В Одессе особой любовью и популярностью пользуется "Театр на Чайной". Эта театральная лаборатория основана силами выпускников Одесского театрального лицея. Со временем театр пополняли выпускники различных вузов и актеры из разных городов. В репертуаре - современная драматургия, классика: Иван Бунин, Леонард Герш, Моррис Панич, Бертольд Брехт.
Этот театр находится в бывшем помещении чаеразвесочной фабрики. Зальчик на полсотни мест всегда полон. На спектакли записываются заранее, бронируют места. Каждую постановку стремятся увидеть не один раз. В отличие от официальных театров Одессы, на Чайной работают интерактивно.
Показательный пример: "Странный спектакль, день второй (Все зависит от тебя)" рождался как продолжение "Странного спектакля, день первый (Не все зависит от тебя)" по маленьким пьесам известного американского драматурга Дэвида Айвза - не без участия публики.
То есть появление второго названия "чайники" ставили в зависимость от мнения зрителей. И только после того, как десяток "Странных спектаклей" прошел с огромным успехом (а в этой театральной лаборатории принято выслушивать отзывы зрителей после просмотра, за чаем или кофе), было решено продолжать работу над следующими тремя пьесами.
Участвуют в постановках "чайников" разные артисты. В миру рассеянные по различным коллективам официальных театров. Они добровольно, в свободное время встречаются здесь ради создания спектаклей "по любви", а не по приказу администрации. Полтора года в этих стенах воспитывали своих студийцев, часть которых осталась работать в этом же театре.
Руководитель "Театра на Чайной" и режиссер большинства постановок - Александр Онищенко. Еще в 90-е он овладел в Испании навыками строителя и своими руками проводил в этом здании ремонт, оборудовал сценическую площадку и закулисье. Кстати, по соседству с театром находится Экспериментальный центр современного искусства "Чайная фабрика". Зритель сначала попадает на выставку, потом заглядывает в шоу-рум, а уже затем входит в зрительный зал.
Маленький арт-кластер обнаружил тенденцию к расширению. Онищенко вместе со студийцами отремонтировали более вместительный зал по соседству - в том же здании. И в перспективе спектакли будут идти параллельно на двух площадках.
Этот одесский театр - показательный пример творческой инициативы "снизу". То есть не циркуляром и минкультовским распоряжением "рождается" новый украинский театр, а благодаря творческой энергии единомышленников, благодаря желанию обновить театральный контекст, наполнить его новой и вечной искренностью. Которая в наше время воспринимается как вызов официозному театру рутины.
Деятельность "Театра на Чайной" оценил известный режиссер Иосиф Райхельгауз. Он же впоследствии и пригласил Александра Онищенко на свой курс в РАТИ (бывший ГИТИС).
- Иосиф Леонидович пришел на наш спектакль "Маленький Донни, победивший мрак", а после просмотра состоялось серьезное лабораторное обсуждение, - рассказывает Александр Онищенко. - Что-то Райхельгауз принял, что-то - нет. Но изначально известный режиссер поверил в нас. В меня в частности. Так я попал в РАТИ.
- Поступая в театральный вуз, вам, уже состоявшемуся человеку, видимо, пришлось писать сочинение по литературе? Интересно, на какую тему?
- Достоевский… Тема "маленького человека". Правда, эта тема выпала на устном экзамене по литературе. А вот сочинение строилось на возможности заказать пьесу со своим сюжетом известному драматургу. И я написал Шекспиру.
Знаете, Достоевский мне близок еще по театральному лицею. И сейчас у нас идет моноспектакль "Сон смешного человека". Но главной книгой, которую я каждый раз заново для себя открываю, остается "Моя жизнь в искусстве" К.Станиславского.
Впрочем, я бы не сказал, что психологический театр - точная наука. Но основы, закладываемые на первом курсе, - это конкретные вещи. И педагоги следят, чтобы ты понял их всем своим нутром.
Законы психологического театра должны быть "вбиты" в актера, а тот, в свою очередь, должен воспитать в себе их строгое соблюдение.
***
Возвращаясь к "Странному спектаклю" Александра Онищенко, хочется упомянуть о миниатюре "Филадельфия", открывающей "второй день".
Улыбчивый, светловласо-светоносный Александр Бойко в образе сценариста Алекса доходчиво объясняет понурому Маркусу, герою Дениса Фалюты, как надо правильно вести себя, если все с утра подозрительно не заладилось: "Видишь ли, внутри того, что мы принимаем за реальность, есть такие карманчики, такие черные дыры, которые называются Филадельфиями.
Если в такую провалишься, то сталкиваешься как раз с таким дерьмом, которое с тобой сегодня весь день происходит. Миллионы людей всю жизнь проводят в Филадельфии и даже не осознают этого. Посмотри на сам город. Безнадежно, навеки пойман в капкан Филадельфии. Ты думаешь, они это понимают? Попробуешь убить себя в Филадельфии - только поранишься, малыш". И начинаются попытки Маркуса под его чутким руководством просить от жизни не то, чего хочется, чтобы именно это и получить, ну хоть с наглой официантки начать, заказ сформулировать "от противного"… Беда в том, что "Филадельфия", похоже, заразна!.. Александр Онищенко из тех одесситов, которые не позволят превратить свой город в унылую "Филадельфию", он будет заражать своим профессионализмом и вдохновением актеров и публику.
Режиссера увлекают "Натали" по Бунину, "Чеховские мотивы". В этом же "Театре на Чайной" интересно заявляет о себе режиссерскими постановками актер Олег Шевчук. И это в то время, когда официальные театры часто предлагают публике уж и впрямь "странные спектакли". Но в искусстве, где каждый за себя, все-таки возможно актерское братство.