В рамках 37-го Международного кинофестиваля «Молодость» состоялась украинская премьера картины Александра Сокурова «Александра» (с Галиной Вишневской в главной роли). Самого режиссера все-таки дождались в Киеве. И в левобережном кинокомплексе ТРЦ «KOMOD» (один из залов которого, кстати, называется «Сокуров») культовый режиссер непринужденно общался с фестивальными СМИ — о фильме, о Вишневской, о Чечне…
Первыми зрителями «Александры» стали жители Кабардино-Балкарии, ведь события в картине развиваются именно там. В российский прокат фильм выйдет только в конце ноября. Композитор и продюсер — Андрей Сигле. Кстати, он уже был продюсером фильма «Солнце». «Никогда продюсеры не вкладывают свои деньги в картину! — говорит Александр Сокуров, — Они занимаются их поиском. Но в случае с «Александрой» все произошло по-другому. Ведь для Андрея это был большой риск. У меня нет условий снимать картину семь-девять лет или два-три года. «Александру» мы сняли в ограниченные сроки и за ограниченные средства».
На этих съемках режиссер впервые посетил Кабардино-Балкарию и встретился там с древним родом Сокуровых. Работа над «Александрой» проходила также в Грозном, в Ханкале, где и дислоцируется группировка российских войск.
— Меня больше всего интересует, как славяне воспримут эту картину, — признался г-н Сокуров. — Впервые в случае с «Александрой» я выступаю и автором сценария, и режиссером одновременно. Когда сценарий был готов, я дал его прочесть ребятам-офицерам из Чечни. И, знаете, не получил ни одного замечания!
В кино я по-прежнему только ученик. Мне кажется, что ваш Александр Довженко наравне с Ингмаром Бергманом так много сделали в ипостаси, что этого на сто лет вперед хватит!
Съемки «Александры» проходили в том же месте, где разворачивается действие самого фильма. И я знал, что в данной теме «подставок» не должно быть.
Это был как раз тот период в российско-чеченских отношениях, когда ФСБ уничтожило Басаева. И я рассказал офицерам ФСБ, что Вишневская — великая женщина и она боролась за то, чтобы в России произошли изменения.
В титрах фильма приведены все имена военных, которые помогали обезопасить съемочную группу.
Бывало и такое, что Вишневскую привозили буквально на семь минут на съемочную площадку. К тому же стояла 50-градусная жара. И часто силы покидали Галину Павловну… В то время как раз очень плохо себя чувствовал ее супруг Мстислав Ростропович — ему сделали операцию в Швейцарии. Он ей постоянно звонил: «Мне очень плохо». Она его поддерживала: «Не хнычь, держись». Несмотря ни на что, Вишневская осталась в Чечне до конца съемок. Ведь всегда при любых обстоятельствах Галина Павловна умела сохранять твердость решений…
…До этого Галина Павловна проявила себя в роли актрисы лишь один раз — в фильме-опере «Катерина Измайлова». У нее мощнейший драматический дар, который я отметил давно. Я дал себе слово: если судьба предоставит случай, то обязательно поработаю с Вишневской. Еще у этой женщины жесткий, волевой характер, потому что часто в жизни она вынуждена была отстаивать свое достоинство. Ведь за большой талант всегда надо платить.
Оказывается, сразу после войны у нее была серьезная стадия туберкулеза, и врачи ей заявили: «Операция обязательна! Но петь после этого вы уже не будете…» И она сделала свой выбор… В этом плане она очень честный и открытый человек. У меня с ней ни разу не возникло никаких конфликтов. Моя любимая актриса — Анна Маньяни. И мы с Галиной Павловной перед съемками вместе смотрели фильмы с ее участием. Она мне сказала: «Саша, я иду за вами». И выполнила обещание.
Сюжет «Александры» и прост, и сложен одновременно. К молодому офицеру российской армии в Чечню приезжает бабушка — хочет посмотреть, как служит внук. Действие картины ограничено тремя днями. И все, что героиня Вишневской видит на Кавказе, о чем говорит, и составляет сюжетную ткань.
Героиня встречается со своими ровесницами — чеченскими женщинами. «Женщины в возрасте способны все простить, — говорит режиссер. — На них лежит ответственность за гуманитарность нации». В фильме никто не стреляет, никого не убивают. Люди разговаривают друг с другом, слушают друг друга, всматриваются друг другу в глаза. Возникает взаимное доверие и близость. И уже как бы и нет никакой речи о «разной крови», тем более что все и так говорят по-русски. В финале чеченский мальчик задает героине Вишневской — Александре Николаевне — в общем-то простой вопрос: «Когда вы отсюда уйдете?»
— Я отношусь к государству как к чему-то единому целому, — продолжает Сокуров. — И пусть это государство состоит из разных народов, национальность — божественная длань над человеком. Я трудно переживаю разруху. И наоборот, люблю целостность во всем. С другой стороны, понимаю, что развитие политики и экономики деструктирует и дегуманизирует разные сферы жизни. К сожалению, сейчас в мире гуманитарные принципы не являются основополагающими. И кинематограф, к сожалению, тоже в этом повинен.
В фильме героиня пристально всматривается в лица молодых бойцов. Изучает их быт, ощущает настроение каждого. Но не глядит по сторонам… Хотя вокруг — разруха сродни послевоенному Сталинграду. Как известно, все детство Галина Павловна провела в блокадном Ленинграде. И когда она приехала на съемки в Чечню, то сказала: «Я это уже видела. Все понимаю, все чувствую».
— Это же связь времен, — говорит режиссер. — Никто никуда не пропадает, нет черных дыр, и только наша воля определяет — знаем мы, помним или нет? Я тоже сын военного, поэтому знаю, что такое для русского человека война и как трудно остановиться и жить вне ее. Но что делать после того, как война закончится? Яркий пример — Раскольников. Он убил. Но как жить дальше с этим? Вот и я хотел, чтобы зритель посредством художественного языка посмотрел на эту ситуацию. Ведь все обречены жить вместе… Никто часть Кавказа не вырежет с карты. Если оглянуться, то русские вообще мало тратили времени на созидательную работу. С другой стороны, побывав в Чечне, могу сказать, что надежда на выздоровление есть. Потому что я не заметил ни злобы, ни агрессии по отношению к нам у местных жителей. Хотя они похоронили многих своих родственников.