекламными макетами. Естественно, это не может не вызывать раздражения у потребителей рекламы. Кроме того, в последние годы, после знаменитых рекламных кампаний на телевидении, вроде «Лени Голубкова» или «Ой — Топ-сервиса» и последующего краха «с отягчающими последствиями» фирм-рекламодателей, доверие к прямой рекламе серьезно подупало — об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования. В этих условиях эффектный пиар, благоприятный имидж стал чуть ли не главным фактором лояльного отношения аудитории как к самой компании, желающей засветить себя и свою продукцию, так и к ее прямой рекламе на традиционных носителях. Большую роль в разъяснении этих простых истин отечественным бизнесменам сыграл приход на украинский рынок опытных международных консалтинговых компаний, рекламных и PR- агентств.

Духовная потребность или PR для узкого круга?

Итак, со спонсорством вроде бы все ясно — и время пришло, и объективные причины очень даже способствуют. Что же до меценатства, то в эти «тонкие миры» мы только начали входить.

Как мы выяснили, почва для разговора о меценатстве уже появилась — по мнению наших экспертов, желание помогать, причем помогать безвозмездно, у наших бизнесменов все-таки есть.

Подтверждений тому много. По словам В. Корнилова, он сам был свидетелем того, как одна популярная певица и актриса пожертвовала весьма значительную сумму вдовам погибших шахтеров и при этом очень просила никогда не упоминать ее имени в этой связи: «Иногда очень удивляешься, случайно узнав, что тот или иной бизнесмен дал деньги на строительство храма, реставрацию колокола и т.д. Причем чаще всего они предпочитают не придавать сей факт широкой огласке, чтобы в последствии не иметь проблем с фискальными органами».

Во многих европейских странах меценатская деятельность имеет не только моральную, но и материальную поддержку государства, которое освобождает своих граждан от части налогового бремени. В той же Германии в благотворительной деятельности заинтересованы не только крупные бизнесмены, но и простые немцы. Именно поэтому сотни украинских школьников и студентов в свое время смогли увидеть эту страну. Их расселяли в немецких семьях, которые, в свою очередь, получали налоговые льготы от государства. Можно, конечно, в некоторой степени назвать поступки таких меценатов лицемерием, поскольку без подобной заинтересованности немцы вряд ли массово расселяли бы у себя «чернобыльских детей». Но факт остается фактом, в этих странах действуют целые системы поощрений для тех, кто занимается благотворительностью.

В Украине же, на сегодняшний день, высокие порывы отечественных меценатов регламентируют Законы «О благотворительности и благотворительных организациях» и «О налогообложении прибыли предприятий». В последнем, в частности, сказано, что: «Суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) на протяжении отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации, что составляет не менее двух и не более пяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, включаются в валовые расходы». И все. Скажете, мало? Возможно. Хотя на сегодняшний день и эти нормы, наряду с многими другими, приостановлены законом о госбюджете-2004 — для перестраховки рисков от недополучения средств в бюджет в связи с принятием 13-процентного подоходного налога.

Но, по большому счету, говорить о неких цифрах, процентах от прибыли, которые может быть позволено отдавать на благотворительность, можно будет только тогда, когда большинство наших бизнесменов начнут эту прибыль «светить». Пока же наш среднестатистический купец на бумаге «гол, как сокол», о каких-либо подвижках в этом деле говорить рано. С большой долей иронии можно сказать, что в таком случае благотворительностью является уже просто то, что эти бизнесмены который год пашут на ниве бизнеса, укрепляя экономическую мощь государства.

Надежда на то, что требуемые изменения в нынешних бизнес-схемах произойдут, все же есть. Ведь такие законопроекты, как, например, «О легализации средств, полученных нелегальным путем» просто так не рождаются, да еще и три сразу. Другое дело, что, как выразился по этому поводу Владимир Корнилов: «Все хотят, но мало кто в это верит».

Любопытно, что хотя о необходимости принятия современного законодательства в этой сфере говорится давно и много, на рассмотрение Верховной Раде на сегодняшний день был представлен только один законопроект, где есть соответствующий пункт. Да и то в «Кодексе законов о культуре» фигурируют абсолютно идентичные нынешним нормы налогообложения меценатской деятельности. Казус же ситуации в том, что при всех разглагольствованиях никто из «державотворців» до сих пор так и не смог предложить действительно стоящий законопроект, способный, с одной стороны, дать отечественной социальной сфере и украинской культуре дышать в полную силу благодаря негосударственным вливаниям, а с другой — воспрепятствовать не чистым на руку дельцам использовать его для отмывания денег. А посему если в следующий раз кто-нибудь из господ-депутатов начнет восклицать, что, дескать, «даешь цивилизованное законодательство в области меценатства!», наверное, стоит ответить: «Конечно, даешь! Вот ты и давай!»

Диалог об «особенностях национального меценатства» еще далек от завершения. Но ясно одно — он должен строиться не на популистских лозунгах политиков, использующих данную тему для надувания рейтинга перед выборами, а на реальных, действенных аргументах всех участников, причастных к этому процессу и доказавших это на деле.

Юрий Богуцкий —
министр культуры и искусств Украины

Нынешний климат в сфере меценатства свидетельствует об увеличении его роли в области современной культурно-художественной жизни. Прежде всего государство стремится создавать самые благоприятные условия для его развития, обеспечения всестороннего доступа к культурным достояниям, формирования высоких духовных запросов граждан, улучшения условий творческой деятельности, укрепления положительного культурно-художественного имиджа Украины в мире.

До 2002 года при правительстве функционировал постоянно действующий организационный комитет по подготовке и проведению общегосударственного смотра меценатства и спонсорства. Последний проводился каждый год на региональном и государственном уровнях с целью создания условий, которые оказывали бы содействие благотворительности и возрождению традиций меценатства в духовной жизни народа, привлечению внимания общества к проблемам сегодняшнего дня, предоставлению помощи малообеспеченным слоям населения, а также популяризации имен благотворителей, деятельность которых направлена на защиту граждан преклонного возраста и инвалидов, материнства и детства, развитие культуры, науки и образования, физической культуры и спорта, охрану и сохранение культурного наследия.

Участниками смотра были физические и юридические лица, занимавшиеся добровольной бескорыстной деятельностью, предоставляя материальную, финансовую и иную поддержку тем, кто нуждается в благотворительной помощи. Вместе с тем это служило популяризации имени (названия), торговой марки благодетеля.

По результатам смотра определяли победителей. При этом основным критерием был весомый вклад в различные сферы жизни, в том числе содействие развитию культуры и искусства.

Вместе с тем меценатство не как явление, а как объект нормативного регулирования на сегодняшний день отсутствует. В Законе Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» дается лишь определение меценатства как специфической формы предоставления благотворительной помощи.

Вопрос нормативно-правового урегулирования меценатства встал достаточно давно.

В частности:

1. Необходимость разработать нормативные акты, которые будут оказывать содействие привлечению инвестиций в сферу охраны культурного наследия, и внедрение системы мероприятий поощрения меценатов и спонсоров для предоставления благотворительной помощи на охрану объектов культурного наследия, в том числе путем внедрения государственных наград, предусмотренных пунктом 3.18 постановления Верховной Рады Украины «Об информации Кабинета министров Украины о современном состоянии и перспективах охраны объектов культурного наследия Украины, а также памятников истории и культуры украинского народа, которые находятся за ее границами».

2. Президент Украины своим распоряжением от 12 февраля 2000 года № 84/2000-рп «О содействии благотворительной деятельности в Украине» с целью создания условий, которые содействовали бы благотворительности и возрождению традиций меценатства в духовной жизни народа, обязал Кабинет министров Украины рассмотреть возможность дополнительного стимулирования благотворительности посредством механизма налогообложения доходов физических и юридических лиц.

3. Стратегией преодоления бедности предусмотрено создать эффективное законодательное и нормативно-правовое поле для благотворительности и меценатства.

4. Одним из направлений создания нормативно-правовой базы в сфере культуры является разработка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов о спонсорстве, меценатах (постановление правительства от 28 июня 1997 г. № 675 «Об утверждении концептуальных направлений деятельности органов исполнительной власти относительно развития культуры»).

С этой целью правительство, согласно собственной Программе деятельности «Открытость, действенность, результативность» на 2004-й и последующие годы определило решить такую задачу, как содействие законодательному урегулированию вопросов относительно поддержки меценатства.

По моему мнению, поскольку меценатство охватывает различные сферы жизни общества, законопроект «О меценатской деятельности» (рабочее название) должен определить общие нормы относительно поддержки меценатства, льготный режим налогообложения и особенности осуществления деятельности меценатами в той или иной сфере.

При этом необходимо отличать меценатство от спонсорства. Спонсорство является добровольной материальной (финансовой, организационной и иной) поддержкой физическими и юридическими лицами тех, кто получает благотворительную помощь, но делается это исключительно с целью популяризации собственного имени (названия), своего знака для товаров и услуг.

Итак, бескорыстность, определенная как существенный признак меценатства.

Что касается положений, изложенных в разделе XХVI «Правовая регламентация меценатства в сфере культуры Кодекса законов о культуре», —представленного народным депутатом Украины М.Поплавским, то они поддержаны Минкультуры. Но предложенные в законопроекте нормы носят декларативный характер. Эти положения требуют дополнения и существенной доработки для приведения их в соответствие с действующим законодательством и нормативами нормопроектирующей техники.

Кстати, уже на стадии проработки этого кодекса со стороны Государственной налоговой администрации Украины были предложения изъять из проекта кодекса все положения относительно предоставления налоговых льгот меценатам.

Сергей Проскурня —
директор продюсерского агентства «Мистецьке березілля»

Говорить о каких-то серьезных тенденциях в меценатской деятельности, связанных с определенными именами или поступками, сегодня трудно. А вот говорить о климате, в котором мы существуем, уже вполне даже и время. Причем представления о взаимодействии власть имущих, деловых людей и людей искусства начали меняться еще во времена перестройки, когда пионеры бизнеса, стартовавшие благодаря деньгам компартии и комсомола, впоследствии выросшие до роли олигархов, заявляли активную, действенную жизненную и деловую позицию и хотели видеть себя рядом с яркими творческими явлениями.

Потом было наступление «дикого» периода, где яркие явления культуры, современного актуального искусства смогли проявить себя исключительно благодаря энергии свободы. Потому что серьезной финансовой поддержки этим явлениям не было. Мой опыт в некоторой степени характерен для этого периода — создается некий стереотип творческого человека, который может на минимальных ресурсах делать достаточно яркий, интересный художественный продукт. В то время как на самом деле продукт такого уровня должен быть обеспечен серьезной финансовой базой. В результате приходится практиковать и учить других, как за 5 копеек можно сделать то, что стоит 50 гривен.

Проблема заключается в том, что для того, чтобы возникало желание давать деньги на какие-то явления в культуре, нужно хоть немного понимать их. Поэтому иногда, потратив огромное количество времени и усилий, чтобы попасть на встречу с крупным бизнесменом, ты в конце концов встречаешься с ним, рассказываешь ему про «Мистецьке березілля», о других интересных проектах, и в ходе разговора понимаешь, что ему лучше отказать тебе, чем признать, что он ничего не знает о предмете разговора. Ведь почему «толстосумы» чаще всего идут на Пугачеву, Киркорова и другие раскрученные имена? Потому что им не надо задумываться, что это за явления!

В то же время эти бизнесмены пытаются дать хорошее образование своим детям, расширить их кругозор. И это один из положительных моментов, позволяющих надеяться на то, что в ближайшем будущем придет поколение бизнесменов, готовых продолжить традиции меценатства, существовавшие у нас не одно столетие.

Владимир Корнилов,
главный редактор «Делового журнала»

В последнее время, с общим ростом экономики, у нашего бизнеса появилась возможность помогать культуре не мелкой подачкой, а перевести эту помощь на более солидную основу. Не секрет, что и сейчас значительная доля меценатства, культуры, как и экономики в целом, находится в «тени». Во многом появление данной темы сейчас связано с общим желанием бизнесменов легализовать все свои доходы, чтобы не было никаких конвертов, «черного нала» и т.д. То, что именно сейчас активно лоббируется закон о легализации теневых доходов, в общем-то, тоже не случайно.

Однако следует четко разделять меценатство и спонсорство, понимать, что далеко не вся благотворительность является меценатством. К примеру, сейчас в связи с нестабильностью мировых валют (в частности, доллара) резко растет спрос на ювелирные изделия, антиквариат, картины. И назвать это чистым меценатством сложно, поскольку во все времена, когда финансовая нестабильность становилась ощутимой, начинали дорожать предметы роскоши и искусства. В этой связи картины перестают быть просто предметом искусства, а становятся видом бизнеса. И поэтому я бы очень осторожно подходил к тому, что есть настоящее меценатство, а что — чистой воды бизнес.

Если же взять законопроекты, которые имеются на эту тему в Верховной Раде, то, например, в проекте Кодекса законов о культуре, предложенного на рассмотрение прошлой весной депутатом Поплавским, меценатством называется «добровольная бескорыстная поддержка физическими лицами субъекта деятельности в сфере культуры» и в издательском деле. Это, конечно, очень хорошо перед выборами — позволить «меценатам», не облагая налогами, поддерживать издание предвыборных листовок, плакатов, книг с компроматом на противников и т.д. Причем, судя по этому проекту, заниматься такого вида «помощью» может и иностранный гражданин, чего он не может сделать по нынешним законам о выборах.

Обратившись к новейшей истории, можно увидеть, что еще на закате эпохи перестройки, когда люди с сомнительным прошлым начали резко обогащаться, было принято положение, по которому полностью освобождались от налогов различные благотворительные взносы. «Меценатов» тогда моментально появилось — пруд пруди. Порой фирмы 100 процентов своей прибыли как бы вкладывали в театры, музеи и т.д. Естественно, до театров и музеев деньги не доходили, а в виде «отката» оседали в карманах директоров этих заведений. Сейчас мы можем получить похожую ситуацию.

Борис Тимонькин,

председатель правления «Укрсоцбанка»

В соответствии с нормами действующего сегодня Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16 сентября 1997 года, меценатство — это добровольная бескорыстная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими лицами получателей благотворительной помощи, а спонсорство — это добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами получателей благотворительной помощи с целью популяризации исключительно своего имени (наименования), своего знака для товаров и услуг.

Таким образом, только физические лица могут заниматься меценатством, поскольку благотворительная помощь, которая предоставляется юридическими лицами, в том числе и финансовыми учреждениями, подпадает под определение «спонсорство». Спонсорство одновременно имеет признаки, присущие как благотворительной деятельности, так и рекламным мероприятиям:

— с одной стороны, спонсорство направлено на предоставление финансовой или материальной поддержки получателем благотворительной помощи;

— с другой — целью предоставления спонсорской поддержки является популяризация своего имени, названия или же товарного знака.

Такое законодательное размежевание меценатства и спонсорства относительно юридических лиц не совсем корректное и не отвечает сути благотворительной помощи, которая предоставляется конкретному физическому или юридическому лицу именно юридическим лицом. Если к нам в банк обращается физическое лицо или, к примеру, администрация детского дома за помощью, то банк в такой ситуации не думает о популяризации своего имени. Предоставляя благотворительную помощь, он помогает конкретному лицу решить его проблему. Банк в этом случае занимается не спонсорством, а меценатством.

Популяризация своего имени, названия или товарного знака, то бишь элемент рекламы, присутствует в случае, если мы финансируем проведение, например, концерта или другой массовой акции.

Таким образом, действующий Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» требует усовершенствования, а осуществление меценатства юридическими лицами должно быть законодательно урегулировано.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме