Шестой Международный фестиваль искусств «Славянский базар-97» был посвящен в этом году детям. Организаторы, справедливо рассудив, что их ребенку пошел седьмой год, решили отпраздновать этот факт вместе с его однолетками. Поэтому форум взрослых открывался Вторым Международным конкурсом детских шоу-программ. Традиция, основанная в качестве эксперимента, постепенно развивается, обрастая все новыми замечательными начинаниями в этом плане: конкурсы детского рисунка, выступления юных артистов на концертных площадках фестиваля и в пригородных летних лагерях отдыха, презентации любимого детворой киножурнала «Ералаш» и не менее привлекательного «Балагаши»(Израиль). Кстати, его главный редактор - известный писатель-сатирик А.Каневский был приглашен в этом году принять участие в работе международного жюри. Вообще, человека, более увлеченного детским творчеством, представить себе трудно. Поэтому, когда на конкурсе рисунка он увидел прекрасную работу «Кошка-актриса», предложил наградить автора - шестилетнюю витебскую художницу - специальным призом. И поскольку его не оказалось, А.Каневскому пришлось придумывать «на ходу». Журнал «Балагаша», огромная коробка конфет и предложение стать специальным корреспондентом этого детского издания.
Конкурс детских шоу-программ открыл для витебчан несколько интересных коллективов, и особенно приятно то, что второй раз в нем высшую награду завоевали наши юные артисты хореографического ансамбля «Пролiсок» (руководитель - народный артист Украины А.Коротков, Кировоград).
Программа «взрослого конкурса» молодых исполнителей популярной песни начиналась очень весело и также по-детски задорно, азартно и непредсказуемо. Жеребьевка - очередная придумка организаторов. Как в смешной и многозначительной детской игре «Третий - лишний»: в скверике перед дирекцией фестиваля состоялось предварительное соревнование, в котором конкурсанты вручили свою судьбу в детские надежные руки. Так наши украинские участники получили номера «шестой» - Любомир Чермак и «тринадцатый» - Инеш Кдырова.
Углубившись в тему подготовки и проведения конкурса молодых исполнителей, могу лишь посожалеть о том, что его судьба до сих пор не заинтересовала серьезные государственные структуры. Если в первые годы существования фестиваля отбором занимались серьезно и планомерно, проводя предварительные прослушивания открыто и в основном объективно, то последние два года это происходит сумбурно и неподготовленно. Полученная руководством Национальной телекомпании Украины генеральная доверенность Международной корпорации «Славянский базар» определила выбор организаторов этого процесса, ими стали представители Творческого объединения «Новое поколение» А.Бутко и Е.Фурманова. Конечно, за огромную работу по подготовке и проведению прослушивания им все были благодарны, но то, что отбор происходил в «последнюю минуту», на грани срыва, сыграло свою роль. Как могло получиться, что из всех всеукраинских фестивалей и конкурсов не было ни одного победителя, представленного на «Славянский базар»? Болгария посылает на фестиваль лучшего певца по результатам года, Россия, Белоруссия, Югославия и Польша представляют победителей своих национальных конкурсов. Украина, имея не один десяток молодежных песенных соревнований, показала на «Славянском базаре-97», что нет единства в этом процессе, нет стремления прийти к общему результату. Остались только личные честолюбивые замыслы отдельных функционеров нашего так называемого шоу-бизнеса. Безусловно, одной из основных причин вот уже второй год является отсутствие единого национального оргкомитета по подготовке к фестивалю «Славянский базар».
Так, наших конкурсантов принимала в этом году Международная корпорация, они сами платили за свое участие в конкурсе и подготовку оркестровок, сами беспокоились о репетициях с Государственным оркестром Белоруссии под управлением М.Финберга, подбирали свой репертуар. Единственным «вмешательством» в этот процесс стало условие, поставленное перед Инеш Кдыровой: петь только украинские песни. Хотя, как выясняется, это совсем не обязательно, главное - на конкурсе выступить, как можно ярче раскрыв все свои способности и возможности исполнителя. Возможно, если бы она пела во второй день конкурса один из своих романсов, это прозвучало бы ярче и интереснее, чем песня А.Мирошниченко?
Сравним наши два разговора: после жеребьевки и после окончания конкурса.
Встретившись с Инеш, только что ставшей обладательницей «счастливого» номера - 13, но не показавшей своего беспокойства по этому поводу, я подумала о том, что эта девушка - настоящий боец.
- Как понравилась жеребьевка?
- Очень! Получилось такое азартное зрелище! Я была на многих конкурсах, всегда что-то было своеобразное, но эта - самая оригинальная.
- Впечатления от фестиваля уже есть?
- Мне очень понравился концерт украинской делегации, сам Витебск. По-моему, «Славянский базар» - это счастливый для Украины конкурс. Многие победители и дипломанты получили здесь хорошее начало своей карьеры. Это самый доброжелательный и добродушный фестиваль: множество добрых лиц и интересных людей.
- Что значит для вас конкурс?
- Скорее всего - игра. Победит тот, кто лучше сумеет сконцентрировать внимание, серьезнее отберет репертуар.
«После конкурса кулаками не машут». Тут уж включились в игру как субъективные, так и объективные факторы. В первый день для Инеш М.Финберг взял темп медленнее, чем это было нужно, а Любомиру он сыграл наоборот, быстрее. Второй день принес новые неожиданности. Говорить с Инеш после потрясения, насколько неравномерными оказались оценки жюри во второй день конкурса, было трудно. Выход певицы на сцену совпал с началом очередного проливного дождя, выгнавшего из амфитеатра часть публики. Трудно петь, когда зрители просто убегают из зала, а оставшиеся накрылись зонтами. Но не это повлияло на выступление конкурсантки. На мой взгляд, причиной стала все же не очень удачная песня для этого случая. Год от года конкурс «Славянского базара» убеждает в том, что, кроме хороших вокальных данных, певец должен иметь возможность их показать, а вот для этого-то и нужна настоящая так называемая «конкурсная» песня.
После второго результата в первом прослушивании наша конкурсантка получила четвертый - во втором и стала лауреатом третьей премии.
Но мы еще ничего не знали о премии, когда продолжили разговор на тему «Конкурсы в нашей жизни» сразу после выступления Инеш.
- Первые ощущения после завершения этого марафона?
- Чувство разочарования, потому что не смогла выступить так, как хотела, и, кроме того, чувствуется запрограммированность его результатов.
- С каким намерением вообще ехали на конкурс: только победить или интересно было поучаствовать?
- Должна сказать, что с течением времени каждый выход на сцену - то ли в конкурсе, то ли в ответственном концерте - уже становится привычным, и руководит чувствами разум. Любой хотел бы победить, на это рассчитывают все участники.
- Продолжая тему конкурса: что положительное и отрицательное получают его участники: работа, экзамен или еще одна возможность «засветиться» в прямой телетрансляции?
- Конечно же - реклама. Именно такие престижные конкурсы становятся известны, потому что их смотрит большое количество людей и, конечно, очень важно, когда артиста запоминают, - можно считать, что задача выполнена.
- Ближайшие планы - после конкурса?
- Буду общаться со своей маленькой дочкой, которой полтора года. Я не виделась с ней целую неделю. Она, наверное, смотрела меня по телевизору.
Моя жизнь пока еще не распланирована, как у других артистов. Выступления и концерты возникают почти «спонтанно». Меня никто не продюсирует, мы идем с моим мужем «тернистыми путями».
- Куда ведет этот путь дальше?
- Я очень хочу побывать на фестивале в Сан-Ремо. Это - моя мечта. Может быть, это самоуверенно, но я знаю, что в нашей жизни ничего нереального нет, нужны только желание и воля.
- Отличается ли Инеш в жизни от своего сценического образа?
- Есть какая-то отрешенность от быта. Мне очень помогает мой муж, который во всем меня поддерживает. Мы вместе около пяти лет, и еще одна моя мечта - купить свою квартиру. А в творчестве - недавно вышел мой альбом, в процессе работа над новыми песнями.
Наблюдая за развитием «конкурсного движения», можно смело утверждать, что время все расставляет по местам. Вот уже на эстраду смело выносят абсолютно полярные проявления современной песни: от фольклора в современных аранжировках - до джаза и соула в классическом гершвиновском варианте, и главное здесь - все же талант исполнителя, который может заинтересовать как новой версией киношлягера И.Дунаевского, так и песней, победившей в национальном хит-параде. Вот только поменьше бы предопределенности результатов на пути у наших молодых конкурсантов.