Эта встреча состоялась, конечно, не случайно. М.Левицкий - всегда в пути: между студиями звукозаписи, ТВ, радио - тем более во время подготовки к концерту группы «Братья Блюз» в Киеве.
-Когда же состоится долгожданный концерт, о котором ты мечтал, если не ошибаюсь, года два?
- Концерт состоится 23 декабря. Это приблизительно половина того идеального варианта нашей шоу-программы. Планируется участие балета, камерного оркестра. Все зависит, конечно, от финансовых возможностей продюсерского центра «Белые ночи» - организатора концерта. Это уже реальная проба нашего сольного концерта, к которому группа идет с момента победы на Всеукраинском фестивале «Червона рута'93» (Гран-при, а также названы лучшими музыкантами фестиваля М.Левицкий - лидер, О.Левицкий - саксофон, А.Мельник - бас-гитара).
- В течение этого пути шла подготовка или же вы просто не имели возможности осуществить свой проект?
- Возможности не было, т.к. пока музыканты никому не известны, в них, естественно, никто не рискнет вкладывать деньги. После того, как появляются публикации, звучат записи в эфире, происходят концерты, - появляется известность. Теперь это уже реальная возможность. Немного сейчас людей, работающих с украинскими исполнителями. А с другой стороны, пока только Ирина Билык осуществила свой сольный концерт.
- Мирослав, вот уже третий год группа «Братья Блюз» - обладатели Гран-при «Червоной руты», ведь в этом году никто не достиг вашей вершины. Как ты считаешь, почему так сложилось?
- Не знаю, наверное, в тот момент наша концепция совпала с фестивальной. Это было не спонтанно, а практически прогнозированно. Я вообще верю в то, что случайности не существует. Все - закономерно. Сколько ты вложишь своих усилий и таланта - в такой же мере тебе «воздастся».
Я не зацикливаюсь на «Червоной руте», потому что стилевая программа группы «Братья Блюз» намного шире.
- Как ты считаешь, вас еще что-то связывает с «Червоной рутой»?
- Конечно! В основных моментах наши взгляды совпадают. Быть в авангарде - это главное, и второе - концепция живого саунда. А разъединяют - взгляды на музыку вообще и на оценку ее развития в Украине, т.е. это - чисто творческие разногласия. Каждый имеет право на свою позицию. Если попытаться выразить в процентном соотношении, то получится, что на 60 % наша музыка связана с «автентикой», на 30% - с лирической эстетикой. А на 10% - что-то другое.
- Изменилось ли стилевое определение музыки, которую ты пишешь сейчас по сравнению с первым альбомом - «Sunday, 19.25»?
- Развитие - непрерывно. Только та музыка имеет ценность, которая создана искренне и бескомромиссно. Невозможно «угодить» и публике, и музыкальной критике.
- Считаешь ли ты свою музыку коммерческой?
- Безусловно! Дело во времени, аудитории... А Паваротти - это коммерческая музыка?
- Это - скорее, «коммерческий исполнитель»!
- Ты права. Думаю, если бы наша музыка была неинтересной, она не пользовалась бы «спросом» и в Украине, и за ее пределами. Знаешь, нас уже даже на улице стали узнавать!
- Как твои «братья» выдерживают испытание «бумом» поп-музыки?
- Это - настоящий натиск «фанеры». Поп- и техно- - на гребне. Музыкантам, играющим «живую» музыку, конечно, трудно. Ведь мы - как бы из «другого» теста, и к тому же в настоящее время в такие коллективы нужно «вкладывать» намного больше средств. Наверное, выдержат сильнейшие, наиболее стойкие. Прецеденты возврата публики к кумирам прошлого известны: «DEEP PURPLE», «LED ZEPPELIN», «NAZARET».
- Что помогает тебе сохранять свой стиль в жизни, на чем зиждется твой характер?
- На генах моего рода. Я происхожу из семьи греко-католического священника, которая ведет начало от тех времен, когда была подписана Уния. Мой прапрадед, прадед, дед - священники. Отец - врач, мама - учитель. Они никогда не поддерживали организации и партии конъюнктурного толка. Просто - честные, интеллигентные люди, имеющие свои идеалы. Это - основа и моего мироощущения. А еще в нашем роду был турецкий князь, Мустафа Али Мурза. Приехав в Украину, он полюбил девушку по фамилии Антимович (это моя прабабушка). Она отказалась ехать с ним в Турцию, наверное, это - первый уникальный случай, когда мусульманин принял христианство. Взяв себе фамилию жены, князь, лишенный на родине всех титулов, купил в Украине поместье. Бабушка отца, Антимович, славилась своей красотой, она носила титул «Мисс Галич».
- Эта история многое объясняет в твоем характере. Но вернемся к музыке. Каким ты видишь будущее группы «Братья Блюз» и украинской рок-музыки?
- Дело не в каком-то конкретном жанре. Вопрос глобальный, комплексный. Все дело в общем культурном уровне. На месте наших бизнесменов я не платил бы зарубежным звездам, а организовал бы, к примеру, Дни культуры Украины в Нью-Йорке или Вашингтоне. Только подбор участников должен быть абсолютно профессиональным! В Украине много талантливейших музыкантов, наверное, для достижения результата им следует объединять свои усилия. А о нашем будущем я скажу словами Сальвадора Дали: «Не бойся совершенствоваться, ибо совершенство не имеет границ».
- Существует ли его идеал для тебя лично?
- Я много слушаю сейчас старинной музыки, там есть прекрасные примеры, но и у тех творцов были проблемы. А вообще, наверное, когда идеал совершенства будет достигнут, искусство перестанет существовать.
- Мирослав, если бы ты узнал вдруг судьбу своей музыки - что ее ожидает судьба музыки Баха, которую при жизни не понимали и не воспринимали, и лишь через три столетия она возродилась...
- Это слишком роскошное сравнение! Я живу в своей музыке, и если через 300 лет благодаря ей меня вспомнят, я буду продолжать жить. А писать я постараюсь так, чтобы музыку «Братьев Блюз» слушали и через 300 лет!